EdTech
#Мнения

Тренды 2023 года для языкового сегмента EdTech: мнения игроков рынка

Какие тенденции проявились в уходящем году и перейдут в 2024-й?

Иллюстрация: Romiximage / Freepik / Jeremy Bishop / Unsplash / Little legends alphabet book / Annie для Skillbox Media

Как уходящий год отразился на EdTech-компаниях в сегменте обучения иностранным языкам и чего стоит ожидать от 2024-го (конечно, если не возникнет новых чёрных лебедей)? Мы узнали, что думают об этом:

  • Анастасия Шишова, руководитель продуктового направления онлайн-школы Skyeng;
  • Святослав Морозов, коммерческий директор онлайн-школы английского языка Skillbox;
  • Данила Бровко, руководитель направления маркетинга в ProgressMe — платформе для проведения занятий по иностранным языкам.

Спрос не упадёт: игроки рынка видят факторы, способствующие его поддержанию

Святослав Морозов полагает, что в 2024-м рынок останется примерно в том же положении, что и в 2023-м — причём это означает обновление конъюнктуры спроса.

«Считаю, что в этом и в следующем году будет проходить обновление конъюнктуры рынка. Людям всё так же интересен английский язык, но изменились обстоятельства, мотивация и цели изучения языка. Будет всё больше учеников, у которых есть чёткая потребность в применении языка на практике, например: для жизни за границей, для работы на международную компанию или для потребления контента в оригинале», — объясняет он.

Тот же тренд считает главным за последние годы Анастасия Шишова: языки учат для решения определённых прикладных задач.

«Всё меньше людей учат язык просто так, для себя, как хобби. И всё больше хотят учиться чему-то конкретному, что также вписывается в тренд на персонализацию, но детализирует его. Кому-то нужен такой курс, который подготовит к собеседованию в конкретную компанию, кому-то нужен английский для ежедневной работы, кому-то нужно переехать и адаптироваться. Даже за формулировкой „мне всё равно для себя“ скрывается что-то конкретное. <…> В ситуации неопределённости на первый план выходит попытка подготовиться к форс-мажорным обстоятельствам: переезд, командировки, внеплановая смена работы», — говорит она.

Анастасия ожидает от рынка стагнации или лишь незначительного роста. Она объяснила это тем, что в последние годы спрос на иностранные языки достаточно стабилен. В качестве возможных драйверов роста эксперт называет:

  • «перетекание» между форматами (пользователи теперь чаще предпочитают заниматься на онлайн-платформах, чем в офлайн-школах и с репетиторами);
  • рост спроса на изучение прочих иностранных языков, помимо основного — английского.

А Данила Бровко считает, что в 2024-м языковой сегмент EdTech покажет рост. Он перечислил факторы, которые этому будут способствовать:

1. Глобальная коннективность. Под этим термином имеется в виду возможность работать и учиться удалённо из любой точки мира — это становится мощным стимулом для изучения иностранных языков. Знание языков — теперь неотъемлемая часть повседневной жизни, образования и карьеры, и эта тенденция сохранится и в 2024 году, уверен эксперт.

2. Перераспределение интересов. «Не будет секретом, что английский язык до сих пор является господствующим среди изучения иностранных языков, но уже сейчас мы в компании ощущаем повышение количества преподавателей и школ китайского, турецкого, казахского и других языков», — объясняет Данила Бровко.

3. Стойкое стремление к обучению языкам. Интерес к этому остаётся прочным, а знание языка рассматривается как признак образованности и привлекательности на рынке труда.

4. Увеличение количества специализированных, нишевых направлений. Это значит, что будет появляться больше таких курсов, как, например, «Английский для дизайнера», «Английский для маркетолога», «Английский для IT-разработчика» и так далее. Новые потребности создают предложение на рынке.

Спрос ещё не достиг возможного потолка, но для его роста, вероятно, нужны особые условия

Продолжая мысль о возможном росте языкового сегмента в следующем году, руководитель направления маркетинга в ProgressMe отмечает, что всё больше людей осознают важность инвестиций в своё образование.

Фото: Ground Picture / Shutterstock

«Начиная с поколения миллениалов дополнительное обучение, микрообучение, где люди добирают необходимые им актуальные навыки, стало повседневностью. Чтобы оставаться актуальным и востребованным на рынке, необходимо учиться постоянно. Поэтому перспектив роста в EdTech как никогда предостаточно», — резюмирует Данила Бровко.

Остальные спикеры считают, что для расширения сегмента нужны особые условия. Так, Святослав Морозов необходимым условием обозначил поддержку властей:

«Возможности для роста есть, но здесь уже важна помощь государства, массовое поощрение процесса обучения с его стороны и предоставление новых возможностей тем, кто регулярно улучшает и обновляет свои знания».

А Анастасия Шишова полагает, что рост возможен, если компаниям-работодателям станут чаще требоваться для международной деятельности сотрудники, владеющие иностранными языками — причём не только английским. Это способствовало бы развитию B2B-направления.

Перегретый рынок рекламы и неопределённость — возможные препятствия для роста

Эксперты назвали конкретные трудности, мешающие росту количества пользователей у платформ для изучения иностранных языков. Святослав Морозов считает, что главные проблемы — это перегретый рынок рекламы и нехватка новых источников привлечения клиентов.

«Эту проблему пытаются решить многие крупные игроки на рынке, но для компенсации потерь нужно явно больше времени. У пользователей изменились цели и мотивации к изучению языка, сложнее стало работать с более холодной аудиторией. Скорее, к этому нам нужно просто адаптироваться, это должно стать новой реальностью, в которой каждая компания в EdTech будет находить свои уникальные решения», — полагает коммерческий директор онлайн-школы английского языка Skillbox.

Данила Бровко назвал основной сложностью неопределённость — как для потребителей, так и для поставщиков образовательных решений:

«Новые инициативы госрегулирования, конъюнктура рынка, влияние стремительно развивающегося искусственного интеллекта. Это всё может сильно повлиять на вектор развития сегмента обучения иностранных языков, как и всего EdTech в целом. Важно отметить, что каждая компания может сталкиваться с уникальными проблемами, и эффективные стратегии решения будут зависеть от конкретной ситуации и контекста».

Что можно назвать хорошими итогами 2023 года для отрасли

Рассуждая о том, что в уходящем году стало лучше или понятнее в языковом сегменте EdTech, спикеры назвали несколько пунктов:

  • появилось больше точечных узкоспециализированных продуктов, заточенных под запросы пользователей;
  • стало понятнее, кто основные игроки на рынке и к кому с каким запросом нужно идти пользователям, чтобы удовлетворить свою потребность;
  • условия для онлайн-обучения стали комфортнее: развились инфраструктура, прочие возможности для эффективного взаимодействия студентов и преподавателей в виртуальной среде;
  • стало больше качественного и интересного образовательного контента.

Никто из опрошенных экспертов не ощутил критически острого дефицита кадров в своём сегменте — они объяснили это преимуществом удалённого режима работы. Однако сложности при поиске новых сотрудников, по их словам, всё же возникали.

Фото: west_photo / Shutterstock

Святослав Морозов рассказал, что ближе к концу года в онлайн-школе английского языка Skillbox столкнулись с недостатком кадров в сфере продаж. Поэтому в компании решили сделать упор на внутреннее обучение и «взращивание» специалистов внутри неё. А Данила Бровко отметил, что находить, заинтересовывать и удерживать хороших сотрудников было непросто и раньше, так что нельзя сказать, что сложности привнесли именно события последних двух лет.

В 2024 году предстоит решить много задач

Мы также попросили экспертов рассказать, на каких ключевых задачах, по их мнению, сосредоточится языковой сегмент EdTech в следующем году. Ожидаемо, одним из трендов они назвали расширение использования искусственного интеллекта. Но применять эти технологии можно по-разному.

«Я думаю, всё больше игроков пойдут в историю создания контента с помощью ИИ и его внедрения в интерактивный процесс обучения. Это должно будет помочь упростить и удешевить процесс производства, при этом не потеряв в качестве. Это также поможет привлечь новую и вернуть текущую базу пользователей, заинтересовав их новым форматом обучения», — предположил коммерческий директор онлайн-школы английского языка Skillbox.

А руководитель направления маркетинга в ProgressMe полагает, что игроки рынка будут искать новые способы использования ИИ для оптимизации рабочих процессов внутри EdTech-компаний. При этом он подчеркнул, что не считает инструменты ИИ волшебной палочкой, а рассматривает их только как поддержку, которой ещё нужно уметь пользоваться.

Кроме тренда на создание контента с помощью ИИ, Святослав Морозов ожидает, что будет появляться всё больше комбинированных продуктов для закрытия сразу нескольких целевых запросов пользователей. Например, в Skillbox есть языковые курсы для представителей конкретных специальностей — то есть это продукты для развития в конкретной профессии.

Данила Бровко ещё одной ключевой задачей назвал фокус на объединение разных функций в рамках единого интерфейса для пользователя:

«Мы замечаем, что пользователи чаще всего выбирают платформу, где они могут получить все необходимые услуги или использовать функционал, не переключаясь между разными продуктами. Например, если для обучения человеку требуется одновременное использование видеозвонка, виртуальной доски и интерактивных материалов, мы стремимся предоставить такую возможность. Это подчёркивает важность понимания и учёта потребностей пользователей, а также гибкость в адаптации к их запросам».

Также в ProgressMe ждут, что сегмент обучения иностранным языкам пополнится образовательными проектами, ориентированными на детей, поскольку направление KidTech сейчас усиливается.

Научитесь: Продюсер онлайн-курсов с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована