Дизайн
#статьи

Коммерческая фотография: как выбрать своё направление

Fashion, food, art, travel: что общего? Расскажем начинающему фотографу про актуальные направления в фотографии.

 vlada_maestro / shutterstock

Фотография используется везде: упаковка продукции, журналы, сайты. Снимки рассказывают о приятных моментах, помогают вести бизнес, через них можно передать мироощущение… Направлений так много, что не сразу понятно, куда двигаться начинающему. Рассказываем про основные специализации в современной фотографии.

Fashion-фотография

Это съёмка, связанная с демонстрацией одежды, аксессуаров и других элементов моды. Мы видим fashion-фотографии на разворотах журналов, на сайтах модных брендов, в наружной рекламе и в аккаунтах кутюрье. Это одно из самых ярких, оригинальных и креативных направлений в фотографии. Говорят, что fashion-фотографии «продают» мечту и стиль жизни — показывают реальность, которую покупатель получит, купив одежду.

Работа мексиканского фотографа Jvdas Berra для Chic Magazine

К этому направлению относится съёмка в студии, на улице, съёмка дефиле. Фотографы работают с домами мод и дизайнерами одежды.

Профессиональный fashion-фотограф:

  • Следит за трендами — не только в фотографии, но и в моде.
  • Умеет продюсировать съёмку — под определённый бюджет нужно найти локацию, реквизит, моделей, стилиста.
  • Находит общий язык со всеми участниками съёмки: от заказчика до визажиста.
  • Владеет техникой ретуши. Часто fashion-фотографии обрабатывает отдельный ретушёр, потому что требования к чистоте ретуши гораздо выше, чем в других направлениях коммерческой фотографии, а сроки сдачи фотографий — сжатые. Даже если ваши снимки будет ретушировать другой человек, нужно понимать основы ретуши, чтобы их было возможно обработать. Например, можно ли будет осветлить фотографию без потери деталей, поправить ли макияж во время съёмки или проще отретушировать его потом.

Работать с фототехникой, делать и обрабатывать рекламные фотографии, продюсировать съёмки и работать с брендами можно научиться на курсе «Профессия Коммерческий фотограф с нуля».

Что посмотреть по этой теме:

  • Раздел Photography на сайте Vogue — одного из самых авторитетных изданий о моде. Здесь собраны работы популярных фотографов и новых талантливых авторов. А в категории Photovogue можно попробовать опубликовать свою. Но сначала придётся пройти модерацию фоторедактора сайта.
  • Подборка «Мода» на Behance. Считается, что эта платформа более популярна у дизайнеров и иллюстраторов, но в последние годы тут стали чаще публиковаться профессиональные фотографы.
  • Официальные сайты или аккаунты в соцсетях известных фотографов. Например, Энни Лейбовиц. Подпишитесь, чтобы первыми увидеть актуальные работы любимых фотографов, а иногда и процесс съёмки.

Предметная фотография

Это съёмка для производителей товаров: предметы интерьера, техника, одежда, обувь. Предметная фотография востребована, потому что создаётся всё больше интернет-магазинов, рекламных сайтов. Нужны качественные снимки, которые показывают товар в выгодном ракурсе и лучше, чем у конкурентов.

У фотографа могут заказать фотографии предметов на белом фоне или попросить снять серию художественных композиций с товарами.

Съёмка Virginie Gosselin для производителя посуды Le Creuset

Хороший предметный фотограф:

  • Умеет выбрать выгодный ракурс для предмета. Показать его преимущества, отличия, пользу.
  • Усидчив и может работать с большим потоком однотипной продукции. Обычно у производителей много позиций товаров, и всё нужно отснять.
  • Хорошо знает импульсный свет. Это поможет не зависеть от времени дня и погоды и полностью контролировать освещение.

Что посмотреть по этой теме:

Подборки с фотографиями — например, предметов быта или косметики. Старайтесь обращать внимание на то, как размещены в кадре разные по форме товары, с каких углов их снимают.

Фуд-фотография

Относится к предметной фотографии, но давно получила статус самостоятельного направления. Каждый ресторан, кафе и производитель еды хочет показать и прорекламировать свою продукцию. Для этого зовут фуд-фотографа. Снимки используют в меню, в рекламных публикациях, на сайтах и в соцсетях.

Снимки еды от Jane Chang

Основная задача фуд-фотографа — показать блюдо или продукт красиво, оригинально и аппетитно.

Минимум, необходимый для этого:

  • Знать, с какого ракурса лучше снимать продукты. Например, пиццу чаще всего фотографируют сверху, а бургеры — сбоку.
  • Понимать, как выложить композицию в кадре, и разбираться в основах фуд-стилистики: как подобрать нужную посуду, фон, оформить окружение блюда.
  • Уметь грамотно сочетать продукты, чтобы не возникал конфликт вкуса: знать, с каким вином лучше фотографировать белое мясо и какие предметы нужно положить рядом с пастой карбонара.

Что посмотреть по этой теме:

  • Сайт австралийского фуд-фотографа Кэти Куинн Дэйвис. Её блог о еде оказался настолько популярен, что Кэти выпустила несколько книг со снимками и рецептами.
  • Страницы Rachel Korinek — здесь даже на чёрно-белых снимках еда выглядит аппетитно.
  • Уютный блог Laura Muthesius из Германии. Она работает в паре с фуд-стилистом, и фотографии получаются просто волшебными. Кстати, на сайте можно найти и рецепты снятых блюд.

Фотограф для стоков

Фотобанк или сток — сайт, где можно продать или купить фотографию. Эти снимки используют новостные сайты, производители продукции, веб-студии, журналы. Для них это иногда выгоднее, чем заказывать съёмку.

Снимок с фотостока можно использовать для разных целей: в личном блоге, на сайте, в рекламной полиграфии. Автор — Show WP

Чтобы заработать на стоках, требуется делать и выкладывать снимки хорошего качества на разные тематики. Здесь публикуются фотографы со всего мира, и конкуренция очень высокая.

Стоковому фотографу нужно:

  • Следить за трендами в рекламе, в фотографии, иначе его работы не будут актуальными и их не купят.
  • Быть дисциплинированным и регулярно выкладывать новые фотографии. Популярные работы активных авторов всегда поднимаются выше в результатах поиска. Чтобы добиться успеха и признания, придётся потратить не меньше полугода.

Предметная, фуд-фотография и съёмки для стоков достаточно близки. Все они связаны с составлением композиций из предметов, работой с импульсным светом. Они требуют сходных навыков, поэтому фотографы часто совмещают оба направления. А предметные снимки, которые почему-то не принял заказчик, с его согласия можно загрузить на сток.

Что посмотреть по этой теме:

Фотографии на стоковых сервисах. Например, Shutterstock, Depositphotos, Adobe Stock — среди самых популярных в мире. Смотрите, какие работы востребованы, анализируйте и пробуйте снять лучше.

Интерьерная фотография

Если нужно продать какую-то вещь, её нужно красиво показать — это касается и недвижимости. Агентства и частные лица нанимают фотографов, чтобы сделать фото интерьеров.

Ещё одна группа заказчиков — это архитектурные бюро, дизайнеры интерьеров и журналы. Им нужны фотографии для портфолио и публикаций.

Съёмка Полины Полудкиной для московского кафе

Интерьерный фотограф:

  • Знает, как выбрать удачный ракурс для интерьера, передать характер и атмосферу помещения, — это важно для заказчиков. К примеру, качество снимков, размещённых в портфолио дизайнера интерьеров, напрямую влияет на новые заказы, а значит, и на весь его бизнес.
  • Умеет снимать панорамы. Помещение и предметы интерьера выгодно смотрятся на панораме: один снимок позволяет полностью оценить пространство.
  • Владеет ретушью фотографий. Иногда в кадр попадают нежелательные вещи, которые нужно будет убрать на этапе коррекции.

Курс «Интерьерная фотография» поможет разобраться в особенностях съёмки интерьеров, научит работать с декором и обрабатывать снимки.

Что посмотреть по этой теме:

  • Издание Architectural Digest. В 2020 году «Архитектурному дайджесту» ровно сто лет. Это влиятельный ресурс в сфере дизайна интерьера, который тщательно относится к подбору фото.
  • Сайт Interior Design. Здесь публикуются работы дизайнеров интерьеров со всего мира.
  • Издание Elle Decor. Дочернее издание об интерьере журнала Elle, который специализируется на моде, красоте и здоровье.

Фотокорреспондент

Иллюстрации на новостных сайтах, медиаресурсах, в газетах — это работа фотокорреспондента. Он ходит на мероприятия, концерты, спортивные события. Его снимки передают настроение, рассказывают истории и иногда говорят больше, чем текст. Часто один фотокорреспондент сотрудничает с несколькими изданиями.

Работа из фоторепортажа Сергея Пономарёва о миграционном кризисе, за который он получил Пулитцеровскую премию

Кроме умения снимать, фотокорреспондент:

  • Умеет улаживать конфликты и обязательно носит с собой удостоверение фотокорреспондента. Люди могут негативно реагировать на человека с фотоаппаратом.
  • Способен «ловить момент» — снимать сразу, в самых сложных и неожиданных ситуациях. Это важно, потому что вернуть людей в прошлое не получится.

Подборки авторитетных международных конкурсов по фотожурналистике:

  • World Press Photo — специализируется на репортажной фотографии.
  • Пулитцеровская премия, категория «Breaking News Photography». Считается одной из наиболее престижных мировых наград для репортажных фотографов.
  • Премия Hasselblad. Вручается как признание важного вклада фотографа в искусство фотографии. Кстати, не только Hasselblad, но и многие другие производители камер учреждают свои премии по фотографии.

Клубная съёмка

Услугами клубного фотографа пользуются рестораны, ночные клубы, танцевальные заведения. Все хотят показать свою уникальную атмосферу: как у них весело, безбашенно или, наоборот, спокойно и расслабленно. Клубные фотографии должны убедить человека прийти в заведение.

Клубный фотограф:

  • Хорошо ориентируется в настройках фотоаппарата и вспышки и умеет быстро переключаться между режимами съёмки, потому что в клубах освещение непредсказуемо: стробоскопы, прожекторы. А часто ещё и несколько зон с разным освещением.
  • Может возвращаться домой только под утро из-за съёмок в нескольких клубах.

Что посмотреть по этой теме:

Снимки на портале GEO.PRO. Это медиаресурс с фотоотчётами из клубов, с мероприятий. Здесь публикуются работы профессиональных фотографов. Также можно подписаться на соцсети ночных клубов, которые тоже выкладывают интересные снимки.

Свадебная фотография

Свадебные снимки — среди самых ценных для заказчиков, и за них готовы хорошо платить. Поэтому и конкуренция среди свадебных фотографов очень высокая.

Чаще всего фотограф снимает церемонию регистрации и сам праздник. Но иногда молодожёны заказывают постановочную фотосессию на другой день, чтобы фотограф не спешил и всё прошло в спокойной обстановке.

Эмоциональная свадебная фотография. Автор — Gavin Power

Особенности работы свадебным фотографом:

  • Нужно находиться в хорошей форме, чтобы выдержать много часов с техникой в руках и везде успеть сделать кадры.
  • Часто приходится работать с ассистентом, который следит за оборудованием. На свадьбе много приглашённых людей, бывает суматоха. Ассистент присматривает за техникой, пока фотограф снимает, но может и подержать вспышку, если это понадобится для съёмки.
  • Требуются высокая стрессоустойчивость и коммуникабельность. День свадьбы — эмоционально напряжённый для всех участников. Нужно уметь уладить конфликт, если он будет касаться фотографа.
  • Свадебные фото часто приходится ретушировать. Здесь не требуется идеальная обработка изображений, но убрать лишние объекты, которые могли попасть в кадр, и сделать красивую цветокоррекцию — обязательный навык для фотографа.

Минус свадебной съёмки — сезонность. Большая часть свадеб проходит в тёплое время года. Поэтому фотографы часто сочетают свадебную съёмку и семейную.

Что посмотреть по этой теме:

  • Работы на портале Mywed. Здесь выкладывают портфолио свадебные фотографы со всего мира. Очень удобный сервис с рейтингами, а ещё там проводятся конкурсы фотографии.
  • Работы Marcus Bell. Он входит в десятку лучших свадебных фотографов по версии телекомпании ВВС.
  • Сайт Jeff Ascough. Джефф — один из самых популярных свадебных фотографов в мире и амбассадор Canon. Он работает с естественным светом и практически не использует вспышки.

Семейная съёмка

Яркие моменты жизни, поцелуи влюблённых, улыбки детей, лица близких людей — все те фотографии, которые мы будем хранить долгие годы. Семейная съёмка делится на love-story, детскую съёмку, студийную постановку. Одни фотографы работают только с естественным светом, другие — исключительно в студии, а кто-то совмещает оба варианта.

Романтическое фото от Егора Желова

Семейный фотограф может снимать в разных стилях (репортаж, постановка) или специализироваться на чём-то одном.

Профессиональный семейный фотограф:

  • Знает, как расположить героев съёмки в кадре и сделать фотографии более естественными. Люди перед объективом фотоаппарата часто бывают скованы. Фотограф умеет создать доверительную атмосферу, чтобы они чувствовали себя комфортнее.
  • Подскажет, что лучше надеть на съёмку. Часто перед съёмкой можно услышать вопрос заказчика: «А что мне надеть?» Поэтому семейному фотографу иногда приходится побыть немного стилистом.
  • Может создать уникальный портрет семьи. В каждой семье свои отношения и атмосфера. Семейный фотограф умеет их передать. Если это репортаж, то через мимику, случайные жесты. Или через позирование — если фото постановочное.

Что посмотреть по этой теме:

  • Раздел «Семейная фотография» на сайте 35photo.pro. На портале зарегистрировано много фотографов, есть удобная фильтрация по популярности авторов; также можно посмотреть, кто какой техникой пользуется.
  • По тегу #lovestory на портале Mywed. Свадебные фотографы, зарегистрированные там, часто выкладывают и снимки в стиле lovestory.

Travel-фотография

Покупатели travel-фотографий — журналы, сайты о путешествиях, турагентства. Фотограф передаёт эмоции, свои ощущения от посещения страны. Показывает колорит, обычаи людей и далёкие места, которых зритель никогда не видел.

Снимок горы Киркьюфетль (Исландия), автор — Johny Goerend

Скиллы, необходимые travel-фотографу:

  • Уметь снимать пейзаж, архитектуру. Чтобы рассказать о стране в фотографиях, нужно показать всё, что для неё характерно: природу, архитектуру, достопримечательности.
  • Делать репортажные зарисовки людей. Об атмосфере страны или города лучше всего расскажут живые снимки жителей.
  • Контролировать бумажник и технику. Во многих туристических зонах орудуют карманники. Фототехника стоит дорого, и они об этом знают.

Что посмотреть по этой теме:

  • Сайт National Geographic, особенно раздел Travel. Это издание Национального географического общества США, и публиковаться в нём — мечта многих travel-фотографов.
  • Страницы премии Travel Photographer of the Year. Это крупнейший международный конкурс фотографий о путешествиях.
  • Журнал GEO. Международный журнал о городах и странах, их особенностях и красоте.

Арт-фотография

Стоит отдельно от других направлений в фотографии. Это художественные снимки, которые передают субъективный взгляд автора на реальность, его мироощущение. Часто выставляются в галереях, музеях.

В этом направлении нет заказчика. Фотограф создаёт работы, которые потом приобретаются для коллекций — личных или музейных — или для оформления интерьеров. Арт-фотографией может стать и натюрморт, и пейзаж, и street-фото, и постановка. Главное здесь — творческая идея фотографа.

Начать продавать такие работы достаточно сложно. Арт-фотографу сперва нужно получить признание искусствоведов, критиков, публиковаться в специализированных журналах.

Арт-фотограф:

  • Ориентируется в искусстве, его истории и трендах. Важно не только понимать сферу фотографии, но и разбираться в живописи, дизайне, скульптуре, литературе, кино и многом другом — это позволит не потеряться в общем информационном пространстве.
  • Работает в определённом стиле и создаёт уникальные, неповторимые работы. Когда имя автора угадывают, даже не видя подписи под снимком, это значит, что он выработал свой стиль, язык, которого не было до этого. Следующий уровень мастерства — когда фотографа начинают цитировать другие авторы.
  • Консультируется с искусствоведами, общается с кураторами галерей, проводит персональные выставки. Общение и знакомства — важная часть карьеры арт-фотографа. Чем больше специалистов будет его знать, тем больше может быть выставок и продаж.
Работа Ивана Пинкавы «Томас и Дэвид Медек», 2000 год

Что посмотреть по этой теме:

  • Фотоснимки чешского фотографа Йозефа Судека. В Первой мировой войне он потерял правую руку, а когда вернулся с фронта, занялся фотографией. Художник снимал свои знаменитые натюрморты в небольшом деревянном фотоателье, а по вечерам выходил на улицу и фотографировал Прагу. В 2010 году одна из работ Йозефа Судека была продана на аукционе Sotheby’s за 300 тысяч евро.
  • Сайт Андреаса Гурски. Он фотографирует архитектуру, пейзажи и большие скопления людей. Его можно узнать по панорамным фотографиям большого формата. Гурски — один из самых высокооплачиваемых фотографов современности. В 2011 году его фотография «Рейн II» на аукционе Christie’s была продана за 4,3 миллиона долларов.
  • Работы Дианы Арбус. Её называли «фотографом фриков». Сюжеты Арбус нестандартные, отталкивающие. Она снимала на улицах Нью-Йорка маргиналов и обычных прохожих. Работы Дианы Арбус повлияли на культуру следующих поколений. Например, режиссёр Стэнли Кубрик цитирует её фотографию «Близнецы» в своём фильме «Сияние».

Первые шаги в профессию

Первые несколько лет фотограф пробует себя в разных направлениях. Лишь со временем он выбирает основную специализацию, в которой ему нравится работать, или совмещает близкие по задачам. Но какое бы направление ни выбрал фотограф, на начальном этапе он осваивает три ключевых скилла:

  • Работа с камерой. Учится использовать съёмочную технику, не задумываясь, какие настройки выставить для нужного кадра.
  • Освещение. Изучает осветительное оборудование — различные вспышки, искусственные источники постоянного света и, конечно же, естественный свет.
  • Основы композиции. Это базовые законы изобразительного искусства, такие как золотое сечение, правила композиционных акцентов, работы с контрастами.

Пробуйте, тренируйтесь, самостоятельно экспериментируйте и получайте удовольствие от фотографирования — это самое важное. А на курсе «Профессия Фотограф» опытные преподаватели поделятся знаниями и опытом и помогут быстрее освоить профессию.

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована