Дизайн
#истории

Как мерчандайзер стала дизайнером жилых и коммерческих интерьеров: история Елены Мамаевой

Елена оставила работу с хорошим соцпакетом и стабильной зарплатой ради творчества. И всё получилось: теперь она создаёт крутые интерьеры любых типов.

Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

Елена Мамаева

Россия, Санкт-Петербург



Достижения

Освоила Photoshop и ArchiCAD практически с нуля. Создала дизайн для сети московских бассейнов, работала старшим чертёжником и младшим дизайнером в известном дизайн-бюро Studia-54 и теперь развивается на фрилансе.


ссылки


Елена рассказала:

  • как работа мерчандайзера однажды подтолкнула её к дизайну интерьеров;
  • о самом интересном домашнем задании на курсе;
  • как устроилась в одну из самых крутых дизайн-студий Петербурга;
  • какие ошибки сейчас бы исправила в своих учебных работах;
  • где ищет идеи для своих дизайнов.

— Елена, чем вы занимались до того, как нашли себя в дизайне интерьеров?

— Много лет я работала мерчандайзером. Составляла планограммы для продуктовых супермаркетов (схемы, согласно которым товар выкладывают на полки), оформляла магазинные выставки, продумывала акции.

Моей основной задачей было так эффективно и грамотно заполнить витрины и стеллажи, чтобы привлечь как можно больше внимания клиентов и, соответственно, поднять продажи. Да, в этих задачах был приятный глазу порядок и своеобразная эстетика, но вот настоящая красота и креатив совершенно отсутствовали.

— А вам хотелось творчества?

— На самом деле на протяжении долгих лет я об этом даже не задумывалась. Пока однажды коллега не предложила мне оформить стеллажи для цветочной выставки. Выполняя эту новую для меня работу, я впервые почувствовала и осознала, что мне нравится «наводить красоту» и что я больше не хочу выполнять свои прежние однотипные задачи.

— Не думали остаться в профессии мерчандайзера и просто перейти в другой магазин? Туда, где был бы возможен креатив, как в примере с цветами?

— Нет. Дело в том, что проект с цветочной выставкой дался мне нелегко: как оказалось, одно дело — грамотно планировать размещение товара, стоек промоакций и товара со скидками, и совсем другое — красиво оформлять пространство. Здесь нужно особое видение. Мне для этого не хватало знаний и умений.

Тем более в тот момент я как раз находилась в декрете и выходила на проекты не из надобности, а по своему желанию. Все обстоятельства вместе — декрет, выставка, переосмысление своей профессии — и подтолкнули меня попробовать себя в чём-то новом.

Размышляла так: у меня большой опыт работы в коммерческой отрасли, я знаю, как устроены магазины и другие помещения, а ещё — немного умею оформлять стеллажи и пространства. Значит… пойду учиться дизайну жилых и коммерческих помещений.

«Ощущение, будто едешь на велосипеде, в твои колёса постоянно вставляют палки, но ты отчаянно пытаешься не упасть»: об учёбе

— И вот, вы определились со сферой и твёрдо решили сменить профессию. А что дальше? Как выбирали платформу для обучения?

— Сперва изучила все лекции, вебинары и марафоны по дизайну интерьеров, что только нашла в открытом доступе. Даже посещала живые мастер-классы от разных школ. В основном на таких встречах рассказывали о тонкостях профессии и том, как взаимодействовать с заказчиком. Иногда давали задания, например составить коллаж.

Со временем мне наскучило слушать одно и то же, захотелось углубиться в детали. Я стала искать материалы по эргономике, сочетанию цветов. Естественно, бесплатно такую информацию школы уже не предоставляли. Поэтому, изучив несколько платформ и их программы по дизайну, остановилась на курсе от Skillbox.

Елена за работой, на заднем фоне — виды Санкт-Петербурга
Фото: личный архив Елены Мамаевой

— Вам удалось найти ту информацию, за которой вы шли? Про эргономику, цвета.

— Да, конечно, мы проходили основы колористики и композиции и много что ещё. Но всё же больше всего я благодарна курсу за интересную и развивающую практику с развёрнутой обратной связью.

Например, в одном из домашних заданий нам нужно было подготовить дизайн-проект спагеттерии. Причём не просто включить фантазию и придумать его, нет. Сперва требовалось провести анализ конкурентов и целевой аудитории и только потом, на основе этих данных, создать планировку и оформление. Зато в остальном — полная свобода и никакого ТЗ!

— И всё-таки профессия дизайнера жилых и коммерческих помещений — сложная. С какими трудностями вы сталкивались во время обучения?

— Тяжелее всего мне было морально. Приходилось внутренне мириться с тем, что я не могу визуализировать идею так, как представляю её в своей голове. Дело в том, что я совсем не умела чертить в ArchiCAD и плохо понимала Photoshop.

Поначалу освоение программ давалось мне с трудом. Ощущала себя так, будто еду на велосипеде, в колёса которого постоянно вставляют палки, но я отчаянно пытаюсь не упасть.

Короче говоря, очень скоро я поняла, что так дело не пойдёт: пока не разберусь с инструментом, не смогу творить. И тогда я на некоторое время отложила курс по дизайну в сторону и пошла штурмовать ArchiCAD. Настойчиво.

«‎Скажу без зазрения совести: я создала несколько потрясающе красивых объектов»: о работе в дизайн-студии

— В итоге ваша настойчивость с ArchiCAD помогла вам стать чертёжником в одной из самых крутых дизайн-студий Петербурга, Studia-54!

— Всё так. Сложности всегда мотивируют меня расти и двигаться вперёд 🙂

А вообще, в Studia-54 я отправляла два резюме: на вакансию чертёжника и на вакансию дизайнера, ведь к тому моменту уже успела пройти добрую часть основного курса. Но всё же в создании чертежей и правда разбиралась лучше. Не только потому, что углубилась в ArchiCAD, но и поскольку на прошлой работе постоянно чертила те самые планограммы — схемы магазинов. Правда, там использовала другие программы.

— Studia-54 создаёт премиальные жилые интерьеры класса люкс. Отбор на вакансию был такой же серьёзный, как и ценовой сегмент?

— И да, и нет. С одной стороны, сразу после собеседования я получила объёмное задание: начертить планировку помещения площадью 70 квадратных метров. С другой стороны, на эту работу дали два месяца. За этот срок можно тщательно, но при этом в спокойном темпе выполнить и проработать чертёж, учесть все нюансы. Я уложилась в дедлайн, и меня приняли.

— Какой план у вас был? Поработать немного с чертежами, проявить себя, а потом перейти в дизайнеры?

— Да. Работу чертёжником я с самого начала воспринимала лишь как промежуточный шаг на пути к желанной позиции дизайнера интерьера. Поэтому, когда через год меня повысили до старшего чертёжника, я поняла, что что-то пошло не так…🙂

Решила действовать: пообщалась с руководством и попросила дать мне тестовое дизайн-задание. Честно призналась, что очень хочу попробовать, но не могу сказать точно, что справлюсь, и не уверена, готова ли морально к смене профессии, ведь всё ещё учусь. Мне пошли навстречу.

Всё получилось: я успешно выполнила тестовое задание, а затем прошла стажировку и так оказалась на должности младшего дизайнера. Первое время было очень трудно: приходилось оперативно разбираться со всеми тонкостями новой специальности, так ещё и справляться со стрессом от резкой смены деятельности. Но… без зазрения совести могу сказать, что у меня это хорошо получалось — я успешно сдала несколько безумно красивых помещений.

— И всё же через некоторое время вы решили уйти из известной дизайн-студии. Почему?

— Мне показалось, что моего опыта недостаточно для работы в настолько крутом месте. Да, я обладаю сильной теоретической базой, но чуть-чуть проседаю в насмотренности и оперативности в работе. А без этого в дизайн-студии никак.

Студия берёт много крупных и серьёзных проектов, которые обязательно нужно сдавать в срок. У дизайнера нет времени спокойно размышлять, искать варианты, фантазировать — нужно уметь быстро и при этом качественно выдавать лучшее решение из возможных.

В этом плане я слегка отставала от своих коллег. Что, в принципе, абсолютно нормально: всё-таки, как новичок, я ещё не имела в памяти большого количества референсов. Никто меня за это не осуждал и не порицал, однако я сама испытывала сильный дискомфорт и поэтому решила уйти.

— Как к вашему решению отнеслось руководство?

— Спокойно. Мне даже предложили вернуться, когда доучусь и буду чувствовать себя увереннее. Так что, кто знает, может, мой путь в Studia-54 ещё не окончен.

Об ошибках в первых проектах, поиске идей и страхе перемен

— Какие у вас планы на ближайшее будущее?

— Пока что доучиваюсь и ищу заказы на фрилансе. Хочу двигаться в свободном темпе и брать нагрузку по силам. Всё-таки во время работы в студии я жила по жёсткому графику: нужно было обязательно посещать офис, дорога до которого занимала два часа. А теперь это время я могу посвятить саморазвитию.

Кроме того, сейчас обновляю свой профессиональный сайт. Я создала его в самом начале своего пути в дизайне и выкладывала туда учебные работы. За прошедшее время я сильно выросла, поэтому, конечно, теперь мне хочется всё переделать 🙂 Я вижу, какие ошибки допускала, понимаю, как можно улучшить свои проекты.

— А что именно хотите исправить?

— Если углубляться в детали — в некоторых работах я бы изменила цвета и добавила декор. А если говорить в общем, то почти везде у меня страдает подача: всё-таки во время выполнения я только училась работать в программе 3ds Max и, конечно, допускала ошибки. Мои старые проекты похожи на коллаж: они геометричны, но не объёмны, им не хватает текстуры.

Зато теперь, с новыми знаниями, я могу исправить свои же промахи и переделать визуализации более грамотно. Кстати, с одной из работ — проектом офиса — я это уже провернула. Вышло отлично. Но справедливости ради также хочу сказать, что, смотря на свои учебные работы сейчас, я учусь подмечать и свои сильные стороны. Например, у меня всегда хорошо получались планировки: даже спустя время я не могу ни к чему придраться в этом плане.

— В профессии дизайнера интерьеров вы уже несколько лет. Какой из ваших проектов, выполненных за это время, полюбился вам больше всего?

— Ещё до работы в студии я разрабатывала концепцию и дизайн для сети бассейнов грудничкового плавания «‎Аквапупс». У меня было время хорошенько продумать все детали, поскольку во время выполнения заказа как раз начался коронавирус, и заказчики не спешили с открытием.

Бассейны строились в Москве, а я живу в Петербурге, поэтому сопровождала стройку дистанционно и «ходила» по ней виртуально в SketchUP. Также много дельных комментариев давала руководитель проекта, с которой мы были на постоянной связи. По итогу мы так сработались, что я оформила для компании не один, а целых шесть бассейнов! И теперь у меня в портфолио есть такой интересный кейс.

— А каким вы видите проект мечты для себя? Тот, над которым бы очень хотели поработать хоть раз в жизни.

— Я мечтаю спроектировать и оформить что-нибудь общественно значимое. Библиотеку, например, или вокзал. В общем, такое помещение, которым люди будут пользоваться на протяжении десятилетий и которое всё это время будет оставаться функционально удобным.

— Где вы берёте идеи для своих дизайнов? Помимо пожеланий заказчика из технического задания?

— Ох, найти идею — самая сложная задача для любого творческого человека. Мне помогают следующие способы:

  • Наблюдать за природой
    Я заметила, что многие дизайнерские приёмы навеяны природой. И наоборот, творения природы иногда настолько причудливы, что кажется, что их придумал человек. Возьмём то же растение суккулент — его листья зеркально закручиваются и выглядят, как замысловатая геометрическая фигура. Удивительно! Или, например, однажды я делала проект санузла, в дизайне которого были отсылки к восходу солнца.
  • Составлять коллажи
    Раньше, когда мне приходила на ум концепция интерьера, я искала в интернете картинки готовых квартир, максимально передающих мою задумку. Думала, что так вдохновляюсь. Но это неправильный подход: таким образом вы просто копируете работу другого специалиста.

Теперь я считаю, что своё видение нужно собирать по деталям. В первую очередь — отталкиваться от приёма. Например, сначала поймите, как хотите стыковать паркет с плиткой, и найдите подходящий референс только по этой детали. Или возьмите за основу понравившийся предмет декора: найдите картинку с классным стулом, отлично вписывающимся в вашу концепцию, а всё остальное отсеките. И так, по фрагментам, как мозаику, соберите свой собственный дизайн.

— Елена, что бы вы посоветовали на личном опыте тем, кто тоже хочет сменить профессию, но очень боится?

— Я хорошо понимаю, насколько страшно уходить в никуда! Мне в этом плане даже в каком-то смысле повезло: всё-таки, пока я училась дизайну интерьеров с нуля, я сидела в декрете и фактически числилась на другой работе. И всё же декрет не вечен. Вскоре и мне пришлось решать: либо выходить на работу, либо увольняться. Этот непростой шаг я очень долго оттягивала.

На прежней работе меня прельщала стабильность, хороший соцпакет с белой зарплатой, служебная машина, полис ДМС, но… я точно знала и чувствовала, что там мне больше не место. Тогда я сказала себе: «Посмотри, сколько всего ты сделала для новой профессии. Повернуть назад — значит обесценить все свои трёхлетние усилия». Это помогло решиться на важный шаг. Помню, когда я всё-таки забрала документы с прежней работы, то почувствовала огромное облегчение.

Так что мой личный совет прост, но очень действенен: даже если боязно, пробуйте. И однажды всё обязательно получится.

Нейросети для работы и творчества!
Хотите разобраться, как их использовать? Смотрите конференцию: четыре топ-эксперта, кейсы и практика. Онлайн, бесплатно. Кликните для подробностей.
Смотреть программу
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована