18+. Тай Уэст, «X»: авторский хоррор об американской мечте и борьбе со страхом смерти
Как усложнённый визуальный язык трансформирует слэшер в авторское высказывание.
 
 
В конце 1970-х две пары актёров, случайно найденный оператор-синефил и его ассистентка едут на ферму и снимают порнофильм. Они арендуют домик у пожилой пары: Говард не выходит на улицу без ружья, а Пэрл томится по утраченной молодости. Съёмка фильма для взрослых на контрасте с возрастными и этическими самоограничениями подсвечивает конфликт поколений и приводит к противостоянию, из которого непросто выбраться живым.
Кинокритик Оксана Агапова разбирается, как устроен яркий и хулиганский фильм о резне на техасской ферме и с помощью каких инструментов режиссёр Тай Уэст выводит «низкий» жанр к эксперименту с авторской формой и углубляет концептуальную канву слэшера.
В начале «X» маленький фургон героев теряется на фоне промышленных задворок Техаса: среди заводов и линий электропередач не осталось места человеческому, телесному и чувственному. Сеттинг с одиноким автомобилем, отправляющимся навстречу ужасному, открывал один из важнейших ужасов в истории кино — «Техасскую резню бензопилой» Тоуба Хупера. Её нередко рассматривают как комментарий к обществу потребления, в котором показатели производства и покупательской способности превалируют над социальными и в том числе добрососедскими связями.
Уэст не скрывает любви к классике хорроров, но расширяет тезис до вечного вопроса о борьбе за молодость и желания быть видимым для окружающих: известным и успешным, о чём говорит главная героиня Максин, её американская мечта — быть особенной.

Кадр: фильм «X», 2022 / A24

Кадр: фильм «Техасская резня бензопилой», 1974 / Bryanston Distributing Company
Особенность режиссуры Тая Уэста — аккуратное обращение с конвенциями хоррора и эксперимент с киноязыком для выделения острейших проблем общества. С этой целью он исследует самый жестокий и беспощадный поджанр — слэшер. Элементы слэшера в «X» легко узнаваемы: молодые герои, акцент на телесности и откровенных сценах, неприглядная американская глубинка в качестве локации и неприкрытая демонстрация цепочки убийств со всеми вытекающими (крики, кровь, хруст и наслаждение в глазах нападающего).
«Низкий» жанр трансформируется в авторское высказывание за счёт усложнённого визуального языка, работы с изображением и форматом кадра, эффектным и концептуально продуманным монтажом.
Ретроэстетика в условиях современного кинопроизводства
О процессе съёмок Тай Уэст рассказывает как о чрезвычайно тревожном и практически невыносимом этапе жизни, полном сюрпризов, компромиссов и попыток контролировать то, что не поддаётся какому-либо управлению. Запланированные сроки сдвинулись из-за пандемии, а Техас пришлось строить в Новой Зеландии, где были относительно мягкие ковидные ограничения. Перенос локации повлиял на замысел режиссёра — кино хотели снимать на плёнку, как слэшеры 1970–1980-х, но необходимой лаборатории для работы с плёнкой в Новой Зеландии не оказалось, а логистические задачи значительно увеличили бы бюджет и сроки производства.
Для максимального приближения к плёночной эстетике цифровые камеры кастомизировали специальной оптикой. Подобранные для съёмок линзы имитируют зерно, текстуру и тактильность плёночного кино, а открывающая сцена отсылает к традиции фильмов, снятых на 16-мм плёнку с форматом кадра 1,37:1.
Через пару секунд начинается движение камеры, и мы понимаем, что формат картины — 1,90:1, а хитрость в начале — всего лишь съёмка через дверной проём. Таким образом Тай Уэст сразу же даёт подсказку: не верь тому, что видишь, кино — торжество технических уловок и магия воображения зрителя.


Заигрывание с плёночной эстетикой продолжается в самых динамичных сценах. Не убийств, как можно было бы предположить, а сцен со съёмок порнофильма, ради которого герои забрались туда, где давно не было духа молодости. Тёмная и неуютная хижина озаряется тёплым светом, подчёркивающим красоту кожи, а ретролук кадра отражает не только авторское видение Уэста, но и героя-оператора.
Его интерес к авангардным документальным фильмам и наследию европейского кино отражается на подходе к съёмкам фильма для взрослых. О своей, по большому счёту, механической и непыльной работе он говорит: «Это мой шанс снять хороший и одновременно грязный фильм».
Камера как проводник экзистенциального ужаса и человеческой неудовлетворённости
Особый интерес режиссёра — изображение как материя, которая может напугать, потрясти и позволить зрителю выгулять страхи и желания. Типичное для слэшеров «слежение» за жертвами он заменяет съёмкой с отдалённого расстояния для передачи экзистенциальной тревоги и отчуждённости героев друг от друга и человека от природы. Эффектные и стремительные наезды камеры, прежде рассматривавшей людей с безопасного расстояния, усиливают напряжение: от наблюдательного объектива не скрыться даже в американском захолустье.



Относительно мягкое, но почти механическое движение камеры (словно за героями следит не человек) умело сочетается со съёмкой с рук для передачи субъективного взгляда Пэрл, ведь именно она запускает цепочку жутких нападений. Она будет следовать за молодыми телами в надежде вновь испытать физическое удовлетворение. Тревожное движение камеры в этом случае — дополнительная передача телесности пожилого человека, его невозможности двигаться так же плавно и незаметно, как это делают остальные герои.

Кадр: фильм «X», 2022 / A24
«Мерцающий монтаж», матч-каты и разделённый экран: преодоление возрастных границ
«Камера всё меняет, так?» — спрашивает ассистентка героя-оператора. Ещё основательнее искажает реальность монтаж. Именно его возможности характеризуют синтетическую природу кино. Несмотря на иллюзию линейности повествования, любая монтажная склейка подсвечивает манипуляцию сознанием зрителя: как его удивить, как провести через сопоставление разрозненных поступков героев, объединив их в единый нарратив?

«Мерцающий» монтаж усиливает тревожный ритм и предупреждает об опасности. События приобретают особый ритм, созвучный учащённому биению сердца. Через попеременное сочетание темноты и крупного плана белого порошка мы знакомимся со стриптизершей Максин: её жизнь проходит где-то в склейках беспросветности и запрещённых веществ, стимулирующих центры удовольствия.
Следующая «мерцающая» зарифмовка — курящая в постели пара и одинокая Максин, плавающая в пруду. Приём подчёркивает отчуждённость героев вне зависимости от глубины физического контакта.



И, конечно, рассказ об американской глубинке был бы неполным без темы религиозного воспитания и духовности. В доме Пэрл и Говарда постоянно включено одно и то же телеобращение священника. Его речь о распущенности и тяге к плотским утехам контрастируют с исчезающей за горизонтом машиной Максин, которая говорит об окончательной утрате веры.


Помимо такого пульсирующего эффекта, сопоставление в «X» достигается матч-катом, монтажным приёмом для соединения сцен через визуальное сходство. Для сцены фильма для взрослых снимают запотевшие стаканы лимонада. Склейка: те же бокалы Пэрл предлагает Максин. Один напиток, но разные обстоятельства и задачи: в первом случае он подчёркивает «горячую» обстановку, во втором — служит зацепкой к диалогу людей, которым не о чем поговорить.

Играя с визуальным контрастом, Тай Уэст акцентирует внимание на перекличке ситуаций и человеческих тревог на смысловом уровне. В одном из эпизодов витальная и конвенционально привлекательная героиня поёт песню. Экран раздваивается, на второй половине появляется пожилая Пэрл, которая не может смириться с утраченным ощущением сексуальности.
Использованная в эпизоде песня Landslide группы Fleetwood Mac, по словам вокалистки Стиви Никс, вдохновлена размышлениями о мимолётности жизни. Схожие переживания побуждают героев картины к действию. Молодых — к съёмке фильма о красоте тела, силе возбуждения и тяге к быстрому удовлетворению. Пожилых — к выбранной схеме самоограничений и неизбежному отдалению друг от друга.

Южная готика и игра с цветом
«X» можно также отнести к жанру южной готики с присущей ему жёлто-зелёной палитрой, темами зависимости и физического насилия, христианской традиции, граничащей с преступностью, бедностью и отчуждённостью. Тусклые пейзажи, скудность быта и интерьеров, затемнённость изображения, несмотря на съёмки в южных штатах — особенность жанра, объединяющая хулиганский «X» c динамичной и пугающей «Техасской резнёй бензопилой», тревожным и затягивающим во мрак «Настоящим детективом».



Филигранная игра с температурой кадра поддерживает нужный ритм и нагнетающую атмосферу фильма, а уже с первой жертвой трансформируется цветовая палитра. Пэрл убивает оператора и словно перерождается от выброса адреналина и ужаса содеянного. Сцена врывается в беспросветную будничность ярко-красным, цветом страсти и смерти.
Примечательна отсылка к чёрно-белому шедевру Альфреда Хичкока «Психо». Если впечатлительные зрители культовой ленты рассказывали о красной крови в сцене с ножом в душе, то «X» намеренно повышает насыщенность цвета: здесь кровь не развидеть, и первое убийство запускает цепочку нападений на чужаков. Сексуальное желание, доступное молодым героям, отражает жажду контакта, соединения и самой жизни, а его подавление подталкивает Пэрл к обратной стороне — смерти и уничтожению тех, кто нарушил привычный ход событий.

Кадр: «Психо», 1960 / Paramount Pictures

Пока жизнь не отделима от смерти, а хоррор — от желания зрителя столкнуться со своими страхами, Тай Уэст создаёт вселенную слэшеров о девушках, мечтающих стать голливудскими звёздами. Параллельно с «X» режиссёр снял приквел «Пэрл», а после приступил к сиквелу — «Максин». Перекличка имён — не случайность, и главные женские роли в трилогии играет обаятельная, дерзкая и одновременно пугающая Миа Гот (в «X» у неё целых две роли, зеркально противоположные, но схожие концептуально).
Серия слэшеров — излюбленный ход кинематографистов и продюсеров, но в случае Уэста интересно, как через противопоставление уязвимости и агрессии, комментарий к американской действительности и трансформацию женских образов он продолжает разговор о неизбежности угасания, которой его героини смело бросают вызов.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Другие материалы о дизайне в кино
- «Хорошее время»: клетка для городских парней
- «Солнце моё»: кино как пространство памяти
- «Бэтмен»: как мрачное и неторопливое кино показывает безумие и тревожность современности
- «Камон Камон»: как визуальный язык работает на восприятие истории
- 8 лучших логотипов в кино
- Смотри кино как дизайнер: приёмы из фильмов, которые пригодятся в работе
- 8 атмосферных фильмов, которые вдохновят визуалов
- «Гельветика»: кино о великой простоте
 Все
                                Все
                             Истории
                                        Истории Дизайн
                                    Дизайн Код
                                    Код Геймдев
                                    Геймдев Бизнес
                                    Бизнес Маркетинг
                                    Маркетинг Управление
                                    Управление Кино
                                    Кино Музыка
                                    Музыка Проектная фотография
                                    Проектная фотография Развитие
                                    Развитие Здоровье
                                    Здоровье Деньги
                                    Деньги Образование
                                    Образование EdTech
                                    EdTech Корп. обучение
                                    Корп. обучение Блог Skillbox
                                    Блог Skillbox Глоссарий
                                        Глоссарий Спецпроекты
                                        Спецпроекты Профориентация
                                        Профориентация
 
                     
                     
                                     
                                     
                                     
                                    