«Типографика»: влияние формы и цвета на буквы
Рассказываем, почему идеальная геометрия не работает в типографике и какие контрасты делают вёрстку выразительнее.
Иллюстрация: katemangostar / freepik / Meery Mary для Skillbox Media
«Служить передаче письменной информации» — так Эмиль Рудер описывает единственную задачу шрифтового дизайна.
В книге «Типографика» Рудер делится накопленным за 25 лет профессиональным опытом: о форме букв, их связи со смыслом и технических тонкостях работы со словом.
Издатель — Дмитрий Аронов.
Эмиль Рудер — швейцарский типограф и графический дизайнер. C 1942 преподавал общую типографику в Базельской школе искусств и впоследствии стал её директором. Рудер вместе с дизайнером Армином Хофманом разработал целостный подход к обучению типографике, на основе которого построил образовательный курс.
Рассказываем, каких принципов придерживался Рудер при работе со словом и как их можно применить в вашей работе.
Функция и форма
Удобочитаемость текста зависит от простейшей и рутинной типографской работы — с кернингом, интерлиньяжем, пробелами, выключкой. Рудер считал, что типограф должен чувствовать и сознательно применять свои знания об этих простейших элементах типографики, а не относиться к ним как к необязательной работе. Иначе баланс между функцией и формой нарушится и текст перестанет выполнять свою задачу.
С изобретением книгопечатания и, следовательно, с возросшими читательскими запросами отношения функции к форме сделались многосложными. Известны периоды гипертрофии типографической формы, безразличной к сути слова, будь то титульные листы эпохи барокко или конструктивистская типографика времён Баухауса. С другой стороны, первоиздания Гёте и Шиллера показывают, как формообразование может быть попрано из соображения удобочитаемости.
Эмиль Рудер
Чтобы понять, как форма влияет на удобочитаемость, посмотрите слово buch (в пер. с нем. «книга») в разных вариантах вёрстки:
Изображения: Эмиль Рудер, «Типографика» / Издатель Дмитрий Аронов, 2017
Рудер не терпел крайностей — он считал, что форма и функция могут спокойно существовать вместе и не мешать удобочитаемости. Например, в этих работах нарочито выделена форма. Без дополнительных усилий прочитать их очень трудно:
А эти обложки Рудер назвал примером «нетворческого и вялого оформления», которое только отталкивает своей скучностью:
Рудер отмечает поздние работы Джамбаттиста Бодони, как примеры с интересной формой, которая не препятствует функции:
Шедевры типографики демонстрируют совершенное единство слова и типографической формы. В венецианских изданиях XVI века и в поздних работах Джамбаттиста Бодони высокая культура формы не препятствует, однако, смысловому раскрытию слова. Эти произведения выражают, безусловно, гармоническое согласие функции и формы.
Эмиль Рудер
Вы наверняка замечали за собой, что вы можете долго засматриваться на плакаты, где текст написан на незнакомом языке. Рудер считает, что именно незнанием и обусловлен такой интерес к иноязычной типографике. Это применимо и к современным работам типографов, и к наскальным письменам:
Иноязычные, непонятные формы шрифта завораживают нас: мы упиваемся их формами, подобно тому, как любуемся произведениями искусства. Умей читать эти письмена, мы потеряли бы интерес к их форме. Как сказал Честертон при виде огней ночного Бродвея в Нью-Йорке: «Каким фантастическим волшебным садом представилось бы всё это тому, кто имеет счастье быть неграмотным!»
Эмиль Рудер
Геометрическое, оптическое и органическое
Рудер считал, что невозможно построить геометрически правильную букву, которую люди бы не признали плохой. Дело в том, что человеческий глаз искажает видимую форму, поэтому типографу важно научиться с этим работать.
Глаз склонен к преувеличению всего горизонтального и к более слабому восприятию вертикальных частей. Оптические иллюзии нельзя просто отбросить как пустяки, и всякий проектировщик должен представлять себе связанные с этим проблемы.
Эмиль Рудер
Оптических иллюзий в типографике очень много. Ниже — лишь некоторые из них:
Изображение: Эмиль Рудер, «Типографика» / Издатель Дмитрий Аронов, 2017
Посмотрите на оригинал рисунка буквы О из шрифта Universe. Вокруг неё начерчена окружность, чтобы помочь вам увидеть отклонения рисунка от геометрической выверенности.
Для хорошей формы букв одной геометрии недостаточно, поскольку боковые выступы прямых штрихов не могут быть просто добавлены к ним снаружи с помощью циркуля. Выступы штрихов строятся изнутри наружу, и для устойчивости букв верхние выступы должны быть меньше, чем нижние. Так же и все иные переходы от дуг к прямым нуждаются в дополнительной доработке.
Эмиль Рудер
Дизайнер может эффектно использовать особенность геометрического контраста. Например, посмотрите на логотип журнала L’oeil: l и i построены геометрически правильно, а лигатура oe органична и учитывает восприятие окружностей. Благодаря этому в логотипе возникает эффектный контраст:
Подобный эффект можно встретить и вне типографики. На фоне конструктивно-технических форм дома Фокс-Ривер сильно выделяются деревья — возникает контраст геометричного и органичного:
Точка, линия, плоскость
Основные формы в типографике — точка, линия и плоскость. Рудер считал, что всё состоит в движении и каждая форма может сама по себе создавать новые: из точки можно получить линию, а из линий — плоскость.
Ниже — примеры, как работают основные формы в типографике и как их может использовать дизайнер:
На плакате Музея ремёсел в Базеле дизайнер выделяет курсив, сместив каждую строку. Благодаря этому вся композиция превращается в линию.
Надпись «BERLIN» выполнена так, что возникает контраст линейного и плоскостного. Жирный шрифт образует плоскость и контрастирует с белыми линиями.
Контрасты
Человеку сложно понять свойства предмета, если его не с чем сравнивать. А некоторые понятия и вовсе теряют смысл без противоположности: например, верх и низ, горизонтальное и вертикальное, светлое и тёмное.
Человек нашего времени мыслит противоположностями, для него плоскость и ёмкость, далёкое и близкое, наружное и внутреннее — не суть несовместимые понятия, для него уже не существует просто «или — или», но скорее «как то, так и другое».
Изображения: Эмиль Рудер, «Типографика» / Издатель Дмитрий Аронов, 2017
Чтобы композиция оставалась гармоничной, Рудер советует не доводить контрасты до предела. Например, посмотрите на чёрный логотип в этом извещении о рождении ребёнка:
Отношения большое — малое и тёмное — светлое доведены до предела, из-за чего равновесие вёрстки нарушается.
В сопоставлении противоположностей следует сохранить общее впечатление цельности. Излишне резкий контраст, как, например, светлого и тёмного, либо большого и малого, может дать одному из элементов такой перевес, что его равновесие с антиподом нарушается или утрачивается вовсе.
<…>
Контраст до́лжно строить таким образом, дабы у обоих антиподов оставалась возможность развития.
Эмиль Рудер
На этом плакате для художественной выставки композиция построена на контрастах прямого — круглого, жёсткого — мягкого. Мелкий шрифт помогает округлым формам обрести монументальность, а вертикаль цифры 1 и мелких надписей перебивает строка zurcher maler.
На этой обёрточной бумаге lucien lelong явно заметен простой, но эффектный контраст наклонного и прямого:
Не менее эффектные контрасты есть и внутри самих шрифтов. Например, в этой композиции на примере буквы u — демонстрация, как типограф может использовать контрасты шрифта Universe в пределах одной гарнитуры: тонкое — жирное, линия —плоскость, узкое — широкое, светлое — тёмное, прямое — наклонное, статическое — динамическое.
Цвет
В типографике ведущим цветом всегда был чёрный с оттенками серого. Он может сочетаться с любыми яркими цветами, но прежде всего — с красным. В первопечатных книгах именно этот цвет противопоставлен большому массиву чёрного, что позволяло выделять важные мысли и добиваться интересной композиции минимальными средствами.
Яркий цвет должен находиться в напряжённых соотношениях с чёрным, что вполне очевидно уже из первого эскиза произведения печати. Красное может доминировать, <…> что отвечает внутренней сути этого цвета, властного, неохотно подчиняющегося другим цветам. Однако в малом количестве красное, противоположенное большей массе чёрного и тесно сопоставленное с ним, выигрывает в ценности и яркости.
Эмиль Рудер
Изображения: Эмиль Рудер, «Типографика» / Издатель Дмитрий Аронов, 2017
На формуляре счёта издательства Артура Нигли AG красный цвет введён в минимальном количестве — это помогает выделить его и сделать «драгоценным». При этом дизайнер смог добиться ясного соотношения всех трёх цветов — красного, серого и чёрного.
В обложке журнала Typographische Monatsblätter явно преобладает красный. А компактное чёрное пятно только усиливает яркость пятна. Кстати, если прикрыть надпись, то красный цвет уже не будет казаться настолько ярким.
Единство текста и формы
Задача типографа — облегчить человеку чтение издания. Но задачи у каждого текста разные, поэтому Рудер призывает подходить к своей работе с головой. Например, не стоит использовать старые шрифты в современном переиздании старой книги:
Когда переиздаётся книга XVIII века, есть два аргумента против применения в её наборе шрифта той же эпохи. Во-первых, новая книга есть продукт XX века и должна нести черты издания нашего времени, хоть её содержание и принадлежит прошлому. Во-вторых, не дело типографа — интерпретировать литературу на свой лад. Литература говорит сама за себя: либо содержание интересно читателю, либо нет.
Эмиль Рудер
А в сфере рекламы наоборот — важно зацепить читателя и заставить его как можно дольше изучать вёрстку плаката или брошюры. В таких задачах у дизайнера практически неограниченные возможности для личной интерпретации текста:
В рекламе значение содержания одного слова, порой — целого текста должно быть выявлено посредством типографики, поскольку воспринимается публикой в первую очередь оптически и лишь затем уже читается. Типограф должен также стремиться к тождеству значения слова и его типографического воплощения.
Эмиль Рудер
Больше обзоров книг о дизайне