Кинопавильон: 9 фильмов о дизайне и дизайнерах
В подборке — футуризм, мода, архитектура, революция и оптимизм.
Кадр: фильм «Маржела: своими словами»
В моменты, когда вы отдыхаете или прокрастинируете, рекомендуем провести время с пользой и посмотреть новые фильмы о дизайне и дизайнерах. Собрали список кинолент не старше 2018 года: обещаем, чувства вины за впустую потраченный вечер вы не испытаете.
«Техноигрушки»
Документальный сериал, 2019–2021 гг., США
О чём?
Этот сериал рассказывает о футуристичной технике, которая соединяет в себе революционный дизайн, инженерное совершенство и экологичные решения: от наушников до яхт, от рабочего стола до мотоциклов. Всего в нём семь эпизодов: каждый длится от 15 до 25 минут и показывает, как промышленный дизайн решает такие проблемы, о которых вы, возможно, даже не думали.
Зачем смотреть дизайнеру?
В «Техноигрушках» инженеры и промышленные дизайнеры демонстрируют свои инновационные разработки и рассказывают о процессах: как они оттачивают форму, преодолевают технические ограничения и думают на два шага вперёд. Усилитель звука, превращающий любую поверхность в динамик. Рюкзак со встроенной зарядкой на солнечной батарее. Велосипед с деревянной рамой. Успехи таких профессионалов могут вдохновить на собственные смелые решения.
Что делать дизайнеру, когда нет вдохновения? У нас есть совет эксперта
«Дух Баухауса»
Документальный фильм, 2018 г., Германия
О чём?
К столетию Баухауса создатели фильма Нильс Болбринкер и Томас Тильш проанализировали утопические идеи школы: их историю и влияние на современность. Это повествование о том, как идеалистическое видение прекрасного будущего одной группы людей из двадцатых годов XX века продолжает влиять на политику, архитектуру и дизайн по всему миру.
Зачем смотреть дизайнеру?
Если мыслить масштабно, то идея способна действовать на общество даже спустя столетие. Студенты в городке Дессау изучали ремесло, веселились, болтали и развивали свободное мышление — и это сделало возможным создание прорывных продуктов, в том числе компьютера Apple. «Дух Баухауса» — это
1,5-часовой урок о том, что структура и фантазия, порядок и вдохновение рождают решения великой пользы.
«Аалто»
Документальный фильм, 2020 г., Финляндия и Норвегия
О чём?
История Алвара Аалто — «Гражданин Кейн» в области архитектуры и промышленного дизайна. Это панорама жизни финского модерниста: как молодой революционер прошёл путь до патриарха, против которого протестовали уже следующие поколения новаторов. Документальный фильм показывает знаковые здания и дизайнерские решения Аалто и рассказывает, как даже в одном табурете отражается весь гуманизм великого архитектора. А ещё лента отдаёт должное вкладу партнёра Алвара — его жены Айны — в успех мэтра.
Зачем смотреть дизайнеру?
Идеи и разработки Аалто создали основу скандинавского дизайна и прочно вошли в быт людей по всему миру. IKEA во многом обязана этому архитектору своим успехом. Документальный фильм показывает, что если в центре работы забота о людях, то результаты могут быть удивительно масштабными.
«История российского дизайна»
Документальный сериал, 2018 г., Россия
О чём?
Это образовательный кинопроект Московского музея дизайна, рассказывающий о четырёх этапах развития дизайна в нашей стране с 1917-го по 2017 год. От авангарда до ВНИИТЭ, от раннего СССР до наших дней — сериал, как выставка, проводит по знаковым объектам, явлениям, учреждениям и знакомит с ключевыми героями столетия.
Зачем смотреть дизайнеру?
«История российского дизайна» — доступный ликбез по основным понятиям и вехам за 100 лет. Эта документальная работа поможет структурировать знания об истории или восполнить пробелы. Можем порекомендовать смотреть его вместе с бабушкой, чтобы она, наконец, поняла, чем вы занимаетесь.
Или посмотрите этот четырёхсерийный фильм перед походом на выставку «История российского дизайна. Избранное. 1917–2022». Она идёт до конца ноября 2022 года в Новой Третьяковке.
ММД — единственный в России музей, посвящённый дизайну. Читайте интервью с его создательницей Александрой Саньковой о пластике и космических планах.
«История большой страны. Конструктивизм»
Документальный фильм, 2020 г., Россия
О чём?
В двадцатые-тридцатые годы новое государство изобретало свой образ. Это годы зарождения и расцвета великих творческих надежд и отчаянных индустриальных достижений. Конструктивизм — течение, которое родилось почти одновременно с Октябрьской революцией и заявило о себе на весь мир. Документальный фильм рассказывает о знаковых конструктивистских проектах, о контексте, идеях и истории этого явления, а затем о его запрете, забвении и наследии.
Скульптура плюс архитектура плюс пропаганда: читайте нашу статью о башне Татлина
Зачем смотреть дизайнеру?
«История большой страны» — проект для тех, кому не хватило конструктивизма в «Истории российского дизайна».
Визуальный код этого течения стал мировым языком дизайна. Мельников, Родченко, Лисицкий, все мечтатели из ВХУТЕМАС — отцы современной типографики, архитектуры и графического дизайна. Но в 1920 году они вряд ли ощущали себя авторитетами — они были молоды и хотели сказать новое слово. Возможно, рассказ о конструктивизме подскажет и вам, как совершить следующий прорыв?
«Почему мы креативны?»
Документальный фильм-анкета, 2018 г., Германия
О чём?
Режиссёр фильма 30 лет собирал ответы известных людей на короткий вопрос: «Почему вы креативны?» Не все его собеседники из мира искусства, но все они нашли своё призвание в жизни. Кто-то из них даёт остроумный комментарий, а кому-то оказывается сложно сформулировать мысль — подобные детали иллюстрируют глубину темы. Сотня интервью с Дэвидом Боуи, Стивеном Хокингом, Анджелиной Джоли, далай-ламой, Йодзи Ямамото, Михаилом Горбачёвым и другими смонтированы в динамичную картину.
Зачем смотреть дизайнеру?
Фильм даёт повод поразмышлять о своей креативности, своём месте, о влиянии окружающих. Саморефлексия — обязательная часть каждого арт-проекта, и «Почему вы креативны?» поможет вам не забывать об этом.
«Мау»
Документальный фильм, 2021 г., Австрия
О чём?
Автор дизайн-библии «S, M, L, XL» Брюс Мау задаёт зрителю вопрос: «Кто такой Брюс Мау?» Документальный фильм — это оптимистичная история о том, как выдающийся графический дизайнер из Канады достиг мирового успеха в профессии. Фильм проиллюстрирован его масштабными проектами: например, редизайном целой страны и брендингом MoMA.
Зачем смотреть дизайнеру?
Мау расширил саму сферу применения дизайна. Его можно считать главным проповедником идеи о том, что сила дизайна огромна и безгранична. Если вы разделяете эту мысль, то рекомендуем познакомиться с Брюсом и послушать о его карьере из первых уст.
«Техническая эстетика: Ленинград»
Документальный фильм, 2019 г., Россия
О чём?
Это вторая часть трилогии о создателях материальной культуры нашей страны (первая — об Уральской школе дизайна, третья — о Москве — пока не вышла). Фильм рассказывает о ленинградских инженерах и конструкторах, которые занимались и бытовым предметным дизайном, и объектами буквально космической сложности и атомной красоты: инструментами для работы в невесомости и ледоколом «Ленин».
Зачем смотреть дизайнеру?
«Техническая эстетика: Ленинград» рассказывает о ВНИИТЭ, о конструкторских бюро и промышленных дизайнерах. Они создавали вещи для обычных людей и для великих целей, преодолевали множество ограничений, но многие их проекты не ушли дальше рабочих столов. Посмотрите эту иллюстрированную энциклопедию недавнего прошлого в знак благодарности за их труд.
«Маржела: своими словами»
Документальный фильм, 2019 г., Германия, Бельгия и Франция
О чём?
В главных ролях — руки и голос самого скрытного кутюрье. Фильм повествует о Мартане Маржела, его карьере, идеях, жизненных обстоятельствах и воспоминаниях, но так и не показывает лицо. Здесь много уникальных кадров архивных съёмок, а руки модельера показывают ткани, альбомы и его эмоции. Это детальная история кутюрье, который доказал и показал всему миру мощь анонимности.
Зачем смотреть дизайнеру?
Во-первых, это красиво! Любая вещь от Maison Martin Margiela выглядит современной и актуальной — будь она родом из 1992-го или 2008-го. Во-вторых, он был одним из первых, кто привёл recycle в высокую моду.
Этот фильм можно считать авторским учебником по дизайн-провокации, где Мартан последовательно доказывает теорему: за каждой работой должна стоять идея, а не желание прославиться.