Погружение в сон: 15 самых знаменитых картин Сальвадора Дали и их значение
Разбираемся в творчестве человека, заявившего: «Сюрреализм — это я!»


Иллюстрация: Studio Harcourt / Полина Честнова для Skillbox Media
Сальвадор Дали, полное имя которого Сальвадор Фелипе Хасинто Дали-и-Доменек, родился 11 мая 1904 года в городе Фигерас, Испания.
Он получил формальное образование в области изобразительного искусства в Мадриде. С ранней юности его впечатлял импрессионизм и работы мастеров эпохи Возрождения, а после он всё больше восхищался кубизмом и авангардными течениями в искусстве.
В конце 1920-х годов его привлёк сюрреализм, и в 1929 году Дали присоединился к группе сюрреалистов. Вскоре он стал одним из ведущих представителей течения.
Талант Дали не ограничивался живописью, он работал в графике, кино, скульптуре, дизайне, фотографии, рекламе, литературе — от поэзии и эссе до автобиографии.
Основными темами его творчества были сны, подсознание, сексуальность, религия, наука и личные отношения. Его шедевры — это ворота в запутанные лабиринты человеческого сознания. Дали умел вписывать в сюрреалистические сновидческие пейзажи тщательно детализированные сюжеты.
За всю жизнь Дали создал около 2000 произведений, многие из которых стали культовыми. Он с большим удовольствием эпатировал публику и был невероятно трудолюбив и талантлив. Охватить всё творчество Дали в 15 картинах — примерно то же самое, что уместить всю историю ХХ века в одной книге: не невозможно, но очень сложно. Тем не менее некоторое представление о масштабе его гения можно получить.
«Великий мастурбатор»
(1929)

Картина была написана в то время, когда Дали примкнул к сюрреалистам, и в том же году, когда он встретил свою музу — Галу. Есть версия, что картина — это эротическая трансформация, которая произошла с ним после встречи с Галой. По другой версии, она отражает сложное отношение Дали к сексу. Когда он был ребёнком, он нашёл у отца книгу с изображением половых органов, поражённых венерическими заболеваниями в запущенных стадиях, что сильно впечатлило юного художника.
Дали прочитал «Толкование сновидений» Зигмунда Фрейда, когда учился в Мадриде в начале 1920-х годов. Для него эта книга стала «одним из важнейших открытий в жизни»: «Я был охвачен настоящим пороком самоинтерпретации не только своих снов, но и всего, что со мной происходило».
В трудах Фрейда Дали нашёл ключ к скрытым страхам и желаниям. В результате он начал изучать поэтику сюрреализма в 1926 году и разработал новый визуальный язык, который по сей день делает уникальными его работы.
Искажённая голова, которая занимает центральную часть полотна, похожа на фрагмент картины Иеронима Босха «Сад земных наслаждений».

В то же время, вероятно, это изображение самого Дали, который видит эротическую фантазию — обнажённую женскую фигуру, которая тянется к гениталиям мужчины. При этом в картине куда больше тревоги, чем эротизма или намёков на наслаждение, например кузнечик, который прицепился к голове, символизирует страх, потому что сам Дали очень боялся этих насекомых. Муравьи означают разложение, а кровоточащие порезы и рыболовные крючки напрямую говорят об опасности.
«Великий мастурбатор» — это картина-самоанализ, провокация и ворота в подсознание художника, который в символах выражает свои глубокие страхи, фантазии и желания. Дали хранил эту картину до самой смерти, после чего передал в дар испанскому государству.
«Постоянство памяти»
(1931)

Вероятно, самая известная картина Дали и одно из основополагающих произведений сюрреализма. Знаковые образы плавящихся карманных часов — визуальное исследование нелинейности и необратимости времени. Сам Дали заявлял, что на создание картины его вдохновил сыр камамбер, который он съел на ужин перед тем, как написать этот холст. На работу ушло всего около двух часов, во время которых он мучился от мигрени.
За год до написания картины Дали разработал свой «параноидально-критический метод», вдохновлённый психоанализом. Он заключается в использовании психоаналитических техник для стимуляции творческого процесса. Для этого Дали стремился достичь состояния, близкого к бреду или галлюцинациям, считая, что это даст ему доступ к подсознательным образам.
Полотно стало предметом многочисленных попыток анализа и породило множество теорий о его значении.
По одной версии, картина олицетворяет относительность времени и пространства, по другой — она показывает природу памяти, распада и течения времени. В любом случае множественность интерпретаций, которые она рождает, делает её настолько привлекательной и важной для сюрреализма. «Постоянство памяти» стало одним из самых знаковых и узнаваемых произведений современного искусства и часто упоминается в популярной культуре. Именно его слава способствовала тому, что Дали стал одним из самых влиятельных художников XX века.
«Мягкая конструкция с варёными бобами» («Предчувствие гражданской войны»)
(1936)

Картина стала реакцией на гражданскую войну в Испании, которая началась в 1936 году и глубоко потрясла Дали. Гротескная, искажённая фигура на неустойчивых ногах показывает ужас и жестокость конфликта и служит критикой насилия и страданий испанского народа. На полотне можно разглядеть расчленённые конечности, в ней странным образом сочетается сюрреалистичность образа с тщательно прописанными детализированными изображениями кожи, мышц и костей фигуры, что подчёркивает общую тревожность картины.
Полотно, как и практически все произведения Дали, даёт множество вариантов интерпретаций, в частности его название — «Мягкая конструкция с варёными бобами» — отсылает к будничным заботам обычных людей, которым важно накормить свою семью. При этом жуткая фигура войны, которая пожирает сама себя, показывает абсурдность насилия.
Сам Дали утверждал, что написал полотно за полгода до начала конфликта из-за «пророческой силы своего подсознания», но по другой, более реалистичной версии, картина всё же была написана уже во время войны. «Мягкая конструкция с варёными бобами» считается одним из величайших шедевров Дали.
«Сон»
(1937)

Картина «Сон» — это путешествие в бессознательное, где искажённая, сновидческая фигура, подвешенная в воздухе и поддерживаемая тонкими костылями, показывает хрупкость и уязвимость психики.
«Окуклившийся монстр, чьи формы и душевная тоска подпёрты одиннадцатью основными костылями… Достаточно хотя бы одной губе отыскать надёжную опору в уголке подушки или мизинцу прильнуть к складке на простыне, как сон вцепится в нас изо всех своих сил. Затем тяжело нависнет ужасающий лбище, опирающийся на мягкую колонну носа», — писал об этой картине сам Дали.
«Лебеди, отражающиеся в слонах»
(1937)

Картина также написана с помощью параноидно-критического метода Дали. Три лебедя отражаются в озере таким образом, что их шеи становятся хоботами слонов, а деревья, которые расположены рядом, — их ногами.
Эта картина считается знаковой в сюрреализме, она породила множество подражаний.
В ней показаны двойные образы, и их можно интерпретировать по-разному. С одной стороны, вероятно, так Дали изобразил разницу между реальностью и восприятием этой реальности, с другой стороны, это противопоставление сознания и бессознательного, что, безусловно, сильно занимало художника.
«Метаморфоза Нарцисса»
(1937)

Картина вдохновлена греческим мифом о Нарциссе, прекрасном юноше, который влюбляется в собственное отражение и становится символом самолюбования и тщеславия. Интерпретация Дали этого мифа придаёт картине глубину и связывает её с более широким культурным и историческим контекстом. Дали выстраивает сцену так, чтобы показать Нарцисса одновременно как человеческую фигуру и как руку, держащую яйцо, из которого появляется цветок нарцисса. Это и есть метаморфоза, о которой говорится в названии картины.
Некоторые критики предполагают, что работа отражает темы трансформации, идентичности и человеческого «я», при этом зритель волен сам выбирать любые интерпретации и, как это и может быть во сне, все они будут верными. Эту картину Дали взял на встречу с Фрейдом, которая состоялась в 1938 году.
«Горящий жираф»
(1937)

Критики часто рассматривают эту картину как символ разрушения и разложения, возможно, олицетворяющий ужасы и насилие гражданской войны в Испании или более широкие политические волнения в Европе того времени.
Вытянутые женские фигуры с ящиками в торсах интерпретируются при этом как представление подсознания и скрытых желаний или страхов внутри — Дали были близки идеи Фрейда, и он считал, что единственное, что может спасти человечество — это психоанализ.
Он говорил: «Единственное различие между бессмертной Грецией и нашей эпохой — это Зигмунд Фрейд, который обнаружил, что человеческое тело, которое в греческие времена было просто неоплатоническим, теперь наполнено потайными ящиками, которые открываются только с помощью психоанализа».
«Лицо войны»
(1940)

Картина «Лицо войны» ярко и однозначно показывает всё отчаяние и разрушение, которые несут за собой конфликты. На ней на фоне пустынного бесплодного пейзажа изображено разлагающееся лицо, рот и глазницы которого заполнены повторяющимися маленькими лицами. Так Дали передаёт циклическую природу насилия и страдания.
В правом нижнем углу можно увидеть отпечаток руки художника, что с однозначностью интерпретации изображения показывает, насколько драматические события, разворачивающиеся в то время, глубоко задели лично Дали.
«Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения»
(1944)

Этот шедевр — яркий пример того, что Дали называл «фотографией снов, нарисованных вручную». В ней также можно снова увидеть интерес художника к фрейдистским интерпретациям сновидений. Картина показывает способность бессознательного разума соединять, казалось бы, не связанные между собой символы и переживания.
По словам Дали, картина представляет собой сон, приснившийся его жене Гале, который был вызван жужжанием пчелы. В ней есть множество образов для интерпретации, например гранат, который символизирует плодородие, рыба и тигр, олицетворяющие агрессию и желание.
Сам Дали говорил, что эта картина была предназначена для того, чтобы «впервые выразить в образах открытие Фрейдом типичного сна с длинным повествованием, следствием мгновенного случайного события, которое заставляет спящего проснуться».
«Искушение святого Антония»
(1946)

Дали написал эту картину для конкурса, который организовал американский кинорежиссёр Альберт Левин. Это был единственный конкурс, в котором художник принял участие и в итоге не стал его победителем: для фильма выбрали полотно другого художника-сюрреалиста — Макса Эрнста.
На картине святой Антоний изображён стоящим на коленях в пустыне и защищающим себя от скрывающихся соблазнов с помощью креста. Соблазны показаны в виде лошади и слонов с чрезвычайно длинными ногами.
Так, некоторые критики считают, что лошадь — искушение триумфа, женщина на спине первого слона — телесное искушение, другие слоны — искушение жадности. Впрочем, трактовок тут может быть много.
«Слоны»
(1948)

Слон, как и мягкие часы и чрезмерно большая голова, — повторяющаяся тема в творчестве Дали. Впервые гиганты на паучьих ногах появились в его картине «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения» (1944), а затем в «Искушении святого Антония» (1946).
Дали несколько раз говорил, что на изображение таких слонов его вдохновила скульптура Джованни Лоренцо Бернини, которая установлена в Риме. На ней слон несёт на спине древнюю стелу.

В мировой культуре эти животные чаще всего символизируют силу и господство, но из-за того, что Дали делает их ноги такими тонкими, становится понятно, что это могущество очень легко сокрушить. Сам художник называл эти конечности «многосуставными, почти невидимыми ногами страсти».
Leda Atomica
(1949)

Дали очень интересовался атомной физикой после взрывов бомб над Хиросимой и Нагасаки в 1945 году. Этот интерес вылился в отдельном периоде его творчества, который он сам называл «ядерным мистицизмом». В «Атомической Леде» Дали располагает элементы так, чтобы они парили в воздухе — так он показывает принцип атомной физики, согласно которому частицы никогда не соприкасаются, но образуют единое целое.
Дали проводил параллель между атомными частицами и собственной природой. Известный своим нежеланием физически контактировать с людьми, кроме жены Галы, художник увидел себя в мире атомов, где элементы существуют в постоянном отталкивании.
«Христос Святого Иоанна Креста»
(1951)

Эта картина известна как Христос Святого Иоанна Креста, она повторяет композицию рисунка испанского монаха XVI века Иоанна Креста. В ней руки Христа и крест образуют треугольник — символ Святой Троицы, а голову Христа в центре полотна трактуют как круг — образ единства.
Картину называют самой известной иконой XX столетия. Хотя она не выглядит как типичное полотно сюрреализма, вдохновением для неё стал сон, в котором она была «ядром атома». Затем, как рассказывал Дали, это ядро приобрело метафизический смысл, а основной составляющей Вселенной при этом стал Иисус.
Для картины ему позировал голливудский каскадёр и спортсмен Рассел Сондерс. Для этого Дали подвесил его к раме в студии, чтобы запечатлеть, как именно выглядит под этим углом тело человека.
«Галатея сфер»
(1952)

Эта картина также отражает интерес Дали к атомной физике. На ней изображена Гала в виде сложной сборки сфер, которые складываются в трёхмерную композицию. Техника получила название «атомный пуантилизм», и чтобы увидеть, что изображено на картине, нужно отойти на определённое расстояние — это усложнение идеи импрессионистов.
«Ловля тунца»
(1967)

Эта картина была создана Дали уже в конце его карьеры и считается его последним великим шедевром. В ней, помимо сюрреализма, сочетаются такие стили, как экшен-живопись, поп-арт, пуантилизм, геометрическая абстракция и психоделическое искусство. В этой необычной для Дали, насыщенной действием картине можно увидеть древнегреческие скульптуры и отсылки к современному для художника кино — что говорит о желании охватить буквально всё развитие искусства.
Картина посвящена Жану Луи Эрнесту Мессонье, французскому художнику XIX века, известному своими изображениями батальных сцен. Сам Дали считал полотно своей самой амбициозной работой.

Читайте также:
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!