Проповедь о нескучности, или Радость от делания хорошо
Арт-директор Стас Жицкий гонит скуку прочь и призывает искать оригинальные решения.
Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media
Вместо эпиграфа
Неожиданная параллель возникла у меня в голове: священник в проповеди не обращается только к прихожанам, он говорит «мы», объединяя себя с прочими людьми и обозначая общие проблемы. Вот и сегодня давайте поговорим, почему у нас с вами получаются скучные логотипы. У меня такое тоже бывает.
Ответ очень простой: потому что нам скучно их делать. По разным причинам:
- потому что мы взяли скучный заказ у скучного клиента;
- потому что нам скучно делать конкретную работу (даже если клиент хорош), но не лежит сегодня душа именно к этому труду, а деньги нужны прямо сейчас;
- потому что мы просто занимаемся не своим делом. Может, лучше переквалифицироваться, например, в повара?..
И ещё вот что я заметил: чем крупнее компания, заказывающая дизайн (или редизайн) своего лого или сразу всей айдентики, тем скучнее получается результат. Потому что надо:
- угодить сразу огромному количеству разнообразных людей (целевой аудитории), со своими уникальными и несовпадающими эстетическими пристрастиями, социокультурными традициями, финансовыми ситуациями и семейным положением;
- договориться с большим количеством принимающих решения членов совета директоров;
- понять вкусы главного клиента (который платит деньги — об этом подробнее в другой раз).
Конечно, тут проще всего сделать что-то, что не будет никого раздражать, не будет ничего значить, ни у кого не вызовет протеста (а то, что оно восторга не вызовет — да и фиг-то с ним, казалось бы). Я уже не раз писал, что мы, находясь внутри профессии, подсознательно преувеличиваем значение логотипа — в конце концов, если у клиента в кармане миллиардный бюджет, он приучит аудиторию к любой ерунде, которую мы ему соорудим.
Но.
А нам самим-то не грустно, не скучно, не тоскливо делать грустную, скучную, тоскливую ерунду — только лишь бы у нас её купили? Неужели мы с вами ради такого результата пришли в столь замечательную профессию? Неужто мы сами у себя добровольно отбираем право тащиться, переться, радовать людей — только потому, что нам стрёмно, что не продадим? А попробовать?.. А вдруг получится?..
Особенно оправдан этот риск сделать что-то остроумное, эмоциональное, душевное — с небольшими компаниями. Транснациональные тяжеловесы обычно боятся рисковать, а вот небольшая провинциальная кофейня, которая торгует свежевыкаканным мусангами копи-луваком, или гончарная мастерская, производящая горшки для плотоядных растений, — эти могут пойти у нас на поводу и рискнуть. И не проиграть!
Пока я это писал, то пытался вспомнить «отвязные» логотипы огромных корпораций — и, признаюсь, почти ничего мне в голову не пришло — ну разве что пресловутый Apple со своим надкусанным яблоком (ну на то они и революционеры). Или наглый Starbucks с двухвостой русалкой и вообще без букв, но и то и другое — скорее проявление семантического волюнтаризма владельцев, нежели оригинальные графические находки дизайнеров. А главные находки находятся в малоизвестных мини-брендах, где в штате десять человек, и решение принимает один из них.
Вспомнил идеальную ситуацию из собственной практики: один мой многолетний клиент, для которого я за пятнадцать лет работы (на тот момент) сделал кучу довольно успешных (не очень больших) проектов, в какой-то момент мне заявил:
— Слушай, хватит делать мне несколько вариантов! Кто из нас профи — ты или я? Вот ты сам себе там эти варианты рисуй, а потом сам и решай, какой вариант лучше, и отдавай его мне в работу.
Это ли не чудо для дизайнера?..
В общем, давайте будем стараться находить оригинальные, весёлые решения: они будут заметны, я вас уверяю — эмоциональность и работа творческого ума понятна не только профессионалу, это хорошо проецируется на простого потребителя. Вспомним бессмертный «айлавньюйорк», от которого просто веет счастьем — и это видят все, а не только продвинутые специалисты! Любовь к предмету ологотипливания и радость от того, что ты даришь кусочек счастья другим людям, — вот в этом же суть нашей работы!
А когда приходит пора выплатить кредит или ипотеку — ну да, сделаем бессмысленный логотипчик для скучного банка или нефтяных торговцев, устыдимся своей слабости и не будем его выкладывать в своё портфолио, чтобы не прослыть дизайн-душнилой.
И потом покаемся…
Читайте в предыдущих выпусках:
- Как поймать Слонопотама, или Метод трёх П: Стас Жицкий призывает думать как ленивые и нелюбопытные люди
- Воображение дятла, или Фирменный стиль общения: о штампах, безвкусице и пошлости
- Рабочий стол дизайнера, или О породе кротов: о посредственных логотипах
- Зад важнее глаза или наоборот: о балансе практичного и красивого в дизайне.
- Разборки по понятиям, или Первый ответ на вопрос студента: о разнице между искусством и дизайном
- Борьба при открытых дверях, или Как не путать Ивановича с Иваном: о «насмотренности»
- Если у вас нету лого, или Working With What You are: об остроактуальных трендах в области брендинга