Дизайн
#Руководства

Как заработать на фотостоке: простая инструкция для начинающих

Фотокамера или смартфон с хорошей оптикой могут приносить доход. Если фотография — ваше любимое занятие, советуем начать с фотостоков. Объясняем как!

Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

Из этого материала вы узнаете:


Что такое фотосток

Фотостоки, или фотобанки, ― это каталоги изображений, куда присылают снимки фотографы со всего мира. К этим библиотекам-магазинам обращаются продуктовые, графические и веб-дизайнеры, бильд-редакторы печатных и онлайн-изданий. Первые ищут визуальные материалы для работы, вторые ― фотографии для статей или соцсетей.

Shutterstock — один из самых известных фотостоков в интернете
Скриншот: сайт Shutterstock / Skillbox Media

Работу с фотостоками не стоит рассматривать как источник основного заработка, но она может давать приятное пополнение бюджета. И главное, это один из самых простых способов зарабатывать фотографией, ведь основной заказчик и исполнитель ― вы сами.

Фотостоков множество. Некоторые из них предлагают пользователям изображения бесплатно, соответственно, авторы на этом не зарабатывают, но могут приобрести некоторую известность. Или же просто распространять хорошие фотографии мест, людей, природы, объектов.

Топовыми фотостоками для заработка считаются:

Подробно о лучших фотобанках и их особенностях читайте в этой статье:

7 фотостоков для заработка

Иногда такие крупные сервисы, которые принимают самые разные фотографии от множества профессионалов и любителей, называют микростоками. «Микро», потому что они позволяют зарабатывать на мелких продажах.

Что нужно, чтобы продавать фото

Для начала необходимо сдать «вступительный экзамен» — загрузить несколько тестовых работ. Модераторы оценят их, и вы получите обратную связь.

Если качество работ будет соответствовать требованиям стока, вам откроют возможность загружать изображения на продажу.

Если на вашей фотографии есть люди, необходимо подготовить и загрузить подписанное разрешение на использование снимков — этот документ называется Model Release.

А если в ваш кадр попал человек, релиз от которого получить невозможно, фотографию придётся продавать в категории Editorial, предназначенной для СМИ. Использование таких снимков сильно ограничено и потому менее выгодно для фотографа.

Отметка Model Released у фотографии на стоке Dreamstime
Скриншот: сайт Dreamstime / Skillbox Media

Кроме того, для вывода заработанных денег с иностранных фотобанков россиянам требуется доступ к зарубежным системам перевода.

Главные запреты на фотостоках

До загрузки работ обязательно прочитайте правила конкретного фотостока ― на разных платформах они могут различаться. Но есть и общий набор причин, по которым модератор не пропустит снимок:

  • Логотипы.

Фотографии, не предназначенные для СМИ, должны быть чисты от логотипов, узнаваемых изображений и характерных форм. Если заказчик купит работу со следами чужого бренда и использует её в рекламе, у этого бренда будет право обратиться в суд.

  • Незнакомые люди.

Снимая для стоков людей, готовьте релизы. Как уже было сказано выше, изображения реальных людей без модельного релиза не принимаются.

  • Некачественное фото.

Снимки с ошибкой экспозиции, недостаточно чистым фоном, непродуманной схемой света или неверным балансом белого отвергают. Работы должны быть аккуратными.

  • Отсутствие идеи.

Готовя работу для стока, вы должны закладывать в снимок чётко читаемую идею. Если замысел фотоснимка не описывается одним предложением, это говорит о том, что вы сами не до конца понимаете, какой интерес кадр представляет для потенциального покупателя.

Конкретные сюжеты на стоковых фотографиях. Они универсальны для всех культур, и понять посыл не мешает даже некачественный роботизированный перевод
Скриншот: сайт Istockphoto / Skillbox Media

Читайте также:

Ракурсы для фото

7 качеств успешного стокера

  • Вы ― гений самоорганизации.

Это, пожалуй, самое важное качество для стокового фотографа. Над вами нет начальника, который ставит сроки и задачи, вы сами ― начальник. У вас нет команды и поддержки. Успех зависит только от вашего упорства и непрекращающейся работы.

  • Вы самодостаточны.

Вас не должен коробить тот факт, что единственная оценка вашего творчества, на которую вы можете рассчитывать, ― формальное подтверждение модератора и частота продаж.

  • Вас не пугает отказ.

Иногда бывает так, что из всей фотосессии, над которой вы работали целый день, модерацию проходит только пара снимков. Каждый отказ сопровождается одной из стандартных типовых причин. Готовы принять во внимание замечания и переделать?

  • Вы аккуратны.

Аккуратность и внимательность нужны и при съёмке (не допустить появления посторонних элементов в кадре, проработать композицию, продумать свет), и при обработке. И при атрибутировании: несколько неподходящих ключевых слов, попавших в описание, могут стать причиной отказа.

  • Вы креативны.

Самый простой путь для начинающего стокера ― пройтись по топовым темам и попробовать повторить сюжеты, которые лучше всего продаются. Но конкуренция среди таких сюжетов высока. Скорее всего, вы добьётесь успеха только тогда, когда предложите что-то уникальное.

По запросу «женщина коренной народности из Исландии» Shutterstock не предлагает соответствующие портреты — только детей. Это может быть поводом для стокера заполнить нишу
Скриншот: сайт Shutterstock / Skillbox Media
  • Вы не боитесь изменений и новых платформ.

Если вы хотите зарабатывать больше, размещать готовые серии лучше сразу на нескольких стоках. У каждого сайта свой интерфейс и свои правила. Также фотостоки могут время от времени менять условия договора — за этим нужно следить.

  • Вы не ждёте быстрого обогащения.

Даже если вы быстро почувствуете тренды и начнёте загружать подходящие изображения, гонорары c продаж по лицензии Royalty Free будут падать по капле. Изображения с лицензией Rights Managed предполагают высокие гонорары, но здесь ждёт меньшее количество продаж.

Расскажем подробнее об этих лицензиях.

Как выбрать тип лицензии на фотостоке

Главный атрибут изображений на фотостоках ― не высочайший уровень искусства автора, а тип лицензии, с которой они продаются.

Лицензии у платных фотографий и картинок бывают двух типов:

  • Лицензия RM (Rights Managed) даёт исключительные права на проданную фотографию, то есть покупатель не может использовать снимок несколько раз и в разных медиа — он покупает её однажды и для одного дизайна. Также RM может ограничивать длительность размещения и географию.

Использование каждой фотографии чётко оговаривается, и выход за рамки договора считается нарушением. Фотографии, продающиеся на таких условиях, приносят автору хорошие гонорары. Но и получить лицензию RM непросто: качество работ должно быть соответствующим или темы должны быть эксклюзивными.

Эту фотографию китайского художника Ай Вэйвэя можно использовать в журналистских материалах в Великобритании, США, Ирландии, Италии, Испании и в Канаде кроме Квебека
Скриншот: сайт Getty Images / Skillbox Media
  • Лицензия RF (Royalty Free) предполагает более демократичные условия как для покупателей, так и для продавцов. На проданное изображение накладываются минимальные ограничения.

Покупатель может публиковать его несколько раз и при этом не ограничен во времени. Продавец же не ограничен в количестве продаж ― один и тот же снимок может продаваться бесконечное количество раз и использоваться в любой стране мира.

Дорогая фотография с лицензией RF
Скриншот: сайт Getty Images / Skillbox Media

Как попасть в топы и тренды

При создании фотографии нужно сразу учитывать аудиторию ― это могут быть фоторедакторы из медиа и дизайнеры с коммерческими заказами. Кроме этого, сами стоки могут показывать тренды поиска.

На сайте Getty Images есть сервис Visual GPS — навигатор по трендам поиска визуальных материалов
Скриншот: сайт Getty Images / Skillbox Media

Неизменно хорошо продаются:

  • Лайфстайл-фотографии ― сюжеты из повседневности или с людьми за привычными занятиями.
  • Снимки людей за работой ― сцены с персонажами, чей облик чётко показывает профессию.
  • Нишевые темы ― медицина, кухня, фитнес, бьюти.
  • Абстракции, которые можно использовать как фон для презентаций или рекламы, ― геометрические формы, пятна, всполохи, узоры.
  • Иллюстрации отвлечённых понятий и эмоций. Например, снимки, которые показывают грусть, любовь, жару, чистоту, ожидание.
  • Сезонные праздники. Всплески продаж гарантированы перед крупными праздниками ― Рождеством, Хэллоуином, Пасхой, Дивали, Китайским Новым годом.
Для снимков на темы из неродной вам культуры потребуется хорошо их изучить
Скриншот: сайт Adobe Stock / Skillbox Media

Кроме того, нужно учитывать, что часть рынка уже забрали нейросети: практически все крупные фотостоки уже предлагают клиентам дешёвые сгенерированные изображения. Авторам нужно стараться ещё больше, чтобы сделать свои кадры ценными.

Как атрибутировать фотографии

Стоковые снимки требуют атрибутирования ― ключевых слов в описании, по которым фотографию найдёт покупатель. Эти слова — залог продаж, и подбирать их надо внимательно.

Например, вам нравится фотографировать растения. Для продажи таких работ потребуется добавить в описание каждого растения не только стандартные теги, но также вид и латинское название.

Большинство стоков предлагают теги и слова прямо в процессе загрузки. Однако если вы работаете с несколькими стоками сразу, имеет смысл сначала подготовить ключевые слова, а потом использовать их на всех платформах. Для этого можно применять сервисы:

Подробное описание фотографии в стоке: «Домохозяйка пытается готовить под нейлоновыми простынями, которые разлетаются по кухне дома, в котором идут малярные работы». Ниже под фото есть отдельные теги-слова для поиска по стоку
Скриншот: сайт Getty Images / Skillbox Media

Фотостоки как источник постоянного дохода

Стоковые продажи могут стать источником небольшого дохода, который может постепенно расти. Вероятно, первые 100 долларов вы получите уже через полгода, но это потребует регулярных усилий и вложений.

Так, за покупку одной работы на микростоке клиент платит полтора доллара. Если он покупает снимки по подписке, стоимость снимка опускается до 50 центов или ниже, и с учётом налога на счёт автора поступает только часть этой суммы.

Но чаще всего клиенту фотобанка требуется больше, чем пара снимков, поэтому он приобретает лицензию на месяц, которая позволяет сохранять десятки изображений. При таком подходе стоимость проданного снимка для фотографа снижается до 10–20 центов.

Чтобы дойти до уровня нескольких сотен продаж в день, вам понадобится:

  • постоянно расширять портфолио;
  • попадать в популярные темы;
  • повышать уровень снимков;
  • предлагать уникальное, «человеческое» видение, чтобы успешно конкурировать с ИИ.
Популярный фотосток предлагает не покупать готовые изображения у авторов, а создавать их самим
Скриншот: сайт 123RF / Skillbox Media

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована