«Кто знает! Может, и собственный бренд одежды создам»: зачем фотограф изучил Clo 3D
Дмитрий прошёл путь от продавца каминов до успешного видеографа и визуализатора. Сейчас он думает стать дизайнером одежды.
Иллюстрация: Wikimedia commons / Colowgee для Skillbox Media
Дмитрий рассказал:
- как обучался фотографии по книгам и форумам;
- где нашёл первых клиентов;
- как делать качественные ролики при маленьком бюджете;
- что помогает ему справляться с трудными правками;
- как Clo изменила его взгляд на одежду.
— Дмитрий, вы прошли путь от продавца до 3D-визуализатора одежды. С чего всё началось?
— Всё началось ещё в 2008 году. В то время я занимался продажами: сначала был торговым представителем, а затем работал директором розничного направления в сети магазинов печей и каминов. Но меня всегда тянуло к творчеству. Я мечтал о том, чтобы зарабатывать делом, которое мне действительно по душе. Поэтому, параллельно с основной работой, я начал увлекаться фотографией.
— В те годы ещё не было такого количества онлайн-курсов. Где вы обучались?
— Теорию я проходил самостоятельно по книжкам. Читал, например, книгу советского фотографа Александра Лапина «Фотография как…». Изучал по ней композицию и вообще фотографию как творчество. Техническую сторону фотографии познавал по «Настольной книге стробиста» (Сил Арена «Настольная книга стробиста: Научиться управлять светом со вспышкой Canon Speedlite» — Ред.). По ней учился пользоваться фотоаппаратом, запоминал, какие кнопки нажимать, как снимать при разных выдержках и так далее. Ещё в школе Amlab купил курс по Lightroom и учился обрабатывать фотографии. В остальном же набирался опыта методом проб и ошибок.
Смотрел фотки крутых фотографов в интернете, старался их повторить. Иногда писал кому-нибудь из профессионалов прямо в личные сообщения, обращался за советом. Ещё часто лазал по зарубежным пабликам и форумам, особенно по турецким и индийским, всё переводил. Турция и Индия, кстати, до сих пор опережают нас в сфере видео. Только вышло обновление у программы — индийцы его уже изучили и записали видеоурок.
О том, как найти клиентов и снять крутую рекламу
— Как вы находили первых клиентов?
— Я начал публиковать свои работы в интернете. Сначала получал критику, но со временем стали появляться люди, готовые платить за моё творчество.
Первые клиенты появились благодаря сарафанному радио. Этот инструмент во все времена был и остаётся самым мощным средством по поиску заказчиков. Сначала я бесплатно фотографировал знакомых девчонок для аватарок во «ВКонтакте» на фоне цветущей вишни 🙂Потом приходили их подружки, им я уже говорил: «Теперь я фотографирую за тысячу рублей!» И дальше всё шло по инерции: приходят подружки подружек, потом кто-то из знакомых решает жениться — и вот я уже фотографирую первую, вторую, третью свадьбу. На свадьбах ко мне подходили уже новые люди и просили фотографировать для их бизнеса. Я соглашался на все заказы. Нужно сфоткать ресторан? Не вопрос! Сделать фотографии для молокозавода? Давайте!
У нас небольшой город, и со временем многие жители Боровичей узнали, что есть «Дима, который снимает». Так что в 2014 году я решил, что пора уходить из продаж и наконец-то зарабатывать только фотографией.
— Освоив фотографию, вы решили изучать операторское мастерство?
— Да, стал дальше прокачивать свои навыки. Тогда как раз только появлялись видео в «Инстаграме»*, создавались первые рекламные аккаунты, и я понял, что съёмка видео может принести хорошие деньги. Найти клиентов уже на поприще видеографа тоже не составило большого труда.В Боровичах много предприятий, и всем им нужна реклама, хорошие снимки и видеоролики. В Москве производство рекламы стоит очень дорого, поэтому многие предприятия искали видеографов в регионах и, благодаря тому же «сарафану», находили меня.
Я считал своим преимуществом то, что я постоянно совершенствовался и равнялся не на специалистов местного уровня, а на самых крутых профессионалов как в нашей стране, так и за рубежом. Смотрел на топовых фотографов Голливуда, вникал, как делаются все эти дорогущие клипы и фильмы, тщательно подбирал технику, реквизит. Всегда думал, как за наш маленький бюджет, ну, скажем за 200 тысяч рублей, снять такую рекламу, словно у нас миллионы.
— Поделитесь лайфхаком, как снять за 200 тысяч рублей рекламу голливудского уровня?
— Нужно стараться выжать максимум из имеющихся возможностей. Например, помню, когда я только начинал фотографировать, я самостоятельно разработал алгоритм по настройке резкости у фотографий во «ВКонтакте». Мне хотелось, чтобы фотографии для аватарок выглядели не хуже, чем фото из журналов, и их качество не портилось при сжатии. Я лазал по форумам, общался с технарями, изучал пикселизацию и так далее. В итоге я таки добился того, что у меня во «ВКонтакте» были фотки идеальной резкости. И один клиент, кстати, пришёл ко мне именно из-за того, что ему понравилась резкость фотографий.
Точно так же я заморачивался для крупных проектов. Всегда старался оптимизировать процесс. Например, часто не было возможности арендовать профессиональную технику. Покупать — дорого, везти из Москвы до Боровичей ради одной смены — нерентабельно. Я старался думать, что я могу сделать, чтобы приблизиться к нужному мне результату. Может, где-то резкость надо повыше поставить, где-то правильный свет сделает своё дело, а где-то понадобится особый плагин для монтажа.
Конечно, я не могу сказать, что у нас действительно всё выглядело «по-голливудски», но я делал всё, что от меня зависело!
— Как вы пришли к визуализации одежды?
— Когда я стал работать с видео на профессиональном уровне, у меня образовалась внушительная клиентская база, и многие заказчики стали спрашивать, могу ли я добавить графику в отснятые видео, например красивый анимированный текст. Так я освоил ещё и моушн-дизайн.
А ещё через некоторое время я начал плотно и регулярно работать с брендом одежды Bodo. У них всегда было много креативных идей касательно контента для соцсетей. Мы очень сдружились, так что вскоре я перестал брать других клиентов, и Bodo стал единственным заказчиком, с которым я работаю и по сей день.
Пару лет назад у заграничных брендов начали появляться ролики с виртуальной одеждой. Вот и мы решили сделать такую же фишку в нашем инстаграм-аккаунте*. Я понял, что в обычных программах для моушна одежду не визуализируешь в точности такой, какая она в жизни. Так можно сделать только в Clo. А чтобы работать в Clo, надо знать основы кройки и шитья. Так я пришёл на курс Skillbox.
О навыках шитья, насмотренности и о том, как справляться с трудностями
— Что стало для вас самым сложным на курсе?
— Для работы в Clo нужно обладать хотя бы базовыми знаниями кройки и шитья, потому что в ней нельзя просто так из ничего нарисовать свитер. В этой программе ты буквально занимаешься виртуальным конструированием одежды по лекалам. И сложность была как раз в понимании всех этих швейных тонкостей: что такое выкройки, швы, вытачка, пройма, почему нужно где-то сутюжить, а где-то разутюжить, что такое долевая нить, уток и ещё много других вещей!
До курса я никогда не сталкивался с шитьём, и мои познания в этой теме заканчивались тем, что я знал о существовании швейной машинки. И вообще я думал, что шить — это очень легко. Ну многие же прямо дома шьют по этим швейным журналам, значит, это вообще каждый может делать. Как я ошибался!
Я очень долго вникал в эту тему. Делаешь — не получается, пишешь куратору — он подробно объясняет на твоём примере, а ты всё равно не понимаешь!
Я даже напросился в цех нашего бренда, чтобы мастер провёл меня по всем этапам шитья и рассказал про каждый. Я понял, что Clo, по своей сути — это самая настоящая виртуальная фабрика по производству одежды. Так что теперь я немножечко швея! 🙂
Кстати, дизайнеры нашего бренда после моих отзывов про Clo тоже стали пользоваться этой программой. Она оказалась очень удобной!
— А что больше всего понравилось в обучении?
— Мой куратор, Надежда Сироткина, записывала мне видео, в которых разбирала мой проект, мои домашние задания.
В целом сама работа с Clo очень понравилась. Ты будто собираешь пазл: приятный процесс, от которого не устаёшь! Один кубик к другому, деталька к детальке, очень умиротворённо.
Это работа не потоковая, как в обработке фотографий, когда ты каждый день обрабатываешь по сотне снимков. Хотя, если я каждый день буду делать по десять образов и бесконечно править и рендерить их, может, и изменю свою точку зрения. Но пока что мне очень нравится!
— Кстати, насчёт постоянных правок. Это же довольно выматывающий процесс. Как вы психологически с этим справляетесь?
— Хороший вопрос! Они действительно выматывают. Иногда я так устаю, что опускаются руки, мне перестаёт нравиться то, что делаю. Особенно когда поджимают дедлайны.
Если есть возможность, я стараюсь отложить работу ненадолго, провести время с семьёй, съездить куда-нибудь на природу, сходить в спортзал. Обычно, разгрузив голову, я быстро справляюсь со всеми правками. Зачастую оказывается, что в многочисленных переделываниях виновата какая-нибудь дурацкая ошибка, например галочку в рендере не там поставил, но даже не заметил из-за усталости. Если возможности отвлечься от работы нет, я сижу за монитором до посинения, но стараюсь качественно отдохнуть уже после завершения проекта.
И когда довольный клиент пишет: «Вау, спасибо, только ты мог такое сделать», я уже готов брать новые и новые заказы. А после того как за работу ты получаешь приятную сумму на счёт, становится совсем хорошо 🙂
Но, кстати, c Clo пока что такого не происходило. Наоборот — конструирование одежды помогло мне получить новые знания, снова увлечься моушн-дизайном.
— За какими брендами одежды вы следите?
— За Hugo, ещё мне нравится бренд Monochrome. У них классные качественные ролики и фото.
Вообще я много за кем стараюсь следить. Насмотренность — это хорошо. Идеи редко генерируются с нуля. Почти всё, что производят люди, — это в хорошем смысле копии копий.
В голове складываются какие-то новые образы, но именно благодаря насмотренности лучше представляешь, как это сделать.
— Ваш взгляд на одежду в целом как-то изменился после прохождения курса?
— До этого одежда для меня была просто одеждой. Нравится — куплю, не нравится — не куплю. Теперь смотрю на вещи с точки зрения их конструирования, а иногда даже вижу ошибки, которые были допущены при создании. Недавно купил джинсы, а там шов выпячивается наружу, и я думаю: «А скроено-то не по долевой! Нарушение технологии кройки!»
Сейчас я планирую купить в Skillbox курс по конструированию одежды, так как эта тема мне интересна. Я теперь с точки зрения производителя интересуюсь, из чего одежда сделана и как. Clo открыла для меня новую дорогу. Кто знает, может быть, создам и собственный бренд!
* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».