Что происходит со спросом на курсы по IT-профессиям
Эту болезненную тему затронули на обсуждении итогов 2024 года для российского EdTech-рынка.


Кадр: фильм «Главный герой» / 21 Laps Entertainment / Berlanti Productions
4 февраля агентство Smart Ranking, которое готовит ежеквартальные рейтинги российских компаний в сфере EdTech и в других отраслях, совместно с платформой Livedigital провело встречу «Итоги ушедшего года, особенности стратегии 2025, новые тренды и гипотезы в EdTech». В обсуждении участвовали руководители крупнейших компаний рынка — лидеров рейтинга 2024 года.
По подсчётам Smart Ranking, которые на встрече представила CEO агентства Дарья Рыжкова, в прошлом году российские EdTech-компании продолжали расти, но выручка ста крупнейших игроков оказалась всего на 19,5% больше, чем в 2023-м. Да, прирост от года к году есть, и это хорошо, но произошло существенное снижение темпов прироста по сравнению с предыдущим годом и тем более с периодом пандемии, когда EdTech-рынок в России стремительно разрастался.
Что происходит с онлайн-обучением профессиям
Заметно, что снижение темпов роста произошло конкретно в сегменте дополнительного профессионального образования (ДПО). Раньше именно обучение взрослых новым профессиям и навыкам, прежде всего в IT-сфере, драйвило рынок. На встрече эксперты и руководители крупнейших компаний обсудили, в чём причина — в повышенной ключевой ставке ЦБ, из-за которой многим стало недоступным обучение в кредит, или в более глубоких изменениях в российском обществе и экономике. Мнения разделились.
Генеральный директор «Яндекс Практикума» Илья Курмышев считает, что заметного роста рынка обучения взрослых новым профессиям в России ждать уже не приходится.
«Похоже, что рынок [ДПО] вышел на свои органические объёмы. Каждый год появляется примерно одинаковое количество людей, которые, например, принимают решение о смене профессии и для этого получают новое образование. Точно так же, как каждый год в первый класс или на первый курс идут», — заметил он.
Компаниям со специализацией в ДПО, предполагает Илья Курмышев, предстоит и дальше конкурировать за ограниченный рынок. В самом «Яндекс Практикуме», по его словам, несмотря на положительную динамику продаж в сегменте B2C (то есть как раз в курсах по профессиям для индивидуальных слушателей), основным драйвером роста стали продукты для корпоративного обучения.
По оценке сооснователя и генерального директора Skillbox Дмитрия Крутова, общая динамика падения спроса на IT-курсы — около 10%. Он полагает, что количество тех, кто готов учиться и видит в этом смысл, упало из-за общей экономической ситуации, но это не означает, что российский рынок ДПО достиг своего максимума и больше расти некуда. Да, сейчас порой бывает так, что курьер может заработать больше, чем только-только начинающий айтишник, но это не значит, что вкладывать время и силы на обучение и развитие стало неоправданно. Важно начать заниматься тем, что называется «просвещение», помогая людям оценить свои карьерные перспективы в будущем, а не только доход в моменте «здесь и сейчас».
И это происходит «на другом уровне воронки» — такая работа направлена на появление спроса не в ближайшее время, а через полгода-год.

Проблему «перепроизводство джунов», которую в прошлом году даже называли проклятием рынка, Дмитрий считает «популистской», преувеличенной: трудность с джунами не в том, что на EdTech-платформах им якобы не дают достаточно компетенций, а в том, что большинство компаний-работодателей не готовы организовывать работу стажёрских или джуниорских команд. Это не значит, что разработчики и другие джуниоры в IT не нужны — они всё ещё востребованы, но необходимы новые подходы в их онбординге.
Экс-директор EdTech-направления Фонда «Сколково» Наталья Царевская-Дякина согласна с тем, что потенциал для роста в сфере обучения взрослых ещё не исчерпан — с её точки зрения, он находится в новых нишах обучения «синих воротничков», сотрудников корпораций в возрастной группе 45+ и так далее (подробнее об этих направлениях Наталья говорила на предыдущем вебинаре Smart Ranking и Livedigital).
Но она обратила внимание на важное условие, необходимое для того, чтобы заниматься и просвещением в сфере диджитал-профессий, и развитием новых направлений: доверие государства к EdTech-компаниям. О рисках по этой части свидетельствуют и дело «Like центра», и расследования в отношении блогеров. «В 2025 году надо как-то спозиционировать наш собственный рынок», — подчеркнула Наталья Царевская-Дякина.
Дмитрий Крутов тоже отметил, что EdTech-компаниям пора выработать общие этические нормы, например на площадке РАЦИО, чтобы все игроки рынка стали воспринимать как нечто недопустимое мошеннические заявления в рекламе или сомнительные финансовые схемы.
Где виден потенциал в условиях спада спроса на ДПО
Отметим, что об исчерпании готовой к переобучению аудитории взрослых студентов представители российских EdTech-компаний заговорили ещё в 2021 году, когда рынок рос значительно более быстрыми темпами. Обращаться к широкой аудитории, а не только к самым ресурсным и мотивированным потенциальным студентам тогда призывал Александр Ларьяновский, на тот момент управляющий партнёр Skyeng. Дмитрий Крутов тоже отмечал, что источником роста для EdTech могут стать те условные 36 миллионов россиян, которые до сих пор не проявляли интереса к образованию в новых форматах, и достучаться до них можно только через просвещение.
Однако за прошедшие годы процесс расширения взрослой аудитории EdTech не слишком, судя по всему, продвинулся из-за политических и экономических перемен (сказалась и остановка проекта «Цифровые профессии»). На встрече, организованной Smart Ranking и Livedigital, все представители компаний и эксперты говорили о ставках на другие сегменты рынка.
Дарья Рыжкова отметила, что в 2025 году детский сегмент — от подготовки к ОГЭ и ЕГЭ до курсов дополнительного образования — наконец-таки обгонит ДПО по объёму выручки. До сих пор аналогичные прогнозы не оправдывались, но в 2024-м, например, в топ-10 быстрорастущих EdTech-компаний вошли преимущественно представители как раз детского сегмента. То есть в потенциал этого направления поверить легче, чем в новый взлёт ДПО.

Дмитрий Крутов выразил уверенность, что в ближайшем будущем все крупные компании на российском рынке EdTech будут работать во всех сегментах: и в ДПО, и в высшем, и в среднем профессиональном образовании (СПО). При этом компании уже конкурируют с традиционными игроками рынка, в том числе с классическими вузами, во всех направлениях. Поэтому частным компаниям тоже необходимо предлагать образовательные продукты с формальными дипломами — доверие к ним, подчеркнул руководитель Skillbox, очень высокое.
О том, что взаимопроникновение EdTech и формального образования — дорога с двусторонним движением, говорила и директор по развитию бизнеса в IThub Group Кристина Граль. По её словам, колледжу ITHub и другим частным организациям СПО уже наступают на пятки государственные учреждения.