5 шрифтов Эрика Шпикерманна
К 75-летию дизайнера рассказываем о его самых громких и важных проектах в типографике.
Иллюстрация: Robert Rieger / Adobe Creative Cloud / Annie для Skillbox Media
Эрик Шпикерманн ― один из самых известных графических дизайнеров и типографов современности, автор уже классических шрифтов FF Meta и Officina TLC, а также книги «О шрифте», ставшей настольной для многих дизайнеров.
В 1979 году он основал в Берлине студию MetaDesign, где создал фирменные шрифты для таких компаний, как Audi, Volkswagen, Mozilla и Deutsche Bahn. А в 1989 году совместно с женой Джоан и дизайнером Невиллом Броуди ― FontShop, первую компанию, продающую шрифты по почте. Сейчас это один из крупнейших онлайн-магазинов шрифтов. Совместно же с Броуди он открыл экспериментальную студию FontFont, которая изготавливала шрифты по принципу «дизайнеры для дизайнеров».
За свои достижения Шпикерманн получил Немецкую национальную премию в области дизайна в 2011 году, а также был избран президентом Международного общества дизайнеров-типографов (ISTD).
30 мая Эрику Шпикерманну исполняется 75 лет. Перемещаясь между Берлином, Лондоном и Сан-Франциско, он продолжает активно работать в своём агентстве Edenspiekermann и основанной им экспериментальной типографии p98a, писать книги и давать интервью. Сегодня мы расскажем о пяти его знаковых шрифтах.
Из материала вы узнаете о:
- самом «офисном» шрифте Officina ITC;
- городской типографике, которая работает уже 30 лет;
- шрифте для самых маленьких экранов;
- буквах, которые выглядят крупнее, чем есть;
- в чём секрет успеха Шпикерманна.
FF Meta
FF Meta ― семейство шрифтов, которое стало одним из ключевых для нового этапа типографики ― цифрового шрифтового дизайна. Шпикерманн хотел, чтобы этот гуманистический гротеск стал «полной противоположностью Helvetica», которую считал «скучной и безвкусной».
Рассказываем о фильме «Гельветика» и делимся мыслями дизайнеров о Helvetica в нашем материале.
История шрифта началась в 1984 году, когда Немецкая почта ― Deutsche Bundespost ― обратилась в офис компании Sedley Place Design, где работал тогда Шпикерманн. Им требовался нейтральный компактный шрифт, который был бы разборчив при печати на почтовой марке, но подходил бы и для использования на почтовых ящиках и грузовиках.
Чтобы сэкономить пространство, для нового шрифта Шпикерманн выбрал зауженные буквы. Также нужно было подобрать ширину штриха так, чтобы узкие символы в небольшом кегле не сливались друг с другом, но смотрелись гармонично и на больших поверхностях.
Несмотря на то что на разработку шрифта были потрачены значительные усилия, Deutsche Bundespost в итоге отказалась от проекта. Смена типографики потребовала бы перевыпустить всю документацию и заниматься оформлением транспорта. Но именно эти наработки стали основой для FF Meta. Шпикерманн с командой MetaDesign доработал эскизы, расширил количество начертаний и стилей и опубликовал этот шрифт в 1991 году.
Базовая форма FF Meta имеет небольшую вариацию ширины штриха, а скошенные концы и лёгкий изгиб некоторых выносных элементов придают гротеску живой и дружелюбный характер. Это впечатление усиливается и идеально круглыми точками над i и j, которые значительно превышают ширину штриха и будто бы готовы скатиться со своего основания. Из-за высоких строчных букв открытых форм FF Meta отлично читается в малых размерах.
Эти свойства обеспечили рост его популярности с развитием настольных издательских систем в девяностые годы и широту применения. Изначально FF Meta проектировался как шрифт без засечек. Но со временем пользователи стали интересоваться у Шпикерманна, какая антиква дополнит его наилучшим образом. Сначала он рекомендовал Swift, Minion или FF Clifford, но затем решил дополнить шрифт ещё одной версией Meta — с засечками. Он работал над ней вместе с Кристианом Шварцем и Крисом Соуэрсби, и спустя три года, в 2007-м, шрифт был опубликован.
Сегодня семейство FF Meta включает в себя более шестидесяти шрифтов. Все начертания имеют полноценный курсив с собственными буквенными формами и могут быть использованы для очень широкого спектра задач.
FF Meta — один из самых узнаваемых и продаваемых шрифтов за последние 20 лет. В 2011 году его добавил в свою коллекцию MoMA. Этот шрифт используют в корпоративной айдентике Mozilla Foundation, Имперский колледж в Лондоне и Партия либеральных демократов Великобритании. Используют его и на почте ― марки с FF Meta выпускают Нидерланды.
ITC Officina
Другой, также ставший классикой, шрифт Эрика Шпикерманна ― ITC Officina, разработанный для Международной корпорации шрифтов (ITC) в 1990 году. Он должен был отличаться от популярных гротесков, уже существующих в тот момент на рынке, а также стать универсальным для офисного применения — печати на лазерных принтерах, разрешение которых было не очень высоко.
За образец Шпикерманн взял шрифты для пишущей машинки ― Letter Gothic и Courier. Первый был привлекательным как хороший пример узкого шрифта, но не имел засечек. Брусковый же Courier отличался ярко выраженными засечками, хотя и почти не имел контраста.
Над Officina Sans Шпикерманн работал сам, а для версии с засечками Serif ему сначала предложил помощь его друг Герард Унгер ― автор шрифта Swift. Однако из-за другого проекта он был вынужден оставить свои идеи на стадии эскизов. В 1989 году Юст ван Россум присоединился к MetaDesign и помогал Шпикерманну в доработке серифной версии.
Глифы Officina имеют суженные пропорции, чтобы экономно использовать пространство, и достаточно сильные засечки, благодаря чему шрифт удобен для наборных текстов и разборчив даже на устройствах вывода с низким разрешением или на бумаге низких сортов. Так же внимательно Шпикерманн подошёл к разработке цифр, ведь «неразборчивые числа могут быть просто опасны» для документооборота.
Сегодня ITC Officina существует в двух версиях ― с засечками и без, ― каждая из которых имеет по пять начертаний с соответствующими курсивами. Такое многообразие сделало шрифт многофункциональным и позволило уйти от первоначального только «офисного» назначения.
Так, например, ITC Officina можно встретить на страницах интернет-магазина Amazon и упаковках его товаров, в Шотландии же это главный шрифт Национальных железных дорог ― он используется на поездах, вывесках и указателях.
Долгое время ITC Officina распространялся бесплатно вместе с Adobe Illustrator, что сыграло с ним злую шутку ― дизайнеры начали использовать его чаще, но шрифт стал казаться от этого чуть банальнее. Однако он по-прежнему неизменно входит в лист самых продаваемых шрифтов по версии магазина FontShop и топы лучших шрифтов от специализированных дизайн-изданий.
Шрифты для транспортной системы Берлина
После падения Берлинской стены в 1989 году команде под руководством Шпикерманна было поручено разработать новую систему указателей для берлинской компании общественного транспорта BVG (Berliner Verkehrsbetriebe).
Перед дизайнером стояла непростая задача. Он должен был придумать удобный и понятный способ навигации для городского общественного транспорта и предложить вариант нового шрифта, который был бы одинаково читаем и на вывесках в метро, и на улице. Глобальная задача ― создать новый образ объединённого Берлина в системе транспортного сообщения.
Специально для BVG Шпикерманн спроектировал FF Transit. В основу он взял Frutiger, который считается одним из лучших шрифтов для навигации и использовался, например, для оформления навигационной системы аэропорта Шарль-де-Голль в Париже.
Историю создания шрифта Frutiger читайте в нашем материале о шрифтовом дизайнере Адриане Фрутигере.
Для своего шрифта Шпикерманн сохранил те же пропорции, но сделал шрифт более узким. Новый шрифт получился более изящным, нежели его «прототип» ― дизайнер вернул гротескным точкам круглую форму и более выраженную разницу в толщине штриха. Дизайн включал множество вариантов, учитывающих все возможные области применения.
Так, например, отдельно были разработаны варианты с учётом визуальных искажений в зависимости от освещения: Transit Front ― для табличек, освещённых внешним источником света, и Transit Back для букв, которые подсвечиваются сзади или изнутри. Причём тёмные буквы, предназначенные для задней подсветки, имели более широкие штрихи, чтобы компенсировать светлые световые ореолы внутри. Буквы-лайтбоксы же, наоборот, были с более узкими штрихами ― при включении подсветки за счёт излучаемого света внешне штрих приобретал заложенную в шрифт ширину. Таким образом, ему удалось сочетать эстетические качества шрифта с комфортом для пассажиров.
Шпикерманн использовал FF Transit также на новой карте, которая объединила транспортные системы Восточного и Западного Берлина ― маршруты автобусов, трамваев и метро. Система должна была сделать город более доступным и понятным для его жителей ― ведь в течение почти трёх десятилетий Восточный и Западный Берлин развивались изолированно друг от друга.
Однако главным своим достижением сам Эрик считает унификацию цветового решения общественного транспорта ― автобусов, поездов метро и трамваев: «Я думаю, что это была, вероятно, лучшая идея с точки зрения брендинга ― вам не нужен логотип, потому что вы знаете, что если приедет жёлтая штука ― вы можете войти, она вас куда-то доставит!»
Информационная система для общественного транспорта объединённого Берлина продолжает действовать до сих пор ― шрифт FF Transit по-прежнему используется на вывесках, информационных табло и служит ярким элементом городской айдентики.
Nokia Sans
Ещё одним заказчиком Шпикерманна стала компания Nokia. В девяностые среди технологических компаний было модно использовать в качестве корпоративного шрифта Rotis — Nokia была не исключением. В начале двухтысячных она обратилась к Шпикерманну с просьбой разработать собственный корпоративный шрифт.
В 2002 году Шпикерманн представил результат своей работы ― семейство шрифтов Nokia, включающее ряд гротесков и сериф.
Nokia Sans и Nokia Serif в строке кажутся крупнее, чем другие шрифты того же кегля. Это объясняется увеличенной высотой строчных знаков при небольших выносах. При одинаковом оптическом размере для читателя Nokia Sans занимает меньше места, чем тот же Rotis. Такой подход к размеру букв нового шрифта был связан с наследием экранных шрифтов предыдущих поколений телефонов ― до появления смартфонов высота буквы на монохромном дисплее составляла всего лишь 8 пикселей, из них на выносы было отведено лишь 3 пикселя.
Также Nokia планировала использовать новый фирменный шрифт на последующих моделях своих телефонов. Именно в это время, в 2001 году, компания выпускает свой первый смартфон на операционной системе Symbian S60 ― с полноцветным экраном, который имел разрешение всего 176×208 пикселей. Шрифт должен был быть достаточно плотным, чтобы на небольшом дисплее умещалось как можно больше текста. Nokia Sans, разработанный Шпикерманном для полиграфии, адаптировался под дисплеи с этим небольшим разрешением, сохраняя узнаваемые очертания.
Основным начертанием в семействе стал Nokia Sans. Шпикерманн предлагал его использовать для ёмкого и хорошо структурированного текста ― инструкций, рекламы. То есть в ситуациях, где не подразумевается долгого непрерывного чтения и необходима экономия места. Другие же варианты были разработаны с учётом особых областей применения. Например, Nokia Sans Title для заголовков и логотипов или Nokia Serif для длинных текстов, где более предпочтительны шрифты с засечками.
Nokia просуществовала в типографической системе, разработанной Шпикерманном, почти десятилетие. Nokia Sans был интегрирован в логотип, использовался на упаковке, в рекламе, инструкциях. Компания провела ребрендинг лишь в 2011 году, когда запустила новое поколение мобильных телефонов Lumia, работающих на операционной системе от Microsoft.
Шрифтовая система для The Economist
В 2000 году Эрик Шпикерманн отвечал за редизайн британского журнала The Economist. Его работа имела невероятный результат: в течение уже первого года после перезапуска тираж увеличился вдвое.
Журнал The Economist был основан в Великобритании в 1843 году как газета о политической экономии. К концу девяностых издание стало новостным еженедельником и выходило под яркой глянцевой обложкой. Однако оно по-прежнему позиционировало себя как газета и внутри печаталось лишь в две краски. Издателям в совместной работе со Шпикерманном необходимо было понять, как насыщенное текстом издание может продолжать привлекать читателей и конкурировать с новыми изданиями в стремительно меняющейся цифровой реальности. Одним из самых радикальных нововведений стало внедрение полноцветной печати.
Шпикерманн разработал новые макеты страниц ― от оглавления до сетки ― и их типографическое решение. Для удобства чтения он внёс корректировки в дизайн Eco Type, шрифта The Economist, который использовался для основного массива текста. Шпикерманн сохранил узнаваемость шрифта, а изменения описал так: «Я сделал шрифт мельче, хотя клиент всегда был уверен, что я увеличил размер букв, потому что на странице они выглядели крупнее, чем прежде. Убедить клиента использовать шрифт, который хорошо читается, очень легко. Нужно просто сделать макет, распечатать и дать клиенту. Наш шрифт был меньше старого, а читался ― лучше».
В качестве дополнительного шрифта он предложил использовать ITC Officina Sans — для подзаголовков, колонтитулов и навигационной системы. Также Officina стала важным элементом инфографики, количество которой с переходом к цветной печати существенно выросло.
Эрик Шпикерманн фактически изменил дизайн издания: перевёл в цвет, разработал новую вёрстку и типографику. Срок жизни дизайна журнала в среднем составляет семь лет, однако система, разработанная Шпикерманном, прослужила практически вдвое дольше ― до 2018 года ― и стала визитной карточкой издания.
Заключение
За свою почти 50-летнюю карьеру Эрик Шпикерманн стал свидетелем радикального изменения технологий. Он был одним из тех типографов, кто определил, как должны выглядеть шрифты в девяностые годы. В интервью он не раз рассказывал, как ещё в юношестве много времени проводил в типографии своего отца, и понимание аналоговых процессов сильно помогло ему в работе.
Даже сейчас, в компьютерную эпоху, при разработке дизайна или новых шрифтов Шпикерманн по-прежнему начинает с рисования на бумаге. «Если я разрабатываю шрифт, я просто смотрю, должен ли он быть толще или тоньше, мягче или твёрже, и это так легко сделать с помощью карандаша. Я трачу около двух дней на эскизы, чтобы выработать основную суть, а затем всё переходит в техническую плоскость».
Читайте некоторые советы Эрика Шпикерманна из книги «О шрифте» в нашей статье.
Эрик Шпикерманн стремится сводить сложные идеи к максимально простым формам. Работа дизайнера, по его словам, заключается в том, чтобы сделать информацию понятной. Эстетика же создаёт для вещи добавленную стоимость: «Когда вещи выглядят хорошо, люди ими пользуются».