Pantone: что это и для чего нужно
Простыми словами о цветах со сложными формулами.
Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Цвет — это ощущение, и каждый человек может по-своему описать нюансы оттенков. Однако для производства и дизайна нужны точные данные. Чтобы типографии, текстильные фабрики и заводы мебели изготавливали вещи правильных цветов, были созданы общемировые стандарты — цифровые модели.
Один из таких стандартов разработал Институт Pantone. Рассказываем, что это за организация, для чего цветам номера и как эти коды используют в дизайне.
Институт цвета Pantone: чем он занимается
Даже те, кто далёк от дизайна, скорее всего, слышали об Институте цвета Pantone: его упоминают в СМИ каждый декабрь, когда распространяют новости о «главном цвете следующего года».
Институт цвета — подразделение американской компании Pantone. У этой авторитетной организации есть несколько основных направлений работы: стандартизировать цвета, консультировать бизнес и вести собственные коммерческие проекты. Разберёмся в каждом.
Стандарт PMS
В 1963 году компания Pantone впервые представила систему классификации цветов под названием Pantone Matching System, «Система соответствия Pantone», или PMS. В её основу легли изобретения американского художника Альберта Манселла, который создал модель описания цветов по трём параметрам: Hue (основному цвету), Chroma (интенсивности цвета) и Value (светлоте).
За прошедшие десятилетия PMS стал очень крупной библиотекой цвета: сейчас в ней более 2300 описанных, классифицированных по группам и пронумерованных оттенков.
У одних образцов цвета код состоит только из сочетания букв и цифр, а у части в названиях есть словосочетания. Как правило, они лиричные, ассоциативные и с эмоциональной привязкой: например, «Детский голубой», «Пиратский чёрный», «Крем из трубочки канноли».
Стандарт Pantone Matching System необходим для того, чтобы:
- Дизайнерам и инженерам было удобно подбирать цвета.
- В производстве цвет получался ровно таким же, как они задумали.
Эта точность воспроизведения цвета — главное свойство «пантонов». Номер каждого оттенка передаёт, какое процентное соотношение базовых цветов CMYK необходимо взять и смешать, чтобы получить именно его. Благодаря этим данным между дизайн-макетом и печатью нет разницы, и цвет передаётся без искажений.
Исследования и консультирование
Институт Pantone не только систематизирует палитры: здесь также проводят исследования того, как цвета влияют на психологическое состояние людей.
На основе знаний о психологии цвета и о том, какие эмоции могут вызывать разные оттенки, в Pantone составляют рекомендации и прописывают дизайн-стратегии для компаний-заказчиков. Такой консалтинг помогает маркетологам и бренд-дизайнерам подбирать сочетания цветов для цифровых продуктов и упаковок, мерча и рекламы.
Также Институт разрабатывает программы обучения и специальные инструменты, которые помогают обращаться с цветом и тренировать восприятие спектра. Например, Pantone производит справочные таблицы и специальные тесты Манселла, которые полезны не только художникам и графическим дизайнерам, но даже агрономам и почвоведам.
Коллаборации с брендами
Компания Pantone также развивает бизнес-проекты: продаёт мерч, публикует книги и участвует в специальных проектах с другими брендами.
В Pantone разрабатывают цвета по заказу культурных институций, брендов и даже для популярной кинопродукции. Например, в марте 2023 года в честь финала сериала «Удивительная миссис Мейзел» выпустили тематическую палитру и создали особенный оттенок розового. В феврале этого же года Pantone и американская марка одежды kate spade представили новый фирменный оттенок зелёного, который разработали в честь 30-летия бренда.
Цвет года Pantone: как его выбирают и зачем это нужно
Начиная с 2000-го в конце каждого года Pantone Color Institute объявляет главный цвет следующих 12 месяцев. Выбирают его не случайным образом.
Институт исследует не только физику и психологию: здесь также изучают тренды визуальной культуры и глобальные социоэкономические факторы, которые влияют на массовые настроения, тенденции и изменения. Специалисты следят за показами на неделях моды, выставками дизайна и ярмарками совриска, новинками в области технологий и коммуникаций, популярным контентом в социальных сетях и новым кино. На основе анализа появляются прогнозы цветовых трендов — в том числе выбор следующего актуального «цвета года по версии Pantone».
Этот оттенок становится известным, популярным, его начинают массово использовать в массмаркет-одежде и аксессуарах, рекламе и интерьерах.
Однако чтобы узнать главные трендовые цвета 2024 года, можно не дожидаться объявлений в медиа. По прошествии весенних недель моды в Лондоне и Нью-Йорке Pantone публикует отчёт о трендах, и в большой обзор входят готовые палитры актуальных оттенков.
Читайте также:
Палитра цветов Pantone для дизайна и полиграфии: как это устроено
Палитрами Pantone пользуются в текстильной промышленности, полиграфии, дизайне интерьеров и digital-дизайне.
- Чтобы выбрать и назначить цвет для физических носителей, специалисты могут пользоваться библиотеками цветов в виде объёмных каталогов или вееров.
- Для работы с цифровым дизайном разработан специальный инструмент — Pantone Connect. Это каталоги цветов в цифровом формате, которыми можно пользоваться с помощью приложений или расширения для Adobe.
Палитры Pantone в графическом и цифровом дизайне
Стандарты Pantone необходимы дизайнерам айдентики, брендинга, рекламы и веб-продуктов. Есть несколько основных причин, почему:
- «Пантоны» помогают в коммуникации.
Номера оттенков — это точные значения, которые можно выбрать и утвердить с заказчиком. Такой «язык» позволяет избежать недопониманий и разночтений.
- Указание цветов по Pantone способствует консистентности дизайна.
Часто номера в системе Pantone указывают в брендбуках, чтобы чётко зафиксировать фирменные цвета компании. В зависимости от способа печати, калибровки экрана или выбранного профиля в графическом редакторе один и тот же цвет может смотреться по-разному. Номер поможет найти образец и настроить точную цветопередачу в печати или в цифре.
- Иногда «пантоны» — единственный способ производства в типографиях.
Перевод в «пантоны» позволяет точно передать сложные оттенки, цветовые схемы и эффекты в полиграфическом производстве. Например, для качественной печати градиентов часто подходит только система Pantone.
Палитры Pantone в дизайне интерьеров
Декораторы, оформители жилых и коммерческих помещений, пространств для мероприятий и выставок также используют в работе палитры Pantone и аналитические отчёты этой компании. Актуальный дизайн интерьеров — это не только модная мебель и аксессуары, но и трендовые цветовые схемы, поэтому профессионалам важно обращаться к отчётам и исследованиям этого института.
Палитры Pantone в моде и beauty
PMS — один из основных инструментов дизайнеров одежды, аксессуаров, производителей тканей и даже косметики.
Цвет — один из главных атрибутов этих вещей, и универсальный язык стандарта для дизайнеров очень важен. Код Pantone работает как гарантия того, что элемент выйдет из производства именно в том оттенке, который выбрал и назначил дизайнер.
Как выбрать и назначить «цвет по „Пантону"»
В дизайне и производстве используют разные цветовые модели: например, RGB для цифровых изображений или CMYK для полиграфии. Однако обозначения в этих системах не кодируют цвет чётко: тоны могут меняться в зависимости от технических настроек экрана или программ. Когда нужны обозначения цветов с неизменными номерами, обращаются к системе Pantone либо HEX.
- Код HEX — это шестизначная цифра, удобная для программирования и вёрстки, когда цвет нужен на сайте или в приложении.
- Код Pantone удобен при обсуждении проекта с клиентами и при подготовке макетов к печати. Буквы и цифры в нём обозначают разные типы материалов, способы печати и примеси цветов.
Палитру RGB или CMYK в графическом редакторе формально нельзя уравнивать с палитрами Pantone — эти классификации цветов построены по разным принципам. Но к любому цвету в меню Photoshop можно подобрать максимально близкий «пантон», который визуально будет неотличим, или наоборот — цвет Pantone «перевести» в другую систему. Однако стоит учитывать:
- В палитрах Pantone есть металлические или блестящие оттенки — их свойства невозможно передать в стандартной палитре редактора.
- Яркость цветов для офсетной печати в модели CMYK довольно низкая. И для насыщенных оттенков Pantone иногда не удаётся найти аналог.
В целом в дизайне сложилась следующая практика: специалисты ориентируются на номер Pantone как на отправную точку и подбирают к нему аналоги и цвета в других системах кодировки. Поэтому часто в брендбуках дизайнеры указывают сразу четыре номера: номер Pantone как образец, HEX-код для веб-дизайна, номер CMYK для печати и RGB для цифровых изображений.
Чтобы упростить подбор и перевод цветов в разные системы классификации, можно пользоваться онлайн-конвертерами. Например:
Нюансы печати в «пантонах»
При стандартной офсетной печати любой цвет получают из смеси четырёх красок: жёлтой, голубой, пурпурной и чёрной — в разных соотношениях. Если цвет нужной насыщенности из четырёх красок получить не удаётся, дизайнер в графическом редакторе сам назначает для него номер из палитры «пантонов». Тогда недостающий цвет печатают отдельной пятой краской — его называют «плашечным».
Печать «пантонами» делают для тех цветов, которые предельно важно сохранить без искажения. Обычно это фирменные цвета брендов, которые нельзя передать с помощью смеси четырёх стандартных красок.
В таком случае почему все цвета не печатают«пантонами»?
Добавление лишних красок делает печать дороже. Стандартную печать на основе четырёх цветов выполняют за четыре прогона. Добавить один плашечный цвет — это пятый прогон. Если в изображении сотня оттенков и все нужно печатать «пантонами», прогонов сделают сто — счёт из типографии будет большим.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!