Дизайн Кино
#статьи

Плейлист для дизайнера: эмбиент

Краткая история стиля: как он изменил восприятие музыки, спас рейверов в 90‑х и улучшил репутацию немцев. А плейлист в конце статьи.

Иллюстрация: Лёша Богомолов для Skillbox Media

Музыка эмбиент должна вмещать множество уровней внимания слушателя, не навязывая при этом ни одного конкретного, она должна быть настолько же игнорируемой, насколько и интересной.

Брайан Ино

С английского ambient переводится как «окружающий». Такая музыка создаёт эфемерно-обволакивающую атмосферу для приятного расслабления, она раскрепощает, размывая границы пространства и времени, способствует творческому мышлению и осознанию собственных чувств и мыслей.

Чаще всего эмбиент ассоциируется с электронной музыкой, так как именно на этой экспериментальной сцене стиль активно развивался.

В то же время эмбиент нашёл своё место во многих музыкальных жанрах: в академической, этнической и инструментальной музыке, в роке, индастриале, дабе, джазе и даже металле.

Основателем эмбиента считается британский музыкант Брайан Ино — в конце 70‑х он придумал этот термин и записал серию альбомов, которые стали классикой стиля. Однако истоки эмбиента стоит искать во втором десятилетии прошлого века.

Манифест шума

В начале XX века в Италии возникло течение авангардного искусства — футуризм. Это было время радикальной реформации и переосмысления всех художественных практик. Представители нового движения оказали колоссальное влияние на все сферы искусства, в том числе и на музыку.

Одним из экспериментаторов этого направления был итальянский художник, поэт и композитор Луиджи Руссоло, воспевавший во всех своих сферах творчества футуристический культ машин. Именно он в своём манифесте 1913 года «Искусство шумов» обратил внимание на окружающие нас индустриальные звуки. По мнению композитора, классическая музыка уже не могла создать ничего нового, поэтому он предложил использовать в композициях звуки автомобилей, трамваев, поездов и самолётов. Руссоло стал первым композитором, который начал применять окружающие промышленные шумы в музыке.

Параллельно с этим вместе со своим братом Руссоло начал создавать новаторские музыкальные инструменты, которые он назвал intonarumori, в переводе с итальянского — «шумовые модуляторы».

Смелые работы Луиджи Руссоло нашли отклик и поддержку у многих художников и музыкантов. Василий Кандинский вдохновлялся его идеями при разработке цветомузыкальной театральной пьесы «Жёлтый звук». Советский художник Владимир Баранов-Россине под влиянием идей Руссоло создал оптофонический рояль, а венгерско-американский музыкант Александр Ласло — сонохроматоскоп.

Luigi Russolo — Risveglio di una Città

Бесконечное повторение

Почти в то же время ещё один представитель модернистского века французский композитор-реформатор Эрик Сати — родоначальник таких музыкальных стилей, как импрессионизм, примитивизм, конструктивизм, неоклассицизм и минимализм, — сыграл немаловажную роль в формировании эмбиента.

Сати, так же как и Руссоло, критиковал традиционную классическую музыку и искал новые альтернативные подходы к её сочинению.

Глупо защищать Вагнера только потому, что на него нападает Сен-Санс, нужно кричать: «Долой Вагнера вместе с Сен-Сансом!»

Эрик Сати

В 1916 году Сати придумал для своих произведений понятие «меблировочная музыка». Эта музыка не предназначена для традиционного прослушивания в музыкальном зале, она создана для фонового и непрерывного звучания на выставках, в магазинах, салонах и гостиных. Основа таких композиций — многократно повторяющиеся простые и ненавязчивые мелодии, создающие лёгкую непринуждённую атмосферу.

К примеру, сочинение Сати «Досады» — короткая фортепианная пьеса — сопровождалось инструкцией: «Повторить 840 раз».

Позже этот стиль назовут минимализмом, который только спустя полвека начнут применять во многих музыкальных направлениях, в том числе и в эмбиенте.

Erik Satie — Musique d’ameublement

Конкретный звук

К середине XX века ленточные магнитофоны, становятся всё более доступными и дешёвыми, благодаря чему обретают массовую популярность. Теперь каждый может не только слушать готовые записи, но и делать собственные при наличии микрофона. Эта техника записи открыла большие возможности для экспериментирования со звуком и поиском его новых источников. В результате родился новый музыкальный жанр — конкретная музыка.

Пионером этого направления считается французский инженер-акустик Пьер Шеффер. Он начал экспериментировать со звуком в 1948 году.

Конкретная музыка состояла из разного рода шумов (шум поездов, самолётов, автомобилей) и звуков природного происхождения (шум дождя, ветра, прибоя, голоса птиц, фрагменты речи), часто наложенных друг на друга. Впоследствии подобные приёмы стали часто использоваться при создании эмбиента.

Pierre Schaeffer — Études de bruits (1948)

Field recording

Ещё одно направление аудиозаписи окружающей среды — field recording (полевые записи). Это направление отличается от конкретной музыки лишь тем, что полевые записи решают также прикладные и исследовательские задачи. Их часто используют в качестве интершумов в кино и для изучения природы.

Популярность таких аудиозаписей возникла в 60-х годах, благодаря появившимся на рынке компактным катушечным магнитофонам reel-to-reel. Полевые записи всё чаще используются в музыке разных жанров и стилей, особенно в эмбиенте.

Sounds Of A Tropical Rain Forest In America (1960)

Квашеная капуста

Значительную роль в формировании электронной музыки, в том числе эмбиента, сыграла экспериментальная немецкая сцена конца 60-х — начала 70-х. Эту поначалу не вполне привычную смесь странно звучащего рока и пульсирующих электронных ритмов назовут краут-роком.

Слово kraut образовано от sauerkraut — названия национального немецкого блюда из квашеной капусты, использовалось как этническое прозвище немцев. Так их называли британские и американские солдаты в Первой и Второй мировых войнах. Западная пресса стала использовать слово kraut в более позитивном ключе для обозначения музыки новой немецкой волны. Основы этого направления заложили такие группы, как Tangerine Dream, Can, Neu! , Faust и Kraftwerk.

Разрушая классические музыкальные формы англо-американской поп- и рок-музыки, немецкие музыканты новой волны уделяли большое внимание инструментализму, импровизации и механическим ритмам драм-машин.

Одним из наиболее характерных примеров электронной музыки, возникшей на немецкой сцене тех лет и проложившей путь к эмбиенту как отдельному музыкальному стилю, стал альбом 1974 года Autobahn группы Kraftwerk.

Kraftwerk — Autobahn (1974)

Музыка для аэропортов

Отправной точкой признания эмбиента как самостоятельного стиля послужила серия альбомов Брайана Ино под названием Ambient.

В январе 1975 года, переходя дорогу, Ино попал под машину. К счастью, травмы оказались не слишком серьёзными, но несколько недель музыканту пришлось провести дома для восстановления. Поставив слушать новую пластинку, которую принесла ему подруга, Ино понял, что настроил усилитель на очень низкую громкость, но сил встать, чтобы это исправить, у него не хватило.

Неожиданный опыт прослушивания оказался для Ино ключом к иному пониманию музыки.

«Это стало для меня новым способом слушать музыку — как часть всего, что меня окружает, так же как освещение или звук дождя», — позже скажет музыкант. «В отличие от джаза или рок-музыки, эмбиент не доминирует и ничего не требует, его можно не замечать».

Знания истории живописи, полученные в Винчестерской школе искусств, повлияли на Ино в работе с музыкой. Наглядным воплощением его подхода стала тетралогия Ambient, где музыкальные идеи отражались и в оформлении альбомов, и в точно подобранных для их названий ёмких образах. Одно из самых известных таких названий — «Музыка для аэропортов».

Эти альбомы — классические образцы минималистичного эмбиента, которые вобрали в себя основные идеи предтечей этого стиля.

Музыка, состоящая из наслоения зацикленных музыкальных фрагментов разной длины и лишённая выразительной ритмической основы, могла повторяться бесконечно в виде звуковой инсталляции в любом пространстве.

В 1980 году альбом «Музыка для аэропортов» был представлен в одном из терминалов аэропорта Ла-Гуардия в Нью-Йорке.

«Я писал музыку, которая подражала живописи, и рисовал, подражая музыке. Это было что-то среднее», — сказал Ино в документальном фильме «Соло для Ино».

Brian Eno — Мusic For Airports (1978)

Спаси и сохрани

В 90-е танцевальная электронная музыка обрела стихийную популярность, а интенсивность её развития привела к неизбежному ускорению и утяжелению. Расслабляющая музыка стала жизненной необходимостью и спасительным средством между интенсивными рейвами с сопутствующими им стимулирующими веществами.

Эмбиент легко нашёл свою нишу в танцевальной культуре, став дружеской оппозицией по отношению ко всему быстрому, резкому и жёсткому. На рейвах и в клубах стали появляться чилаут-зоны для отдыха и даже сна, где фоном звучал тот самый эмбиент. Он превратился в расслабленный вариант танцевальной музыки. У него появилась мягкая ритмическая основа, психоделическая атмосфера и этнические и дабовые мотивы, но миссия осталась прежней.

Лидер одного из самых известных эмбиент-проектов 90‑х The ORB Алекс Паттерсон утверждал, что делает танцевальную музыку для тех, кто не в силах оторвать задницу от стула.

The Orb — The Orb’s Adventures Beyond The Ultraworld (1991)

Газ и туман

На сегодняшний день эмбиент — общепризнанный и коммерчески успешный музыкальный стиль. Его можно услышать на фестивальных площадках, в маленьких клубах, магазинах, отелях, барах и зонах отдыха. Количество новых релизов и проектов не уступает любым другим музыкальным направлениям. Живые классики стиля — Брайан Ино, The Orb, Aphex Twin, The Future Sound Of London и многие другие — продолжают выступать и записывать новые альбомы.

Эмбиент, как газ или туман, незаметно заполняет пространства, в которых каждый может раствориться и пересобрать себя заново.

The Orb — Prism (2023), Single

Исцеляющий эмбиент 90‑х

Плейлист посвящён эмбиенту техно-эпохи 90-х. Целый час и семь минут вы можете побыть в покое. Эмбиент не отвлекает, но создаёт атмосферу. А будет она рабочей или медитативной — решайте сами.

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале.  Подписывайтесь!




Научитесь: Профессия Графический дизайнер PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована