Ракурсы для фото
11 точек съёмки, благодаря которым можно сделать интересные кадры.
Кадр: фильм «Славные парни»
Ракурс простыми словами — это вид на объект под определённым углом. Положение камеры относительно предмета или человека «выстраивает» композицию и акценты в кадре: что-то будет выглядеть важнее, а что-то незначительнее. Ракурс способен влиять на нарратив фотографии — делать её привлекательнее.
Ракурс — это творческий инструмент, а не правило и аксиома. Эксперименты с подбором новых точек — это то, что помогает креативно рассказать фотоисторию. Все виды ракурсов можно комбинировать: например, сочетать съёмку снизу и поворот камеры по диагонали. Если вы будете снимать одну сцену с разных положений, то сможете отточить технику и найти собственный стиль.
Точек в пространстве, из которых можно сделать красивую и интересную фотографию, бесконечно много. В этой статье мы расскажем об одиннадцати основных ракурсах с примерами:
- о пяти вариантах расположить камеру по высоте;
- о трёх способах сделать кадр под углом;
- о трёх точках съёмки с разным приближением.
По высоте
Этот тип ракурсов определяет, на каком уровне фотограф держит камеру — выше, ниже или вровень с тем, что он снимает.
С нижней точки
Как сделать снимок: нужно опустить камеру ниже предмета съёмки и направить объектив вверх, под углом. Если это фотография предмета, то ориентир — его центр или главная деталь, если лицо — глаза.
Что получится: главный элемент съёмки будет выглядеть меньше, а основная часть кадра будет занята другими, важными для фотографии, деталями.
Эффект: пейзаж на такой фотографии может выглядеть эпичнее, маленький предмет — значительнее, а человек — увереннее в себе.
Для чего подходит: это универсальный ракурс, который можно использовать для съёмки пейзажей, архитектуры и предметов. Однако с ним нужно работать аккуратно (важно помнить, что ракурс влияет на фото): например, на портрете, снятом снизу, подбородок может казаться тяжёлым, а на фотографии здания может быть некрасиво завалена перспектива.
С уровня земли
Как сделать снимок: фотограф с камерой должен опуститься на самую нижнюю точку из возможных и направить объектив вверх.
Что получится: объект съёмки будет выглядеть очень большим.
Эффект: на английском этот ракурс называется worm’s eye view — «взгляд червяка», и он показывает объекты и сцены с неожиданной точки. Люди очень редко видят окружающий мир с такого экстремально низкого ракурса.
Для чего подходит: для композиций, в которых есть явная вертикаль — плотная городская застройка, густой лес, стоящая группа людей. Портреты и предметы с этого ракурса могут выглядеть непонятно и пугающе.
С верхней точки
Как сделать снимок: необходимо приподнять камеру над тем, что снимаете, и направить объектив на это, вниз.
Что получится: объект съёмки будет выглядеть крупнее.
Эффект: по-другому этот ракурс называют «взгляд взрослого» — на таких фотографиях люди выглядят более беззащитными, а предметы — незначительными.
Для чего подходит: съёмка с верхней точки подходит для любых объектов и композиций. Однако в случае с портретами важно подбирать правильное положение: взгляд сверху может комически искажать пропорции.
С высоты птичьего полёта
Как сделать снимок: поднять камеру высоко и направить объектив строго вниз.
Что получится: композиция будет выглядеть плоской, объекты — маленькими, а перспектива — широкой.
Эффект: снятые с этого ракурса кадры напоминают графику — линии и детали выглядят чёткими, будто прорисованы маркерами на бумаге.
Для чего подходит: с высоты снимают большие пространства — природные и городские пейзажи, а также массовые мероприятия — когда важно показать много людей.
При такой съёмке не обязательно использовать дрон и подниматься под облака: раскладку реквизита на столе тоже фотографируют с «птичьего» ракурса.
На уровне глаз
Как сделать снимок: нужно держать камеру ровно на уровне глаз человека или животного, а если это фото предмета — напротив его центра или основной части. Например, у цветка это будет бутон или соцветие.
Что получится: с этого ракурса объекты выглядят так, как люди привыкли их воспринимать, — не крупнее и не меньше.
Эффект: композиция будет выглядеть реалистично и казаться зрителю «доступной» и знакомой.
Для чего подходит: с этого ракурса чаще всего делают портреты, а также интерьерные снимки.
Прямой ракурс — стандартная и широко используемая точка съёмки, но и она может помочь сделать интересный кадр. Если фотографировать с уровня глаз то, что человек обычно так не наблюдает, — например, мышь или крону пальмы, — это может показать объект с неожиданной стороны.
По направлению съёмки
Менять точку съёмки можно не только по вертикали, но и двигаясь вокруг объекта.
С центральной точки — фронтально
Как сделать снимок: необходимо расположить объектив камеры строго по центру композиции. При этом важно постараться максимально сохранить симметрию объекта или чтобы в кадр как можно меньше попадали боковые стороны.
Что получится: на фотографии будет видна только фронтальная сторона объекта, а остальные части останутся не видны или будут едва заметны.
Эффект: объект, снятый с центральной точки, будет казаться плоским и статичным, на таких фотографиях плохо считывается перспектива.
Для чего подходит: с центральной точки стоит фотографировать плоские или строго симметричные предметы — например, картины в галерее. Для пейзажей, портретов и архитектурной съёмки это не лучший выбор.
В три четверти
Как сделать снимок: фотографу необходимо переместиться правее или левее снимаемого объекта и направить камеру к объекту съёмки по диагонали, под углом.
Что получится: объект будет выглядеть объёмным, а пространство приобретёт глубину.
Эффект: этот ракурс подчёркивает формы объекта, демонстрирует его масштаб и значимость, но не позволяет «давить» на зрителя.
Для чего подходит: с поворота в три четверти особенно хорошо получаются портреты, пейзажи и фотографии архитектуры.
В профиль
Как сделать снимок: фотографу нужно смотреть на объект строго сбоку.
Что получится: изображение будет выглядеть статично, контрастно и плоско.
Какой эффект даст: фотографии в профиль показывают объекты с той стороны, с которой обычно их не рассматривают. Это позволяет создавать характерные снимки.
Для чего подходит: с этой точки снимают портреты, в том числе в полный рост. А также фотографируют предметы для каталогов — например, ювелирные изделия.
По расстоянию
Расстояние от объекта съёмки определяет, насколько подробно будет показан контекст вашего сюжета. Удалённость точки съёмки от объекта называют планом.
Общий (дальний) план
Как сделать снимок: фотографу нужно отойти от объекта на такое расстояние, чтобы в видоискателе было видно всю композицию полностью и вокруг неё в кадре оставалось свободное пространство. Важно обращать внимание на нижний край кадра: между ним и объектом съёмки должен быть «воздух».
Что получится: благодаря дальней точке съёмки фотография покажет не только объекты, но и окружающую их обстановку.
Эффект: фон и пространство на снимке с дальней точки дают сцене контекст — где находится объект, что делает и в каких отношениях с другими элементами находится. Это позволяет фотографии динамичнее и подробнее рассказать историю.
Для чего подходит: с расстояния фотографируют архитектуру, пейзажи, групповые портреты. А также крупные предметы — например, автомобили.
Средний план
Как сделать снимок: необходимо поместить в кадр и главный объект, и часть окружающей его сцены.
Что получится: объект, сфотографированный с такой дистанции, будет выглядеть крупно, но реалистично, и в кадр поместится его окружение, которое раскроет сюжет.
Эффект: средний план выглядит кинематографично и при этом жизненно. Основной объект кажется важным, а окружающая его обстановка придаёт кадру динамику и настроение.
Для чего подходит: со среднего расстояния получаются интересные снимки сцен, в которых видно взаимодействие людей друг с другом или с предметами. Так стоит фотографировать, например, танец новобрачных или керамиста за гончарным кругом.
Узнайте, как работают с планами, цветовыми решениями и детализацией кинорежиссёры и операторы, из этого материала.
Крупный план
Как сделать снимок: фотограф должен сильно приблизиться к объекту и сфокусироваться на том, чтобы отразить в кадре его часть или определённый элемент.
Что получится: детальное изображение, на котором объект или его часть будет выглядеть очень крупно.
Эффект: крупный план демонстрирует индивидуальные черты предмета или лица.
Для чего подходит: с близкого расстояния фотографируют предметы, чтобы показать интересные детали или текстуру. Для этих же целей крупный план используется и в каталожной съёмке.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- Когда фотосток бессилен: делаем качественные фотографии в домашней студии
- Как заработать на фотостоке: простая инструкция для начинающих стокеров
- «Снимаю Олимпиаду на телефон, сидя на кухне»: возможности современной мобильной съёмки
- «Лучше врать про деньги, чем про убеждения»: фотография в рекламе
- Бесплатные фотостоки: где скачать изображения для своего проекта