Дизайн Кино
#статьи

Фильмы про фотографов

14 кинолент о том, как камеры, плёнка и кадры способны менять жизни.

Кадр: фильм «Фотоувеличение» / Bridge Films / Metro-Goldwyn-Mayer

Фотография — это искусство и профессия, в которой есть магия. Кажется, что люди с камерами обладают сверхспособностями — иначе почему мы с таким интересом рассматриваем снимки заурядных сцен или простых лиц? К тому же увлечённые фотографы готовы преодолевать любые препятствия ради кадров — а кино о них способно вдохновлять зрителей на то, чтобы шире смотреть на мир и находить красоту и правду.

В этой подборке — 14 фильмов о реальных и вымышленных фотографах, для раздумий, новых знаний об этой профессии и насмотренности.

Истории на основе реальных событий и документальное кино

«Кодахром»

Сюжет. Сын и его больной раком отец — знаменитый фотограф — отправляются в путешествие, чтобы успеть распечатать кадры с плёнки Kodachrome: последняя работающая лаборатория находится в Канзасе и вот-вот закроется навсегда.

Зачем смотреть. Фильм поднимает темы ностальгии, семейных отношений, уходящей натуры — и показывает, что значит аналоговая фотография для сохранения памяти.

Кадр: фильм «Кодахром» / Netflix

«Мы покорим Манхэттен»

Сюжет. Между молодым британским фотографом и его музой во время съёмок в Нью‑Йорке развивается роман. Дэвид Бэйли и Джин Шримптон пока мало кому известны, но именно они станут лицами поколения и теми, кто определит культуру шестидесятых.

Зачем смотреть. Это кино показывает зарю нового времени: именно с Бэйли, Шримптон и поворота Vogue к «молодёжной культуре» начались бушующие шестидесятые.

Изображение: Kudos Film / Ovation TV

«Лайф»

Сюжет. История дружбы двух сложных характеров — молодого актёра Джеймса Дина и фотографа журнала Life Денниса Стока. Это кино об отношениях, в которых появились знаменитые снимки кинозвезды. И о том, где должна быть граница между профессионализмом и личными эмоциями.

Зачем смотреть. Этот байопик снят Антоном Корбейном, первая профессия которого — фотограф. Он строит идеально-живые кадры, в которых есть контекст — визуальные символы и детали старого Голливуда и процветающей Америки — и люди, внешне успешные, но одинокие и с внутренними драмами.

Кадр: фильм «Лайф»

«Маргарет Бурк-Уайт»

Сюжет. Маргарет Бурк-Уайт — одна из первых американских военных фоторепортёрок. Этот биографический фильм рассказывает, как она преодолевала множество преград и ограничений эпохи — начиная с того, что Маргарет приходилось доказывать право на признание в мужской профессии. Или, например, добиваться допуска на закрытые территории: она была первой иностранкой, кому разрешили делать снимки в Советском Союзе, и той, кто запечатлела освобождение узников концлагерей.

Зачем смотреть. Это кино показывает работу великой мастерицы фотографии XX века во время самых турбулентных лет и страшных событий. Рекомендуем как взгляд на историю ХХ века через призму работы отважной профессионалки.

Знаменитый кадр: чёрные американцы стоят за гуманитарной помощью на фоне плаката о прекрасной жизни
Фото: Margaret Bourke-White / Wikimedia Commons

«Мех: Воображаемый портрет Дианы Арбус»

Сюжет. Диана Арбус была женой и ассистенткой нью-йоркского фотографа, страдала глубокими депрессиями и была застенчива.

Её поглощает чувство одиночества и неудовлетворённость жизнью, но Диана случайно встречает загадочного проводника в мир отверженных и бесправных людей. Они становятся её моделями и главной темой творчества, а Диана приобретает статус великого фотохудожника ХХ века.

Диану Арбус играет Николь Кидман, а её таинственного ментора — Роберт Дауни-младший.

Зачем смотреть. Эта лента не только о том, как Арбус погружается в мир сложной фотографии, но и важности радикального выхода художника за рамки общепринятого. Исследуя и документируя девиантов, людей с физическими недостатками, аномалиями и странностями, фотограф показывает «другую» сторону общества — и заставляет о ней говорить.

Фотография женщины с обезьянкой, одетой как младенец. Диана Арбус, 1971
Фото: The Estate of Diane Arbus / Neil Selkirk / Edwynn Houk Gallery

«Эдвард»

Сюжет. Эдвард Мейбридж — пионер фотографии XIX века и предвестник кинематографа. Однажды он получил заказ: подтвердить с помощью фото, что во время галопа лошадь отрывает все четыре копыта от земли. Мейбридж сделал двенадцать мгновенных снимков и смонтировал их в подобие фильма.

Этот фильм — о всепоглощающей страсти открывать новое, скрупулёзно исследовать технологии и физику движения. И о личной драме: Эдвард был убийцей.

Зачем смотреть. Мейбридж — великая историческая фигура. Он не только был отцом синематографии, но и раздвинул рамки дозволенного художнику в чопорное и строгое викторианское время: Эдвард снимал двигающихся людей голыми, чтобы детально и точно задокументировать все нюансы движения тел. Его работа повлияла не только на развитие кино и фотографии, но и на мультипликацию и, в конечном итоге, концепт‑арт.

Локомоушн — протосинематография, снятая Эдвардом Мейбриджем в 1887 году
Изображение: Public Domain

«Мэпплторп»

Сюжет. Роберт Мэпплторп был американским фотографом. В юности у него был роман с Патти Смит, целью своего искусства он считал служение дьяволу, а не богу, а самым важным в фотографии — не композицию и красоту, а характер и драму объекта. Байопик рассказывает об эволюции мастера, которая может показаться падением, о его шокирующем интересе к гомоэротике и БДСМ-культуре и о борьбе за право показывать эту часть жизни.

Зачем смотреть. В «Мэпплторпе» образ фотографа и его страсти показаны без сентиментальности и без прикрас. Он был сложной личностью, с конфликтами внутри и с агрессией вовне, и выбирал крайне провокационные темы. Стоит смотреть это кино как историю о человеке, чей протест во многом определил современную визуальную культуру. Но обратите внимание: в фильме много откровенных сцен и кадров, и он точно не подходит для душевного семейного просмотра.

Кадр: фильм «Мэпплторп» / Samuel Goldwyn Films

«В поисках Вивиан Майер»

Сюжет. Вивиан Майер — культовая фотохудожница, авторка множества великих кадров. Только при её жизни об этом никто не знал: она работала няней, жила в Нью-Йорке, носила с собой камеру. И после её смерти, в 2010 году, риелтор случайно обнаружил в её вещах больше ста тысяч снимков уличных сцен, пейзажей, натюрмортов и портретов.

Документальный фильм рассказывает историю двойной жизни маленького человека — неприметной жительницы большого города и одной из величайших мастериц фотографии ХХ века.

Зачем смотреть. «В поисках Вивиан Майер» — безусловно, качественный док: в 2015 году он был номинирован на «Оскар». В нём можно увидеть уникальные кадры и узнать историю Вивиан от тех, кто её знал — точнее, казалось, что знал.

Селфи Вивиан Майер
Изображение: Maloof Collection Ltd.

Фикшн

«Невероятная жизнь Уолтера Митти»

Сюжет. У простого менеджера бильд-службы журнала Life две жизни. В реальной он неинтересный клерк с неинтересной рутиной, в воображаемой — герой, спаситель, завоеватель сердец. Когда владельцы журнала принимают решение, что Life больше не будет выходить в печати, Уолтеру достаётся задание — найти утерянный негатив со съёмки знаменитого фотографа Шона О’Коннела. Тот не пользуется телефоном и путешествует по всему миру в поисках захватывающей натуры. Митти отправляется за ним, и его воображаемые удивительные приключения постепенно меркнут на фоне настоящих событий.

Зачем смотреть. Этот фильм не столько о фотографии, сколько о восприятии реальности и той магии, которую каждый человек может создать сам. Кроме того, множество сцен в этой комедии сняты будто движущиеся фотографии — с идеальной динамичной композицией, игрой цвета и света.

Кадр: фильм «Невероятная жизнь Уолтера Митти» / 20th Century Fox

«Окно во двор»

Сюжет. Фоторепортёр Джеймс ломает ногу. Теперь он прикован к своей коляске и заперт в четырёх стенах спальни. Из всех развлечений — наблюдать за жизнью соседей из окна, выходящего во двор, и делать снимки. Через некоторое время фотограф понимает, что стал свидетелем убийства в одной из квартир. Но ему приходится убеждать в том, что это действительно произошло, сиделку, подругу и приятеля-полицейского. Одновременно с историей наблюдателя развиваются и непредсказуемо переплетаются линии жильцов дома напротив.

Зачем смотреть. Это кино — классический саспенс Альфреда Хичкока и, по мнению критиков, одно из лучших его произведений.

Фото: Public Domain

«Чокнутый»

Сюжет. Герой Стива Бушеми — не самый удачливый папарацци по имени Лес. Он живёт практически в нищете и мечтает сделать кадр, который прогремит на весь мир. Лес встречает бездомного Тоби (его играет Майкл Питт): тот хочет стать знаменитым актёром, но пока что его достижение — ночевать в комнате фотографа и быть его неоплачиваемым ассистентом.

Зачем смотреть. Эта комедия (или мелодрама?) о глубоких неврозах, развитии характеров и том, что пропасть между неудачником и дивой, бездомным и звездой шоу создаёт только линза камеры.

Кадр: фильм «Чокнутый» / Peace Arch Entertainment Group

«Город бога»

Сюжет. В шестидесятые годы XX века в бразильских фавелах растут два мальчика. В этих кварталах нет шанса на честную спокойную жизнь: у одного из них к совершеннолетию уже несколько убийств и контроль над наркоторговлей в районе. Другой постоянно нарушает закон, но мечтает стать фотографом.

Зачем смотреть. Это жестокий, но вдохновляющий фильм о том, как среди самых опасных трущоб может возникнуть талант — и как взгляд художника может вывести человека к свету.

Кадр: фильм «Город бога» / Miramax Films

«Доказательство»

Сюжет. Мартин слепой с рождения и мизантроп. Он абсолютно никому не верит: считает, что все вокруг лгут, рассказывая ему об окружающем мире, — просто потому, что могут. Весь его круг общения — домработница Селия и юноша Энди. Чтобы проверить, правду ли ему говорят, Мартин начинает делать снимки всего вокруг и просит Энди описывать их — потому что доверяет только ему.

Зачем смотреть. Фотография может быть способом воспринимать реальность или конструировать её. Может служить проверкой отношений или быть путём к рефлексии. А ещё — доказательством существования людей и архивом личных историй. В этом фильме кадры — не просто реквизит, а четвёртый герой драмы.

Кадр: фильм «Доказательство» / Roadshow Entertainment

«Фотоувеличение»

Сюжет. Томас — успешный и популярный фешен-фотограф. Он живёт в Лондоне 1960-х и наслаждается всеми возможными свободами, музыкой, лёгкими романами — но чувствует внутреннюю пустоту и неудовлетворённость. Однажды Томас знакомится с привлекательной и загадочной девушкой по имени Джейн и во время прогулки в парке фотографирует её. И когда он проявляет негативы, замечает странные детали на снимках. Раз за разом увеличивая их, он понимает, что сфотографировал убийство.

Зачем смотреть. «Фотоувеличение» Микеланджело Антониони — великая киноклассика. В ней можно увидеть и безумие шестидесятых, и ненормальность модной индустрии, и гипертрофированную замкнутость героя на самом себе. Но главное — этот фильм не о камере, плёнке, моде и красивых девушках. Он о восприятии реальности и изображений: знакомился ли фотограф с Джейн, стал ли свидетелем убийства, запечатлел ли улики и видел ли тело? Или это всё только конструкт его разума?

Кадр: фильм «Фотоувеличение» / Bridge Films / Metro-Goldwyn-Mayer

Научитесь: Профессия Графический дизайнер PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована