Дизайн Музыка
#статьи

Sound design: как не волноваться и полюбить шум

«Мм, Danon!» — рассказываем, как придумывают звуки стрельбы в космосе, музыку для рекламы йогуртов и где этому учат.

Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

Саунд-дизайн как термин появился в шестидесятые годы XX века, но как практика существует многие тысячелетия. Первыми саунд-дизайнерами можно назвать древних людей, использовавших для звукового сопровождения своих ритуалов что угодно — от костей сородичей до бубнов и колоколов.

Современный саунд-дизайнер — это специалист, который работает на стыке композиторства, звукорежиссуры и создания шумовых эффектов.

Звуки выстрелов из бластера, сигнал будильника, мелодия в лифте офисного центра, рычание финального босса в видеоигре, звуковая инсталляция в галерее совриска — всё это работа саунд-дизайнера.

Саунд-дизайнеры создают саундскейпы (атмосферные звуковые панорамы) для галерей, музеев, показов мод

В чём различия между саунд-дизайнером, звукорежиссёром, специалистом по шумовым эффектам

Звукорежиссёр организует запись звука на съёмочной площадке, следит за тем, чтобы микрофоны были правильно расставлены, настраивает аппаратуру, а позже занимается сведением и балансировкой звука в записи. Он же подбирает музыку, соответствующую настроению каждой сцены.

Специалист по шумовым эффектам имитирует в тонстудии звуки, которые невозможно записать на съёмочной площадке.

Как устроена работа специалиста по шумовым эффектам

Задача специалиста по шуму — озвучить всё, что происходит в кадре. На профессиональном жаргоне повседневные звуки называются «фолии» (foley). Это шаги, тиканье часов, топот копыт, рёв мотора. Другой вид — атмосферные, фоновые шумы (ambience): звуки ветра, дождя, леса, плеск волн.

Главная цель работы «шумовика» — создать максимально естественные звуки, а не придумывать что-то новое или несуществующее в природе.

У саунд-дизайнера цель прямо противоположная. Часто в видео или компьютерных играх требуются необычные звуковые спецэффекты (SFX). Такие звуки мы слышим редко или не слышим вообще, и работа саунд-дизайнера — придумать их, создать и добавить в продукт.

Именно саунд-дизайнер должен спроектировать, какие звуки издают атакующие корабли, пылающие над Орионом, лучи Си, разрезающие мрак у ворот Тангейзера, растущая трава, закатывающаяся Европа и многое другое, что на самом деле не звучит никак.

Работа фоли-артиста

Саунд-дизайнер и композитор: в чём разница

Композитор — это специалист, у которого есть профильное музыкальное образование. Он не имитирует с помощью инструментов звучание шагов, падающей листвы, взрывов, не создаёт фоновые шумы, он пишет мелодии, музыку: от песен и камерных ансамблей до огромных симфонических полотен — опер, балетов, симфоний.

Композитор создаёт музыку, саунд-дизайнер же занимается этим редко. Чаще он работает с готовыми произведениями или их фрагментами, которые может регармонизировать или инструментировать.

Композитор создаёт мелодии, которые несут в себе идеи и смыслы, а саунд-дизайнер создаёт настроение — работает не с идеями, а с эмоциями.

Музыка — это блокнот, в который вы пишете свои мысли об увиденном, а саунд-дизайн — это фотоаппарат, на который вы фотографируете пейзаж.

Звукорежиссёр, специалист по шуму и композитор — разные, невзаимозаменяемые профессии, однако саунд-дизайнер должен владеть навыками всех трёх.

Чем отличается саунд-дизайн от саунд-арта?

В отличие от саунд-дизайна, саунд-арт — искусство, практически лишённое прикладного значения, рассматривающее звук как эстетический объект. Саунд-арт работает не с упорядочиванием нот и созданием смыслов, как это делает музыка, а с самой тканью её носителя — звуком.

Кроме саунд-дизайна и саунд-арта, существует дисциплина sound studies, изучающая звук и методы взаимодействия с ним.

Саунд-дизайн в киноиндустрии

Саунд-дизайнер, работающий в киноиндустрии, должен следовать нескольким базовым правилам.

  • Характер звукового сопровождения должен соответствовать происходящему на экране.
  • Характер музыкального произведения создаётся его темпом, ладом и мелодическими ходами, которые создают разные эффекты и влияют на сознание и настроение слушателя.
  • Создавая музыкальное сопровождение для видео, нужно чувствовать ритм, слабые (неакцентированные) и сильные (акцентированные, аналогичные ударениям в речи) доли. Это важно учитывать: практически всегда монтажные склейки приходятся на сильную долю.
  • Связь мелодий и событий в кадре можно выстраивать непрямолинейно. Необязательно использовать насыщенную смыслами музыку (например, оперные арии) в сценах, где достаточно драматизма.
  • Всегда следует обращать внимание на слова в песнях, на любом языке. Вокальный текст рождает богатый ассоциативный ряд и привносит дополнительный контекст. Слова песен и любых других вокальных произведений вступают в диалог с визуальными знаками видео.

Это явление называется интертекстуальностью.

Например, в кино песни и арии, как правило, всегда звучат, когда на экране минимум действия, и камера плавно перемещается по пейзажам или интерьерам.

Саунд-дизайн в геймдеве

Саунд-дизайн — важная часть игровой индустрии. Можно играть, выключив звук, но уровень погружения будет совершенно не тот. Причина биологическая: на звук мозг реагирует быстрее, чем на свет.

Мелодии и шумы усиливают тревожность или наоборот, успокаивают. Благодаря звукам игрок погружается в сюжет и в атмосферу, которую стремились выстроить геймдизайнеры.

Вот в чём особенности работы саунд-дизайнера в геймдеве:

Он должен создавать аудиореализм с помощью всех инструментов: киношных foley, ambience, а также SFX — звуки взрывов, выстрелов, варп-двигателей, открытия игрового интерфейса и прочие спецэффекты.

  • Очень важна адаптация звуков под конкретный сюжетный поворот игры. Например, энергичная музыка будет звучать во время сражений, а более спокойная — когда экшена на экране нет.
  • Звук должен помогать игрокам ориентироваться в пространстве и сюжете игры.
  • Звук в игре должен быть сбалансированным: не отвлекать геймера от процесса и не надоедать ему. Стоит учитывать, что многие звуки будут повторяться не одну сотню, а возможно, и тысячи раз).

Кроме того, в отличие от кино, появление звуков и их интенсивность зависят от действий игрока и прописываются разработчиками. Поэтому саунд-дизайнер должен работать с ними в команде — точно так же, как дизайнер интерьеров работает в команде со строителями, а веб-дизайнер — с фронтендерами.

Как устроена работа саунд-дизайнера, как создавать звуковые эффекты и придумывать музыку

Саунд-дизайнер подбирает звуковые эффекты, которые оживляют визуальный компонент медиапроекта. Для этого он записывает, синтезирует либо находит в аудиобиблиотеках нужные звуки и редактирует их под конкретную задачу.

Библиотеки и программы для редактирования звука

  • Множество звуков и семплов можно найти в SoundQ.
  • А на Splice, кроме семплов, можно подобрать ещё и плагины для программ.
  • Существуют программы, способные создавать и редактировать звуки разных механизмов, одна из наиболее популярных — платная Igniter.

Но несмотря на разнообразие источников, большинство саундеров записывают звуки самостоятельно. Для этого достаточно приобрести качественный рекордер — цифровой диктофон.

Редактировать записанный материал можно в дорогих специализированных программах вроде Adobe Audition, а можно сделать это прямо в DAW, например, в Ableton Live.

Важно: работа с рекордером требует подготовки, поэтому записанный звук может казаться значительно хуже, чем то, что вы делаете при помощи диктофона в своём телефоне. Проводя аналогию с фотографией, запись на рекордер можно сравнить со съёмкой в Raw-формате, а запись на диктофон в телефоне — со съёмкой в режиме «авто» на камеру вашего смартфона.

Чтобы не разочароваться в покупке, лучше посмотреть уроки, как настраивать рекордер.

Создание оригинальных звуков выглядит так:

Также можно экспериментировать с инструментами записи звука, например вместо упругих волн считывать и превращать в звук электромагнитные.

Сведение звука

Этот процесс подразумевает создание из отдельных звуковых файлов конечного сбалансированного звукового продукта. При сведении звука необходимо, чтобы громкость, баланс, скорость воспроизведения, тембры и многие другие параметры множества каналов были безупречно отстроены и создавали единое звуковое полотно.

Композиция в саунд-дизайне: какие программы выбрать

Саунд-дизайнер должен уметь с помощью программ создавать музыку, писать свою или делать каверы, инструментовки, вариации уже существующих произведений. Придумывать короткие, но запоминающиеся и выразительные аудиолого и джинглы, разные звуки уведомлений для мессенджеров и бытовой техники.

Для этого нужно понимать теорию музыки (а скорее всего, и гармонию), иметь наслушанность и понимание того, как и для чего используются разные интервалы, аккорды и тембры.

Важные базовые навыки для саундера

  • Умение работать в команде.
  • Знание элементарной теории музыки. Без этого невозможно понять, как строятся аккорды и их последовательности, как и где должна начинаться и заканчиваться мелодия, как её лучше аранжировать.
  • Чувство ритма.
  • Наслушанность и понимание музыкальных трендов
  • Понимание основных принципов акустики и физики звука. Возможно, вам придётся работать со звуком в деревянном Большом зале консерватории, в заброшенном каменном храме в горах или на стадионе и на множестве других непохожих друг на друга площадках, в каждой из которых звуковые волны ведут себя по-разному.
  • Владение цифровыми звуковыми рабочими станциям (DAW), причём несколькими сразу, так как нет одной, универсально подходящей для всех задач. Это Ableton Live, FLStudio, AppleLogicPro, Steinberg Cubase, Adobe Audition.
  • Умение играть на каком-либо инструменте. В первую очередь, на клавишном. Клавиши дают возможность визуализировать то, как выстраиваются мелодии, интервалы, аккорды.

Где и как освоить профессию саунд-дизайнера

Создание музыки — крайне увлекательный процесс. Смесь творчества и технологий даёт возможность не только заработать, но и отлично провести время.

Где учиться на саундера? Курсов очень много: от небольших онлайн-интенсивов до полноценного бакалавриата. Например, в ВШЭ есть бакалавриат (саунд-дизайн и саунд-арт) и магистратура (саунд-арт и саунд-стазис).

Насколько это занятие творческое? Более творческое, чем работа академического музыканта, и требующее меньше усилий. Вам не нужно годами каждый день заниматься на инструменте, ваш инструмент в вашей голове.

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!


Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована