Кино и музыка
#статьи

Ableton Live: для чего нужна, какие есть возможности, с чего начать изучение

Музыкальный продюсер и звукорежиссёр Дмитрий Гарманов — о том, какие специалисты работают в Ableton, какие у неё возможности и с чего начать изучение.

Иллюстрация: Eberhard Grossgasteiger / Pexels / Freepik / Annie для Skillbox Media

Из статьи вы узнаете:

Дмитрий Гарманов

Музыкальный продюсер, звукорежиссёр, автор ютуб-канала cnstruct. Больше 10 лет преподаёт создание музыки и занимается гост-продакшеном.

Что такое Ableton Live и для чего она нужна?

Ableton Live, или просто Ableton, как её чаще называют, — это одна из самых популярных DAW (то есть digital audio workstation, цифровая звуковая рабочая станция), в которой можно выполнить полный цикл работ по созданию песни, от написания партий отдельных инструментов до обработки итогового материала. Ableton используют музыканты, продюсеры, специалисты по сведению и мастерингу, саунд-дизайнеры.

Ableton Live подходит для начинающих битмейкеров и саунд-дизайнеров?

Конечно. Это универсальная DAW, в которой работают как новички, так и профи. У Ableton огромное комьюнити, что помогает в обучении. Подавляющее большинство видеоуроков по созданию музыки на YouTube посвящено работе именно в этой программе.

Чем хороша Ableton Live?

В Ableton можно сделать практически всё что угодно: в ней огромный набор семплов с живыми ударными и драм-машинами, акустическими и электронными инструментами. Исходные звуки легко изменить при помощи многочисленных эффектов.

У программы есть некоторые технические ограничения, из-за чего труднее записать оркестр. Но всё остальное обходится плагинами — модулями, которые расширяют возможности программы. Они позволяют добавить:

  • живой инструмент;
  • синтезатор или его копию;
  • библиотеку готовых звуков;
  • обработку, которая имитирует определённый прибор, — полезная штука, когда не знаешь, как самому воспроизвести нужное звучание.

Как много инструментов в Ableton Live?

Там есть всё, что необходимо в звукозаписи:

  • современные виды синтеза звука;
  • модулирующие инструменты, которые повторяют живой инструмент;
  • гибко настраиваемые и объединяемые эффекты (дисторшен, эхо, фильтры и так далее).

На сайте Ableton есть множество бесплатных инструментов, эффектов и библиотек звуков.

Дмитрий Гарманов:

«Звуки из библиотеки Ableton сухие по сравнению с какой-нибудь Logic. Но у этого есть плюс: их можно гибко настроить под себя. А ещё новичкам важно научиться работать с простыми компонентами (на самом деле чаще всего хорошая музыка делается именно из них). Большая ошибка — купить много красивых звуков, а как уместить их в музыку — непонятно».

Удобство Ableton в том, что приборы не открываются в отдельном окне, как у других программ, а сразу же появляются внизу экрана.

Если говорить про уникальные преимущества Ableton, то нужно сказать про инструмент под названием «рэки»: ты объединяешь настройки звуков, тем самым создаёшь собственный инструмент, который можешь применять в разных композициях. По такому же принципу работают пресеты для фотографий.

Одной командой можно добавить и фильтр, и эффект, и одним нажатием — управлять всеми параметрами. Это очень удобно для живой игры. Можно скачать готовые рэки в интернете или создать их самостоятельно.

В Ableton также есть встроенный язык программирования Max/MSP с помощью которого можно облегчить настройку эквализации, реверберации, эффекта эха и так далее, или даже написать свой инструмент или эффект.

Какие плагины для Ableton Live самые полезные?

Плагины облегчают создание аккордовых последовательностей, сведение и мастеринг, добавляют эффекты.

Вот список плагинов, которые точно пригодятся:

  • Синтезатор Serum — чаще всего используют продюсеры, которые пишут танцевальную электронную музыку. Serum позволяет без ограничений изменять форму звуковой волны.
  • Синтезатор Arturia — коллекция классических синтезаторов, моделирующих оригинальные звуки Yamaha, Farfisa, ARP, Moog, Roland, Wurli, Synclavier и других.

Плагины от Waves, iZotope RX и Plugin Alliance — наборы для обработки вокала и баса, добавления эха, придания звуку дополнительного объёма и многое другое.

Кто использует Ableton Live?

Короткий ответ — все, кто занимается работой с музыкой и звуками, то есть музыканты, звукорежиссёры и саунд-дизайнеры. Но в работе каждого из специалистов есть нюансы.

Например, в меньшей степени Ableton подходит для звукорежиссёров: под их задачи в ней не так хорошо настроена запись инструментов. Хотя некоторые звукари с этим успешно справляются и тоже работают в этой DAW.

Зато в программе есть всё для саунд-дизайнеров, причём даже для тех, которые работают с фантастическими фильмами или играми, где требуется придумывать новые звуки для космических аппаратов или инопланетных монстров.

А вот для музыкантов Ableton вообще идеальная программа! Раньше было разделение жанров по программам: транс писали в Cubase, хип-хоп и дабстеп — в FL Studio, а Ableton была заточена под техно и экспериментальную музыку. Но сейчас такого деления уже нет, и в Ableton работают все.

Несколько примеров, чтобы не быть голословными. Ableton используют и рок-звёзды вроде Трента Резнора и его группы Nine Inch Nails. Музыка Резнора отличается сложным индустриальным саунд-дизайном.

В Ableton пишут и электронные продюсеры, самые топы в своём деле. Daft Punk, Deadmau5, Martin Garrix, Skrillex, Tiesto, Armin van Buuren, David Guetta, Diplo и даже такой любитель изощрённых экспериментов, как Aphex Twin.

Ещё более сложная музыка — от Sophie. Исполнительница сильно повлияла на электронную музыку в 2010-х, став одним из пионеров жанра гиперпоп. Sophie синтезировала максимально необычные и футуристичные звуки, похожие на скрежет металла или пластика, чтобы собирать из них танцевальные песни.

Чем Ableton Live лучше аналогов?

Одно из преимуществ заложено в названии: с помощью Ableton Live можно играть музыку вживую (изначально в ней даже не было возможности записи, но сейчас она, конечно, есть), на ходу управлять фрагментами трека, менять аранжировку, добавлять и убирать инструменты.

Ableton выглядит менее пугающей по сравнению с Logic или Reaper. В других программах бывает сложно сразу понять, как хотя бы извлечь звук, соединить дорожки или подключить MIDI-клавиатуру — для этого нужно разобраться с миллионом настроек. В Ableton все важные функции перед глазами, например:

  • сразу видно микшер для регуляции громкости, а в FL Studio его нужно открывать отдельно;
  • легко запрограммировать любую кнопку или MIDI-контроллер на нужные функции.

Дмитрий Гарманов:

«Что касается разницы между Ableton и FL Studio, то технически её практически нет. Какую программу выбрать — это скорее дело субкультурное. Если люди видят, что их любимый музыкант работает в Ableton, то они устанавливают эту программу».

Удобно ли в Ableton делать постобработку трека?

Постобработка — это сведение, мастеринг, корректировка вокала, редакция записанного материала и саунд-дизайн.

Что касается электронной музыки, то там всё очень просто: нужны сведение и мастеринг, и их можно сделать в Ableton.

С живой музыкой есть недостатки: нельзя одной кнопкой вырезать всю тишину, автоматически подгрузить дорожку с голосом в программу для обработки (обычно для корректировки вокала по нотам используют Celemony Melodyne) или обработать оркестр. Впрочем, Ableton для этих целей никто и не использует, а современному продюсеру в программе хватает всего остального.

Вот пример — продюсер Illangelo, работающий с The Weeknd, Post Malone, Fall Out Boy, M.I.A., MØ, Lykke Li, целиком сводит и мастерит треки в Ableton. Среди его работ, например, сингл The Hills.

А в этом видео Illangelo показал работу в Ableton над голосом канадского певца.

Можно ли освоить Ableton самому?

Можно, конечно, но это займёт больше времени.

Дмитрий Гарманов:

«Основная проблема людей, которые ко мне приходят учиться, — нет никакой структуры знаний. Они хватают их отовсюду, но понятия не имеют, как систематически подойти к написанию музыки. Поэтому нет и уверенности, правильно ли они всё делают. Тем, кто только учится работать в Ableton, иногда важно услышать: „Ты действительно делаешь всё правильно, и так многие делают“ или „Не парься, ‚правильного‘ в музыке как такового ничего нет“».

Не забывайте, что курсы не могут охватить всё: музыка для этого слишком обширна. Так что роль самостоятельного изучения в любом случае огромна.

В каком порядке изучать Ableton?

  • Понять интерфейс: за какие команды отвечают все кнопки.
  • Написать простейшие элементы трека из стандартных звуков — партию барабанов или мелодию.
  • Слушать чужие треки и анализировать: как сделать такое же звучание, гармонию или атмосферу.
  • Если позволяют финансы, то стоит купить MIDI-клавиатуру и попробовать создать трек с ней. Особенно это актуально для тех новичков, которые не владеют музыкальной грамотой: чтобы понять, где какие ноты, попробовать посоставлять аккорды.

Дмитрий Гарманов:

«Лучше сразу перейти к написанию треков, как только ты изучил минимальную базу. Пусть это будет неправильно и криво, но надо практиковаться, а параллельно изучать теорию по мере надобности. Не стоит перегружать себя информацией».


Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована