Сьюзен Кэр: легенда пиксельной графики
Рассказываем о создательнице первых компьютерных иконок, шрифтов для Mac и культового пасьянса «Косынка» для Windows.
tesla / youtube
Продолжаем наш цикл материалов о знаковых дизайнерах XX века. В прошлом выпуске мы рассказывали о Стефане Загмайстере ― самом дерзком дизайнере конца девяностых и нулевых. Героиня сегодняшней статьи ― дизайнерка Сьюзен Кэр, обладательница ряда наград, которую в 2018 году журнал Medium выбрал одной из женщин, сформировавших современный мир.
Самые известные её проекты — иконки и шрифты для Macintosh, а также работа с Microsoft и дизайн известного пасьянса «Косынка» для Windows. Её работы представлены в музеях современного искусства в Нью-Йорке и Сан-Франциско.
Из этой статьи вы узнаете:
- как Сьюзен Кэр попала в Apple;
- о связи клавиши Command и Скандинавии;
- о сотрудничестве с Полом Рэндом;
- как изменилась графика в системах Microsoft и IBM;
- что она создала для Facebook*.
«Либо быть хорошим художником, либо быть учителем»
Сьюзен Кэр родилась в 1954 году в городе Итаке штата Нью-Йорк.
С первого класса её любимым предметом было изобразительное искусство. В 14 лет Сьюзен устроилась стажёром к дизайнеру Гарри Лауксу в Институт Франклина — научный музей в Филадельфии. Гарри, который в то время работал у известного американского дизайнера Чарльза Имза, познакомил Сьюзен c типографикой и графическим дизайном. Процесс создания этикеток, на которые наносился шрифт на фотонаборной машине, невероятно вдохновил Кэр.
Чтобы получить опыт и собрать себе портфолио, Сьюзен бесплатно рисовала постеры и брошюры для колледжа, а также разные праздничные открытки и приглашения.
Степень бакалавра искусств Кэр получила в колледже Маунт-Холиок в Массачусетсе, окончив его с отличием. Потом продолжила учиться в Нью-Йоркском университете, где получила магистерскую и докторскую степени. Её дипломная работа в колледже и докторская диссертация были посвящены скульптуре.
Сьюзен планировала быть либо хорошим художником, либо учителем. После окончания университета она переехала в Сан-Франциско и работала куратором в Музее изящных искусств. Однако спустя время Кэр поняла, что находится не на своём месте: пообщавшись с художниками на выставках, она стала мечтать о собственной студии. Тогда Сьюзен ушла из музея, открыла студию в своём гараже и начала работать скульптором.
«Художница Macintosh»
В 1982 году Сьюзен Кэр позвонил бывший одноклассник Энди Херцфельд, который работал старшим программным архитектором операционной системы для Macintosh. В это время Сьюзен жила в Пало-Альто, неофициальной столице Кремниевой долины, и работала над скульптурой кабана в натуральную величину для Хот-Спрингского музея в Арканзасе. Энди попросил Кэр создать графику для новых компьютеров Apple. Она никогда до этого не работала ни с пиксельной графикой, ни с типографикой, но подумала, что будет интересно.
На бумаге в клетку Сьюзен отрисовала маленькие изображения из квадратов: каждый квадрат обозначал пиксель, имитируя растровый дисплей Macintosh. Среди эскизов будущих иконок был указательный палец для команды «Вставить».
В 2015 году скетчбук с эскизами иконок приобрёл Музей современного искусства в Нью-Йорке.
К собеседованию в Apple Computer Сьюзен подготовилась. Принесла скетчбук с эскизами и несколько прочитанных ею книг по типографике из библиотеки Пало-Альто, решив, что так она произведёт впечатление и увеличит свои шансы.
Собеседование она прошла и в 1983 году присоединилась к команде разработчиков. Сьюзен была рада, что её направили не в дизайн-команду. «Работая с инженерами, я смогу точно узнать, как создаётся программное обеспечение», — говорила она.
Какое-то время Сьюзен продолжала рисовать изображения иконок на бумаге в клетку, потому что редактора для компьютера тогда ещё не существовало, была только возможность с помощью мышки включать и выключать пиксели, высчитывая их координаты. Потом Энди Херцфельд специально разработал графический редактор, и Сьюзен смогла создавать изображения сразу на компьютере, сосредоточившись на творчестве и не отвлекаясь на математические просчёты.
У Сьюзен не было опыта работы с компьютером, но был опыт в графическом дизайне. Также растровая графика, по её мнению, была похожа на мозаику или вышивание, а в детстве мама учила её счётной вышивке — изображение формируется из маленьких одинаковых квадратиков, каждый из которых имеет своё строго определённое место. «Мне повезло, что у меня была мать, которая увлекалась рукоделием», — вспоминала Сьюзен.
В качестве прототипов некоторых иконок для Macintosh Сьюзен взяла иконки, которые использовались в системе на компьютере Apple Lisa, и усовершенствовала их — среди этих изображений, например, был значок мусорного бака для «Корзины».
Оригинальными (и самыми известными) работами Сьюзен стали иконка с улыбающимся компьютером, которая приветствовала пользователей при запуске системы, иконка с бомбой, означавшая системную ошибку, и рисунок для клавиши Command, который до сих пор есть на клавиатуре Apple. Для Command разработчики, кстати, очень долго искали изображение, пока Сьюзен в одной из книг не нашла знак, который используется в скандинавских странах для обозначения достопримечательностей.
Сьюзен создала крошечный портрет Стива Джобса размером 32×32 пикселя, на котором ей удалось передать даже его озорную ухмылку. Портрет понравился всем, даже самому Стиву.
Однажды Кэр сказала, что хорошие иконки больше похожи на дорожные знаки, чем на обычные рисунки: они должны быть простыми, лаконичными и запоминающимися. Она создала для Macintosh интуитивно понятную и удобную графику, которая позволила людям, далёким от технологий, не бояться работать на компьютерах.
Во время работы в Apple Сьюзен нужно было создать набор шрифтов для Macintosh. Большинство распространённых тогда цифровых шрифтов были моноширинные, поэтому Кэр разработала пропорциональные шрифты, первым из которых был Chicago. Этот полужирный системный шрифт использовался в интерфейсе Macintosh до 1997 года, а также в ранних версиях iPod.
Сьюзен Кэр и Энди Херцфельд хотели назвать шрифты в честь остановок поезда на главной железнодорожной линии Филадельфии. Стиву Джобсу понравилась эта идея, но он предложил использовать названия мировых городов. Так появились шрифты New York, Geneva, London, Toronto и Venezia.
Сьюзен также создала для Маcintosh «набор современных иероглифов». Шрифт Cairo состоял из миниатюрных изображений, которые пользователи могли вставлять в свой текст, — по сути, это были первые смайлики. Самым знаменитым изображением в этом шрифте стал Clarus the Dogcow — животное, похожее на собаку, которое часто принимали за корову из-за пятна на спине.
В Apple Сьюзен занималась не только разработкой шрифтов и иконок. Она рисовала в MacPaint иллюстрации для руководства пользователя Apple и рекламных материалов — изображение японской женщины, расчёсывающей волосы, пара теннисных туфель и детское питание для гурманов. Кстати, Сьюзен была одним из первых пользователей MacPaint, пробуя новые функции по мере их разработки.
После Apple
В 1986 году Сьюзен Кэр ушла из Apple вслед за Стивом Джобсом и стала креативным директором его новой компании NeXT Computer. Она отвечала за разработку фирменного стиля NeXT и пригласила своего кумира — дизайнера Пола Рэнда — создать логотип для компании. Как говорит она сама, сотрудничество с Рэндом ей очень многое дало. Больше всего Кэр была восхищена его уверенностью в такой неточной науке, как дизайн, и вспоминала, как однажды он чуть не стукнул по столу со словами: «Я занимаюсь этим пятьдесят лет, и я знаю, что вы должны делать!»
Возвращение к пиксельной графике
Работая в NeXT, Сьюзен поняла, что хочет продолжить заниматься пиксельной графикой. В 1989 году она основала собственную дизайн-студию Susan Kare Design и начала работать с крупными концернами, среди которых выделяются Microsoft и IBM.
Самая известная работа Кэр для Microsoft — дизайн карточной колоды для пасьянса «Косынка», который бесплатно поставлялся вместе с Windows 3.0, вышедшей в 1990 году и сразу начавшей набирать популярность. Также она создала для неё иконки и элементы дизайна — в отличие от чёрно-белой macOS, операционная система от Windows была цветной и поддерживала 256 цветов. Некоторые из иконок, например значок «Блокнота», оставались неизменными до выхода Windows XP в начале двухтысячных.
Между прочим, пасьянс «Косынка» был создан не только ради развлечения, но и чтобы научить первых пользователей компьютеров с помощью мыши передвигать объекты на экране.
В IBM она создавала иконки и элементы дизайна для конкурирующей с Windows операционной системы — OS/2, выпускаемой с 1987-го по 1999 год. Хотя система и поддерживала те же 256 цветов, в эти иконки добавился объём.
Сьюзен Кэр успешно адаптировалась к постоянно меняющимся технологиям: ей было интересно создавать чёрно-белые иконки для Macintosh и так же нравилось делать их цветными для Windows и OS/2. Однако в одном из интервью она призналась, что, если бы она могла выбрать проект, который надо было начать завтра, это было бы изменение графики для мобильных телефонов Nokia.
«Виртуальные подарки» на Facebook* и другие работы последних лет
В нулевых Сьюзен позвал работать в Facebook* дизайнер Джаред Моргенштерн. Кэр создавала «виртуальные подарки» — маленькие иконки, которые можно было оплачивать и отправлять другим пользователям. Эти яркие разноцветные изображения размером 64×64 пикселя отличались от того, что Сьюзен делала прежде для Apple и Microsoft: «В работе над „подарками“ я смогла сделать то, чего нет в UI. Иконки больше похожи на дорожные знаки, нежели на иллюстрации. „Подарки“ же не должны быть ничем иным, кроме как подарками».
«Виртуальные подарки» были невероятно популярны у пользователей Facebook*. Деньги от их продаж компания перевела в благотворительный Фонд по борьбе с раком груди им. Сьюзен Комен.
С 2015 года Сьюзен Кэр стала креативным директором в Pinterest. Эта работа, по её мнению, была очень похожа на работу в Apple: творческая среда и желание компании создать интерфейс, удобный для пользователей.
В 2021 году Кэр перешла работать в Niantic Labs — компанию, создающую игры для мобильных устройств с элементами дополненной реальности. Параллельно с этим Сьюзен продаёт постеры со своими известными иконками на kareprints.com и на каждый обязательно ставит автограф. Также она разрабатывает «пиксельные» паттерны для салфеток, подстаканников и полотенец магазина товаров для дома Areaware.
В своём творчестве Сьюзен Кэр продолжает придерживаться теории, что дизайн должен быть простым и ясным. «Не пытайтесь быть оригинальными, просто старайтесь быть хорошими», ― эти слова Пола Рэнда Сьюзен находит отличным советом.
Читайте также: Стефан Загмайстер: в поисках красоты и счастья