Самые спорные модные показы
Чучела тигров, обнажённые мошонки и культурная апроприация: что могло пойти не так?
Фото: Victor VIRGILE / Gamma-Rapho / Getty Images
Модный показ — это всегда высказывание, и для того, чтобы оценить, насколько оно удалось, нужно учитывать весь контекст: цвета, текстуры, причёски, личность дизайнера, политическую и культурную повестку и, вероятно, даже погоду. И иногда (даже скажем «зачастую») то, что многие воспринимают как что-то странное и провальное на подиуме, имеет определённые цели, например заставить людей об этом говорить.
Так, неудачной считают коллекцию Comme des Garçons осенью 1996 года, которую назвали «комки и шишки». Если бы в 1996 году был развит интернет и соцсети, то коллекция стала бы мемной. А спустя 30 лет её называют невероятно вдохновляющей и выставляют в музеях.
Король скандала Александр Маккуин
Другой пример — шоу Александра Маккуина, которые были максимально шокирующими. Сам он говорил, что модные показы — это «цирк, пронизанный ненавистью», и устраивал перформансы, которые привлекали внимание не к одежде, а к проблемам общества.
Когда показ провальный, а зрителям всё равно понравилось и коллекцию раскупили
Ещё в фешен-индустрии случается так, что критики принимают коллекцию более чем холодно, а потребители скупают её на ура. Например, приход Эди Слимана на пост креативного директора Saint Laurent принёс много перемен: для начала он отказался от знаменитого логотипа YSL, упростив его до SL. Его подиумную работу в гранж-стиле для весны 2013 года критики назвали неудачной. Правда, возможно, на эти отзывы повлияло то, что журналистов неудобно рассадили, а некоторых оставили стоять. Тем не менее коллекция была востребована среди покупателей.
И всё-таки в фешен-индустрии действительно бывают показы, которые можно посчитать неудачными: чаще всего так происходит, если высказывание дизайнера вызвало нежелательные ассоциации.
Чудовищный реквизит
В 2010 году показ Louis Vuitton сезона весна/лето сопровождали чучела тигров. Почти 15 лет назад это стало не какой-то катастрофой для шоу, а скорее изюминкой, но сейчас такой жестокий реквизит точно вызвал бы бурю протеста.
Читайте также:
Оскорбительные намёки
Миланский показ Dolce & Gabbana весна-лето — 2013 вызвал мощный резонанс. Во-первых, из-за того, что в основном на подиуме были белые модели, а во-вторых, из-за крупных серёжек, которые они демонстрировали. Это были Blackamoors — визуальный троп в виде экзотизированных фигурок, обычно африканцев или неевропейских народов. Они были популярны в Европе в эпоху Реформации. В стиле блэкамур также выпускалась ювелирная продукция: браслеты, серьги, запонки и броши. Многие в этом увидели напоминание о веках рабства.
Обнажённые мошонки
Одним из самых обсуждаемых показов стал показ мужской коллекции Рика Оуэнса осень-зима 2015 года «Сфинкс» (критики также называли его Peen Peek). На подиум вышли мужчины в одежде с вырезами, которые демонстрировали гениталии. Показ вызвал большой резонанс в Сети: очень популярным стал хештег #DickOwens. Сам Рик Оуэнс свою задумку объяснил так: «Нагота — это самый простой и примитивный жест. Он производит сильное впечатление. Это мощно».
Культурная апроприация
Весенне-летняя коллекция Marc Jacobs 2017 года вызвала бурную реакцию критиков, поскольку на показе были белые модели с разноцветными дредами, что повлекло обвинения в культурной невосприимчивости. Сразу после такой критики Марк Джейкобс обратился ко всем, кто «кричит о культурной апроприации или любой другой чепухе касательно расы или цвета кожи»:
«Забавно, что у вас не вызывают возмущения афроамериканки, которые выпрямляют свои волосы. Я уважаю и вдохновляюсь тем, как люди выглядят. Для меня не существует разделения по расовому признаку или цвету кожи — для меня есть конкретный человек. Мне грустно осознавать, что здесь так много узколобых людей. Мой главный ответ — любовь. Апроприация чего бы то ни было и вдохновение всем вокруг — прекрасная вещь».
Но уже спустя несколько недель принёс свои извинения за недостаток эмпатии. Он отметил, что не собирался никого дискриминировать и всей душой верит в свободу самовыражения через искусство.
Blackface на подиуме
Коллекция Gucci сезона весна-лето — 2018 вызвала расистский скандал из-за чёрной водолазки-балаклавы с красным вырезанным ртом. В ней увидели традицию Blackface — когда темнокожих людей в кино или театре играли белые люди с выкрашенными чёрной краской лицами. В феврале 2019 года Gucci изъяли эту одежду из магазинов и выпустили заявление, в котором говорилось, что бренд «полностью привержен делу расширения разнообразия в нашей организации».
Когда показ одежды выпадает из контекста — скандалу быть
В 2019 году коллекция креативного директора Louis Vuitton Menswear Вирджила Абло, посвящённая Майклу Джексону, оказалась совершенно не к месту: примерно в то же время вышел документальный фильм «Покидая Неверлэнд». В нём против Майкла Джексона выдвинули новые обвинения в сексуализированном насилии в отношении детей. Louis Vuitton пришлось убрать из магазинов некоторые модели одежды с явными упоминаниями певца. Позже Вирджил Абло говорил, что просто хотел упомянуть Майкла Джексона как артиста поп-культуры. Он заявил: «Я строго осуждаю любую форму жестокого обращения с детьми, насилия или ущемления прав человека».
Психическое здоровье — это не мода
Скандалом обернулось шоу Gucci весной 2020 года: тогда одна из моделей — Айеша Тан-Джонс — подняла руки, чтобы показать написанное на ладонях сообщение: «Психическое здоровье — это не мода». Так она выразила свой протест против образов, которые демонстрировались на подиуме: модели шли, как по конвейеру, а прямые куртки напоминали больничную одежду, которую носили пациенты психиатрических клиник.
В соцсетях модель отметила: «Я решила протестовать против показа Gucci S/S 2020, так как я считаю, как и многие мои коллеги-модели, что стигматизация психического здоровья должна прекратиться. Для Gucci очень плохой знак использовать образы, намекающие на психически больных, когда их раскатывают на конвейерной ленте, как кусок фабричного мяса. Такие усилия для продажи одежды в современном капиталистическом климате — это вульгарно, невообразимо и оскорбительно для миллионов людей по всему миру, которых касаются ментальные проблемы».
Протест против протеста
В 2022 году скандал разразился на показе Balenciaga. Рэпер Канье Уэст представил коллекцию, которую разработал для марки, и также устроил неожиданный показ своей коллекции Yeezy S9. По подиуму прошлись Мишель Лами и Наоми Кэмпбелл, а также выступили студенты его академии Donda. И всё прошло бы отлично, если бы Канье не вышел в футболке с надписью «White Lives Matter».
Движение Black Lives Matter возникло в 2014 году как ответ на гибель темнокожего мужчины Эрика Гарнера. Он оказал сопротивление полицейским во время задержания, и его убили удушающим приёмом. Новая волна движения появилась в 2020-м после аналогичного случая, при котором погиб темнокожий мужчина по имени Джордж Флойд. Это породило массовые протесты с беспорядками, а слоган «White Lives Matter» стал ответным высказыванием, которое однозначно считывается как расистское. Balenciaga разорвала сотрудничество с Канье Уэстом и отозвала из магазинов совместную коллекцию.
Читайте также:
Модный показ — это всегда высказывание, если его нет, то коллекцию просто не заметят. Но и высказывания должны быть аккуратными, чтобы никого не задеть.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!