Психология цвета: самое важное
Как цвета влияют на настроение, эмоциональное состояние человека и как это используют в маркетинге и дизайне.
Цвет — один из главных параметров всего, где есть визуальное оформление: интерьера, продуктового дизайна, рекламы, брендинга, интерфейсов. С помощью правильно подобранных оттенков и сочетаний можно привлекать внимание пользователя, влиять на его восприятие, вызывать определённые эмоции и даже доверие.
Что означают разные цвета, какие ассоциации они у нас вызывают и как это можно использовать? Ответы на эти вопросы даёт психология цвета.
Что такое психология цвета
Психология цвета — это область психологии, изучающая воздействие цветов на человеческие эмоции, поведение и психическое состояние. Почему цвет может влиять на наше восприятие? Как правило, это связано с культурными и историческими особенностями и ассоциациями.
В разных регионах восприятие одного и того же цвета может различаться. Например, на Западе белый ассоциируется с чистотой, торжеством, а в Индии он символизирует траур. Это связано с локальным культурным контекстом, разными религиозными традициями.
С чем ассоциируются цвета и как они влияют на человека
Накопленные знания о воздействии цветов на человека успешно используют маркетологи и другие специалисты. Цвет — достаточно простой и доступный инструмент, с его помощью можно создать запоминающийся образ бренда, вызвать лояльность клиента и мотивировать на покупку продукта.
У большинства людей есть ассоциативные характеристики цветов. Например, выражение «продающий красный» автоматически формирует образ чего-то экспрессивного, динамичного, современного. А если слышим про экологичность продукта, то представляем «чистое» зелёное оформление.
Создатели продуктов при выборе цвета также ориентируются на устоявшиеся представления об аудитории и её предпочтениях. Например, товары для женщин могут «упаковывать» в оттенки розового, для маленьких детей — в мягкие пастельные тона. Работает это и в обратную сторону: дизайн может ломать привычные стереотипы — и вызывать интерес пользователя контрастом ожидание/реальность.
Рассмотрим, что обозначают разные цвета и как их можно использовать в дизайне.
Красный цвет
Значение. Одни из главных ассоциаций с красным цветом — кровь, огонь, любовь. У этого цвета сильный эмоциональный заряд: красный в оформлении интерьера делает человека агрессивнее, работоспособнее — однако вскоре на смену энергии приходит апатия и раздражительность.
Культура. В европейской традиции это цвет любви и страсти, протеста и революции. А также роскоши и монаршей власти — столетиями красные мантии и одежды носили правители, высшие чины католической церкви, привилегированные слои.
Маркетинг и брендинг. Красный цвет — выбор для смелых, для тех, кто готов уверенно объявить себя лидером. Красный в фирменной айдентике ассоциируется с успехом, вызовом, скоростью, активной позицией.
Кто использует. Coca-Cola, Ferrari, Chicago Bulls, Louboutin, Cartier.
Читайте также:
Оранжевый цвет
Значение. У многих оранжевый ассоциируется с оптимизмом, креативностью, уютом, безопасным огнём. В целом у этого цвета в основном позитивные значения — молодость, энергия, жизнь. Оранжевый нравится детям. Из негативных ассоциаций — осенняя меланхолия или, наоборот, крикливость, грубость.
Культура. Оранжевый цвет в индуизме и буддизме символизирует духовность и соответствует чакре Свадхистхане, отвечающей за сексуальность, радость, креативность. На Западе он считывается по-разному: это главный цвет праздника Хеллоуина, предупреждающих знаков и спасательных жилетов, но также символ наказания — заключённые в американских тюрьмах носят оранжевую форму.
Брендинг и маркетинг. За яркость, энергичность оранжевый выбирают компании, для которых важно транслировать активную позицию и даже авантюризм, а также премиальные бренды. Благородные коралловые и терракотовые оттенки ассоциируются со смелостью и престижем и хорошо сочетаются с дорогим бежевым или белым.
Кто использует. Amazon, Burger King, Nickelodeon, Harley-Davidson, Fanta.
Жёлтый цвет
Значение. Это один из самых тёплых цветов видимого спектра. В первую очередь жёлтый ассоциируется с солнцем и в основном вызывает положительные эмоции. Однако есть негативные значения: болезнь, увядание, тревога. Обилие жёлтого в интерьере может вызывать беспокойство, перегружать зрение и нервную систему.
Культура. В древности жёлтый был священным цветом — опять же из-за ассоциации с солнцем и дорогим золотом. Во многих культурах он символизирует мудрость и показывает высокий статус человека — например, в Китае носить жёлтую одежду мог только император. Особое значение этот цвет обрёл в искусстве на стыке XIX–XX веков — жёлтый стали активно использовать в своих работах модернисты.
Брендинг и маркетинг. Компании задействуют в айдентике жёлтый, стремясь создать ощущение веселья, счастья, тепла. Маркетологи используют жёлтые ценники, чтобы подтолкнуть людей к импульсивным покупкам.
Кто использует. McDonald’s, National Geographics, Kodak, Dr. Martens, Lego.
Читайте также:
Коричневый цвет
Значение. Формально это не цвет, а оттенок, который можно получить только смешением синего, жёлтого и красного. Коричневый — один из главных природных оттенков и ассоциируется с плодородием, стабильностью, естественностью. Из негативных трактовок — грязь, уныние, увядание.
Культура. Для египтян коричневый символизировал плодородие, стабильность, домашний очаг. Для греков — жизненный цикл человека, от рождения до воскрешения. Славяне ассоциировали коричневый цвет с медведем и его мощью, силой. В Средневековье коричневый был символом бедности и безнадёжности — такую одежду носили крестьяне.
Брендинг и маркетинг. Из-за невыразительного посыла и негативных ассоциаций компании редко задействуют в брендинге коричневый цвет. Однако он уместен в айдентике кафе или кондитерской, также его можно использовать как нейтральный фон для ярких контрастных объектов. Компании с многолетней историей иногда обращаются к коричневому цвету, чтобы подчеркнуть консервативность, статус, верность традициям.
Кто использует. Snickers, Louis Vuitton, UPS, «Братья Караваевы», Nescafe.
Зелёный цвет
Значение. Зелёный цвет способен гасить эмоции, успокаивать, создавать ощущение умиротворения и безопасности и потому воспринимается как один из самых комфортных. Он напоминает о весеннем пробуждении природы и из-за этого ассоциируется с обновлением, молодостью — и одновременно с неопытностью.
Есть у него и яркие негативные значения: болезнь, зависть, зависимость, обман. Вспомните устоявшиеся выражения: зелёный змий, тоска зелёная, позеленел от зависти.
Культура. Зелёный часто носил полярные значения даже в пределах одной страны и социальной группы. В европейском Средневековье это был цвет молодости, чистоты и одновременно подлости — из-за неприятной ассоциации со змеями, лягушками. В XVII веке яркую зелёную одежду носили модники, однако их здоровье стремительно ухудшалось, ведь в качестве красителя использовали мышьяк. У католиков зелёный цвет стал символом святого Патрика.
В засушливом Египте зелёный символизировал жизнь и благополучие, в Индии зелёное сари надевают на свадьбу и другие праздники. В Китае это цвет Востока, весны и вместе с тем — измены.
Брендинг и маркетинг. В XX веке зелёный из-за близости к растительному миру стал «амбассадором» экологичности. Зелёный используют компании, связанные со сферой туризма, здоровья, страхования, сельского хозяйства. Этот цвет помогает сформировать образ процветания, надёжности, близости к природе.
Кто использует. Starbucks, John Deere, The Matrix, Sprite, BP.
Синий цвет
Значение. Синий также воспринимается как успокаивающий, снижающий тревогу. Он создаёт приятные ассоциации с морем и небом. Однако в больших количествах синий может подавлять, снижать настроение.
Культура. В античный период синий был цветом чужаков, но со временем стал символом мира и доброты. Позитивное значение у него сложилось и в Европе — он ассоциируется с гармонией, преданностью. В Латинской Америке и Китае это цвет траура. В геральдике синий символизирует честность, благородное происхождение.
В современном мире у этого цвета есть гендерное значение: для мальчиков выбирают одежду оттенков синего и голубого, бренды часто оформляют линейки для мужчин в синем цвете.
Брендинг и маркетинг. Согласно исследованию Marketo Engage в 2018 году, синий цвет чаще других используют в брендинге. Он ассоциируется с надёжностью, спокойствием, уверенностью. Компании выбирают для оформления своих товаров и услуг оттенки синего, чтобы вызвать у аудитории доверие и чувство стабильности, безопасности.
Кто использует. IBM, Gillette, Bounty, Kenzo.
Фиолетовый цвет
Значение. Фиолетовый цвет создаётся на контрасте: он сочетает в себе спокойный, уравновешенный синий и энергичный, страстный красный. Он ассоциируется с чем-то таинственным, мистическим и духовным, напоминает о бескрайнем вечернем небе, неизведанной и притягательной Вселенной. Ещё одно значение — креативность, фантазия.
Культура. Во многих культурах фиолетовый обозначает духовность, мистическое начало. В исламе этот цвет символизирует божественную сущность, мираж, в католицизме и иудаизме — покаяние, искупление. В Средние века пурпур был признаком роскоши и власти, ведь такую ткань могли себе позволить только представители привилегированных слоёв.
Фиолетовый был характерной чертой французского импрессионизма — многие художники любили использовать на своих полотнах фиолетовую дымку: Клод Моне, Поль Гоген, Огюст Ренуар.
Брендинг и маркетинг. Фиолетовый сложно использовать в брендинге из-за неоднозначного восприятия — кто-то может его считывать как розовый или голубой. Бренды, которые решаются его выбрать, делают акцент на уникальности или, опираясь на историческое значение, — роскоши, изысканности продукта.
Кто использует. Milka, Hallmark, FedEx, Monster High, Yahoo.
Чёрный цвет
Значение. Чёрный — не цвет, а тон, который мы воспринимаем, когда от объекта не исходит видимый свет. Но мы традиционно называем его цветом. Чёрный ассоциируется с роскошью и престижем, официозом, классикой. Вместе с тем это олицетворение тьмы и ночи, страха и одиночества, депрессии, траура.
Негативные значения чёрного цвета также легко отследить в нашей речи: чёрный день, чёрная полоса, чёрная работа, чёрная магия — всё это про тяжёлый труд, плохие обстоятельства, неприятности, вред.
Культура. Чёрный пигмент — один из первых, добытых человеком. В Древнем Египте этот цвет символизировал плодородие, почву, несущую жизнь. В христианстве чёрный цвет в одеяниях означает смирение, отказ от земных удовольствий. Многие века в Европе одежда этого цвета ассоциировалась с тяжёлым трудом, бедностью, а также трауром, но постепенно она стала определять профессиональную принадлежность — чёрные мантии носили судьи, духовенство, магистранты.
В XIX–XX веке чёрный становился символом радикальных политических движений — анархизма, немецкого и итальянского фашизма.
Брендинг и маркетинг. Чёрный цвет любят компании, производящие дорогие товары. Сдержанный и при этом эффектный цвет помогает подчеркнуть статусность, серьёзность, солидность бренда, вызвать ощущение надёжности и уверенности.
Кто использует. Audi, Lush, Playboy, Chanel, Adidas.
Читайте также:
Розовый цвет
Значение. Розовый ассоциируется с невинностью, романтичностью, сладкой сахарной ватой, куклой Барби, детством, счастьем. Это ещё один цвет с гендерным характером — традиционно его приписывают девочкам, женщинам.
Розовый часто трактуют как легкомысленный, наивный, слабый, однако сегодня этот стереотип пытаются сломать. Например, изображение розовой ленты используют в кампании по борьбе с раком груди как символ силы и выносливости тех, кто пытается преодолеть страшную болезнь.
Культура. В Средние века розовый был довольно экзотическим цветом, поэтому его использовали небедные и прогрессивные люди. Розовый стали активно применять в одежде и интерьере в период расцвета стиля рококо, в XVIII веке — тогда его уверенно носили и женщины, и мужчины.
В Китае розовый долгое время был просто оттенком красного, а не самостоятельным цветом. В Корее он символизирует доброту и доверие.
Брендинг и маркетинг. Оттенки розового часто задействуют в своём дизайне компании с женской аудиторией: бренды одежды, косметики, белья. Ассоциацию розового с юностью, жизнерадостностью, нежностью используют бренды, производящие детские игрушки, сладости, а также работающие в индустрии развлечений.
Кто использует. Baskin Robbins, Victoria’s Secret Pink, T-Mobile, Vanish, Duracell.
Читайте также:
Белый цвет
Значение. Как и чёрный, белый — не цвет в классическом понимании, потому что у него нет цветового тона — он ахроматический. Однако белый тоже наполнен значениями и ассоциациями. В первую очередь его расценивают как символ чистоты, простоты, честности, добра и целомудрия.
Но также белый — цвет снега, а значит, холода, зимы. В большом количестве он может вызывать чувство одиночества, пустоты, уныния.
Культура. В культурах разных стран у этого цвета полярно разные значения. Если на Западе это положительный символ — мира, чистоты, свадебного торжества, то в Китае, Японии, Индии белый олицетворяет траур, смерть. В религиозных учениях он часто ассоциируется с раем, божественным совершенством. В мистическом смысле это цвет добра, света, который противостоит злу.
Раньше белый цвет в одежде могли позволить себе привилегированные слои — из-за непрактичности и сложного ухода. Сегодня белый цвет в моде — один из базовых и актуальных.
Брендинг и маркетинг. Психологию белого цвета в фирменном дизайне используют, чтобы сформировать чистый, простой, естественный образ. У потребителя он может ассоциироваться с безопасностью, экологичностью, свежестью и вызывать доверие к бренду.
Кто использует. Apple, Wikipedia, Valentino, шины Michelin, Dove.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!