«Твои рисунки ужасны»: шесть успешных художников, которых называли бездарностями
Истории современных художников, которые преодолели сомнения, страхи и критику.


Иллюстрация: Loish / Паскаль Кэмпион / X / SPA Studio / AxelStardust / «ВКонтакте» / Полина Честнова для Skillbox Media
У художника может быть много сомнений: «я ни на что не гожусь», «мои рисунки недостаточно хороши», «другие рисуют намного лучше меня, я никогда их не догоню», «мне уже поздно начинать». А что делать, если вместо одобрения даже учителя называют тебя никчёмным и советуют бросить рисование? Стать опорой для себя и не сдаваться — так сделали эти шесть успешных художников.
«Брось рисовать, у тебя нет таланта»: Крейг Маллинс

«Я получил D* за рисование в старшей школе, а это довольно трудно сделать. Отец очень расстроился. Говорил: „У тебя плохо с математикой и науками, так ты не можешь даже по рисованию хорошую оценку получить!“».
Хотя Маллинс искусство очень любил — интересовался им, сколько себя помнит. Первым вдохновением стала мама: она разрисовала холмами подставку для игрушечных машинок Крейга. Вторым — висевшие дома картины Джима Уилкокса с горами национального парка «Гранд-Титон». Маленький Крейг подолгу рассматривал их и восхищался, как несколько мазков кистью превращаются в вершины, если отойти подальше.
«Почему-то я думал, что тоже так смогу. Я пытался копировать эти картины, рисовал Годзиллу, космические корабли с лазерами — обычные мальчишеские интересы. Таланта у меня не было, да и я в талант не верю».

Изображение: Джим Уилкокс / jimwilcoxart
Маллинс отправился изучать классическое искусство в Колледже Питцера, но его папа настаивал на практичной профессии. Крейг был на втором году обучения, когда отец за обедом заявил: «Ты зря тратишь время. После выпуска ты останешься без работы. Найди себе ремесло. Тебя интересуют машины и механика, ты любишь рисовать — я думаю, тебе подойдёт индустриальный дизайн».
Крейг не спорил. В 23 года он поступил в Art Center College of Design, чтобы обучаться иллюстрации, индустриальному и продуктовому дизайну. Учёба проходила в жёсткой атмосфере. Учителя не церемонились и никого не держали за ручку: вывешивали рисунки на стену, критиковали и порой даже унижали учеников. Чем быстрее отчисляли слабых студентов, тем больше этим гордились.
«Даже не знаю, почему я не вылетел оттуда, хотя у меня были плохие оценки. После трёх семестров три разных учителя сказали, что я должен заниматься чем-то другим, потому что в рисовании я не стою выеденного яйца и никогда не буду. Сказали, что я просто так трачу их время и свои деньги. Я ответил: „Мне больше некуда идти. Я не знаю, что мне ещё делать“».
Маллинс взял академический отпуск на семестр, закрылся дома и пять месяцев работал на износ над навыками. Вернувшись в колледж, получил отличные оценки по всем дисциплинам, которые до этого провалил.
«Один из тех трёх преподавателей увидел мои новые рисунки. Сказал: „Это очень красивая работа“, и в его глазах стояли слёзы. Он даже подарил мне маленький скетчбук. Он так и не узнал во мне того ученика, которому сказал: „Исчезни, у тебя вообще нет таланта“».

Изображение: Крейг Маллинс / Goodbrush


Сегодня Крейга Маллинса называют отцом цифрового рисования и живой легендой. Он начинал ещё до изобретения планшетов: около десяти лет рисовал мышкой в Photoshop со скудными функциями и постоянными зависаниями. В цифру Крейг перешёл тоже благодаря отцу, который всегда говорил: «Отложи карандаши с бумагой. Компьютеры становятся большой тёмной волной, и если ты не оседлаешь её, она тебя раздавит».
За плечами Маллинса — работа над многими знаменитыми фильмами и играми, среди которых «Матрица: революция», «Интервью с вампиром», «Рапунцель: запутанная история», «Человек-паук: через вселенные», Halo, Bioshock 2, Fallout 3, Assassin’s Creed: Brotherhood, The Elder Scrolls IV: Oblivion, Mass Effect 2 и World of Warcraft.

Изображение: Крейг Маллинс / ArtStation / Ubisoft




Когда Крейг Маллинс в интервью вспоминает историю с учителями, он часто признаётся: «Сам не знаю, почему я не последовал их советам и не бросил рисование». И всегда добавляет: «Но я рад, что я их не послушал».
«Учителя не любили всё, что нравилось мне»: Loish

Изображение: Loish
В детском саду Лоис Ван Барле нарисовала человечка. Одна его нога была сильно короче другой. Воспитательница искренне похвалила девочку, но собравшиеся вокруг пятилетки с детской прямолинейностью спросили: почему у него такие разные ноги? Лоис нашлась быстро: потому, что он делает шаг вперёд!
«Воспитательница была впечатлена, что я знаю перспективу в таком юном возрасте. Забавная штука в том, что я не планировала ему ноги разной длины. Это хороший важный момент в моей жизни. Ошибки могут вывести тебя за рамки возможностей, если их заметить и использовать себе на благо».
Рисование стало её многолетней страстью. После школы Лоис бежала домой, делала горы домашних заданий и до трёх утра сидела над рисунками. В 18 лет она твёрдо решила, что искусство будет её карьерой — и поступила в бельгийскую анимационную школу. Мечта быстро обернулась кошмаром.
Учителя ненавидели личные работы Лоис: считали их безвкусными, «слишком девчачьими», абсолютно не хотели видеть их в своём классе. Они напрямую сказали девушке «рисовать что угодно, кроме этого».

Изображение: Loish / DeviantArt
«Это очень талантливые учителя, но у них своё понимание о „правильном“. Всё, что мне нравилось, в их глазах было неправильным. Они не любили „девчачьи штуки“, коммерческий стиль, компьютеры, цифровой арт. Они любили традиционные техники и неожиданную, экспериментальную анимацию. Я изо всех сил пыталась создавать в таком стиле, но просто не могла. Попытка вписаться туда уничтожила мою креативность. Мне казалось, что мне нечего сказать с художественной точки зрения, мои идеи плохие и бесполезные, анимация вообще не для меня».
Лоис была опустошена. Она перестала подниматься вовремя по утрам, начала прогуливать уроки, часто болела, стала сильно отставать по учёбе. Ей потребовался целый год, чтобы понять — эта школа ей не подходит. Девушка перевелась в нидерландскую школу анимации — и всё наконец-то вернулось на свои места.
«Первые месяцы там столько всего снова стало ощущаться правильным. Я даже не знала, что где-то есть место для меня, я просто считала, что это со мной что-то не так. Учителя в новой школе куда больше были заинтересованы в цифровом рисовании и в том, чтобы пробовать более коммерческий стиль».
Лоис вынесла важный урок: не всякий фидбэк одинаково ценен. Критика учителей заставила её попробовать новое, но в масштабе они оказались неправы в оценке её стиля и подхода. Сегодня девушка, более известная как Loish, — узнаваемая цифровая художница. «Девчачий коммерческий стиль», за который её так ругали, принёс Лоиш 3 миллиона подписчиков в «Инстаграме»* и сотрудничество с Autodesk, Blizzard Entertainment, Guerrilla Games и LEGO. Она разработала дизайн Элой для Horizon: Zero Dawn и выпустила несколько артбуков.

Изображение: Loish

Изображение: Loish

Изображение: Loish

Изображение: Loish

Изображение: Loish
Другим художникам Лоис советует принимать и обдумывать фидбэк, но не воспринимать его как факты. А ещё не пытаться делать то, что противоречит личной страсти, иначе можно потерять себя.
«Это нормально — сказать „это не для меня“ и найти что-то более подходящее. Я верю, у всех есть место, где они расцветут, но нужно изменить что-то в жизни, чтобы добраться туда. Найдите собственный способ творить. Найдите в этой жизни что-то, что принесёт вам ощущение безопасности и поможет быть собой».
«Не мечтай о карьере в искусстве, ты ужасен»: Паскаль Кэмпион
Паскаль Кэмпион вырос в окружении прованской природы и её ярких солнечных цветов, которые можно найти во многих его рисунках

Паскаль начал рисовать, потому что иначе не мог читать комиксы. У него всегда под рукой были рисованные истории про Тинтина и Астерикса, но самое вожделенное сокровище хранилось в комнате старшего брата Шона — коллекция Marvel.
«Он давал мне читать свои комиксы, только если я мог назвать всех персонажей на обложке. Когда я наловчился в этом, Шон поднял планку и заставлял меня рисовать персонажей. Брат сам умел рисовать и ОЧЕНЬ меня поддерживал, всегда. Так всё и началось!»
Срисовки сменились собственным творчеством: Паскаль заполнял сотни листов палочными человечками, огромными замками, драконами и космическими кораблями. Судьбоносной стала случайность: Кэмпион не попал в кино на желанный фильм из-за распроданных билетов и пошёл на первый попавшийся сеанс. Это оказался «Стальной гигант» — Паскаль был так им восхищён, что загорелся желанием рисовать анимации и создавать собственные истории.
«Мне не хотелось рисовать ради самого рисования. Я хотел сказать что-то своим творчеством. Поэтому в моей анимации полно палочных человечков — главное, чтобы они могли передать историю».

Он с энтузиазмом рисовал себе будущее в индустрии комиксов, пока в шестом классе не произошло одно значимое событие. Мальчик показал свои работы учителю рисования — низкому, крупному и раздражительному — и поделился, что хочет стать художником. В очень серьёзном тоне учитель сказал, что Паскалю не стоит думать об этом, потому что у него нет таланта.
«Вплоть до этого момента мне очень нравился этот учитель. Его слова раздавили меня».
Это пошатнуло мальчика, который и так постоянно сомневался в себе. Жестокие слова вогнали его в страшное уныние, но вместе с тем подстегнули упрямство: до конца школы Паскаль усердно пытался доказать, что учитель был не прав. Долго усилия не приносили результата, Кэмпион всё больше проваливался во фрустрацию. Но на втором году старшей школы он встретил Хашида, который стал его лучшим другом: они вместе рисовали где только могли, и навыки Паскаля потихоньку росли.
Первая попытка поступить в арт-школу провалилась. Пришлось устроиться на работу и год мыть посуду в Страсбурге. Было Рождество, пирамида из посуды росла, Кэмпион недавно потерял половину зуба в стычке с грабителями и думал только том, как же сильно будет наслаждаться карьерой художника. На следующий год Паскаль поступил в Arts Decoratif de Strasbourg на нарративного иллюстратора.

Изображение: Паскаль Кэмпион / Tumblr
Паскаль доказал школьному учителю и самому себе — он может. Кэмпион работал аниматором и концепт-художником для Disney, Netflix, Dreamworks, Warner Bros и Marvel Comics. Он разработал визуальный стиль для мультфильма «Клаус» и дизайн пингвинов из «Мадагаскара», а в 2023 году открыл с женой креативную студию в Калифорнии.

Изображение: Паскаль Кэмпион / X

Изображение: Паскаль Кэмпион / X / SPA Studio

Изображение: Паскаль Кэмпион / X / SPA Studio

Изображение: Паскаль Кэмпион / X / SPA Studio

Изображение: Паскаль Кэмпион / X / SPA Studio

Изображение: Паскаль Кэмпион / X / SPA Studio

Изображение: Паскаль Кэмпион / X / SPA Studio
Его совет начинающим простой:
«Нет правильных и неправильных способов что-то нарисовать. Даже в структурных и строгих дисциплинах есть место для проявления личности. Любите то, что делаете. Помните, почему вам нравится рисовать. Не ждите, пока кто-то даст вам толчок. Я видел много замечательных художников, которые рисовали только заказы, потому что „для остального нет подходящих условий“. Просто идите и сделайте то, что хотели, будь то короткометражка или графическая новелла. Чем скорее — тем лучше!»
«Я считала свои рисунки неправильными из-за учителей»: Джамила Кноф

Джамила почти не рассказывает о своём детстве. Говорит только, что «такое воспитание никому не пожелала бы». Её спасением были аниме-сериалы: девочка прибегала со школы и кидалась смотреть все японские мультфильмы, какие только показывали по телевизору. Засматривалась Attack No. 1 о школьной волейбольной команде и потом часами кидала в стену мяч, чем доводила всех вокруг до ручки. Заворожённая «Сейлор Мун», годами рисовала фан-арт с воительницами в матросках и была тем самым претенциозным артистичным ребёнком в школе.
Джамила мечтала переехать в Японию и стать мангакой. Хотя люди вокруг поддерживали её творчество, они прямо давали понять: зарабатывать на жизнь рисованием невозможно. Из-за этого девушка отказалась от мечты и поверила, что не сможет быть художницей. Когда пришло время выбирать будущую профессию, она поступила на учителя английского и искусств.
«У нас были художественные классы, но они далеки от того, что я делаю сейчас. Преподаватели всё время говорили, что мои работы „слишком анимешные“ и я должна рисовать что-то другое. Это демотивировало. Мои рисунки казались мне ненастоящим искусством, чем-то неправильным. Я на долгое время перестала рисовать».

Изображение: Djamila Knopf

Изображение: Djamila Knopf

Изображение: Djamila Knopf
К рисованию её вернул интернет и онлайн-сообщество художников: было так здорово найти людей, с которыми девушка наконец-то была на одной волне. «Я подумала: боже мой, есть место для меня! — делится она. — Мне захотелось стать частью этого сообщества, потому что до этого для меня и моих рисунков места не было».
Вдохновившись чужими примерами, Джамила купила себе книги по рисованию, погрузилась в уроки с YouTube и стала впитывать всё, что могла. Она много трудилась, собирала портфолио, отправляла его компаниям и получала работу на фрилансе ещё будучи в колледже. После выпуска у девушки был выбор: пойти по карьере учителя или рискнуть и попробовать зарабатывать на жизнь рисованием. Она рискнула.
Было тяжело заглушить голоса учителей в голове: даже в тот момент Джамила считала, что ей нужно втиснуться в стиль в духе карточек Magic: The Gathering, потому что только он якобы принесёт ей работу. Конфликт между её вкусами и вкусами учителей сделал для девушки рисунок запутанным, у него не было чёткого голоса. Понадобилось время, чтобы избавиться от этих безумных идей: например, что нельзя рисовать только одними линиями. Джамила дошла до точки выгорания и постоянного недовольства своими работами — и наконец призналась себе, что так продолжаться не может.

Изображение: Greg Rutkowski / ArtStation / Wizards of the Coast

Изображение: Джамила Кноф / Henry Melton / Wire Rim Books
Она решила вернуть себе собственный стиль. Джамила достала свой старый скетчбук и вытащила из шкафа детские рисунки. Вспомнила детство и любимых бабушку с дедушкой: Джамила приезжала к ним летом и счастливо бегала по лесу вокруг дома, собирала ветки и жучков. В душе поднялось давно забытое ощущение магии, и девушка захотела передать в работах детский взгляд на мир: всё цветное, яркое и чуточку красивее, чем есть на самом деле.
Джамила скетчила и экспериментировала снова и снова.
«Я выкинула в окно все ожидания о том, каким фэнтези-арт якобы должен быть, и сфокусировалась на процессе. Мне всегда нравились мои предварительные скетчи больше, чем финальный рисунок, поэтому я вернулась к лайну и переключилась на более простой цветовой стиль. Как только я перестала пытаться быть тем, кем не являюсь, всё встало на свои места».






Учительницей Джамила всё-таки стала: сегодня она преподаёт в международной онлайн-школе рисования Schoolism, а ещё зарабатывает блогом на Patreon и фриланс-заказами. Она старательно помогает подопечным найти собственный голос, а не загонять себя в угол, в котором они не хотят быть. Потому что по себе знает, как это больно.
«Делайте, что вам нравится, что ощущается естественным для вас, что помогает вам понять, кто вы. Я понимаю попытку следовать за популярными трендами и художниками, но если они не подходят вашей натуре, вы не станете популярны благодаря им. Просто пытайтесь быть собой. Это лажовый совет, но если вы будете делать, что любите, люди потянутся к вам. Они увидят, что эти вещи что-то значат для вас, и они станут что-то значить для них тоже».
«Найди нормальную работу»: Джоанн Нэм

Изображение: Джоанн Нэм / Tumblr
Детство Джоанн прошло в домике посреди корейского леса: олени во дворе были привычным видом. Она лазила по горам, кормила рыбок в пруду и собирала дикие ягоды, как её научила бабушка. Многие картины Джоанн сотканы из смутных воспоминаний об этой природе, из детских ощущений на кончиках пальцев. В восемь лет девочке пришлось одной идти домой по тёмному лесу, потому что её мать попросту забыла забрать дочку из школы. Глубокое чувство одиночества и страх от этой дороги легли в основу картины White Forest.

Изображение: Джоанн Нэм / Tumblr
Если бы Джоанн провела день с детской версией себя, она бы сказала ей: «У тебя будет очень-очень интересная жизнь с очень-очень спутанным умом». Девушке пришлось сражаться за желание стать художницей: все вокруг твердили, что эта мечта нереалистична, а жизнь творца очень тяжела. Однажды незнакомец в автомастерской сказал Джоанн: она должна стать бабушкой, которая даёт внукам карманные деньги, а рисование её такой не сделает.
«Когда я говорю, что я художница и хочу продолжать рисовать, люди смотрят на меня как на „бедную“ или „готовую-умереть-от-голода“. Думают, я безответственно отношусь к своей жизни. Как-то мой парень сказал мне „стать кем-то, кто нужен людям“. Я тут же выкинула его из своей жизни. Долго после выпуска из школы я слышала подобные вещи и решила не обращать внимания. Годы спустя я набралась смелости спрашивать в ответ: „Ты сам-то мультимиллионер?“»
Секрет упорства прост: рисование — единственное, в чём Джоанн хороша, и оно делает её счастливой. Ей нравится наблюдать за своим прогрессом и придумывать новые идеи. «Мне невероятно любопытно думать о том, кем я стану, если продолжу заниматься рисованием, — говорит она. — Я уверена, что у меня хорошее будущее. Я создаю его сейчас. Мне и кофе не нужен, меня заряжают мои идеи. Я не чувствую такой же страсти по отношению к любой из тех работ, что рекомендовали все эти обеспокоенные. Я сделала свой выбор, и он чертовски хорош».

Изображение: Джоанн Нэм / Tumblr

Изображение: Джоанн Нэм / Tumblr
Сегодня Джоанн показывает работы на выставках и продаёт картины коллекционерам. Рисованием она хочет вдохновить других идти вслед за мечтой: «Я буду самой счастливой, если увижу, что кто-то живёт лучшую жизнь благодаря мне».
«Ругань с педагогами доводила меня до слёз»: AxelStardust

Российская художница под ником Аксель рисует с детства. Любовь к искусству ей с ранних лет прививала её мама.
«Она сама хотела стать художницей, но у неё не было такой возможности, поэтому, полагаю, она стала передавать это стремление мне.
Помню, как она меня учила рисовать цветы через отпечатки пушистых акварельных кисточек. Я очень расстраивалась, потому что у меня не получалось делать так же аккуратно и красиво, как делала она».
AxelStardust специально для поля
Аксель рисовала почти всё время: с одноклассниками она не ладила, особо на улицу не выходила. Поэтому в основном сидела дома — срисовывала иллюстрации из детских книжек и рисовала персонажей любимых мультфильмов.

Изображение: AxelStardust / «ВКонтакте»

Изображение: AxelStardust / «ВКонтакте»

Изображение: AxelStardust / «ВКонтакте»

«Был момент, когда папа попросил меня предоставить ему мишени для стрельбы из ружья. Думала, что он хочет, чтобы я нарисовала ему эти мишени. Каково было моё удивление, когда я увидела на деревьях свои рисунки из альбома с пони.
В общем, мишени-то я ему нарисовала. Только зря, хахах».
AxelStardust
Мультики так её вдохновляли, что уже тогда девушка делала «кривые анимации» в Windows Movie Maker — и решила стать художницей в сфере мультипликации. До 11 лет она ходила в изостудию: «Трава тогда была зеленее, и солнце светило ярче, птички пели громче — весёлые были времена».
«Мне запомнился мой педагог. Он был очень драматичным, весёлым мужчиной, такой прям себе карикатурный персонаж. Густые русые волосы в беспорядке, зелёный комбинезон, мощные ботинки. Он мог позволить себе читать туалетные стишки, стоя на столе с документами, ковыряться в глиняных изделиях будто во внутренностях. При этом — крутой творец своего дела. Знаете, Пушной от мира художников, такой же вайб, который, несомненно, радовал и вдохновлял детей вроде меня.
По завершению этой студии он сказал, что моя роль художницы под большим вопросом, ибо, цитата: «Сегодня она овощ, завтра она фрукт».
Ну что ж, по крайней мере, я витаминная, получается».
AxelStardust
Невзирая на сомнения педагога, после студии Аксель поступила в художественную школу, где проучилась четыре основных года и один дополнительный. Это время она вспоминает с теплом — девушке даже нравилось рисовать натюрморты с кувшинами и фруктами, которые обычно студентам кажутся очень скучными.


Изображение: AxelStardust / «ВКонтакте»

Изображение: AxelStardust / «ВКонтакте»
Но были и спорные моменты — как неприязнь некоторых педагогов к другой сфере искусства: к аниме, манге, комиксам. Это считалось пошлым, глупым, не от мира «правильного традиционного искусства». Аксель не понимала такой подход: она очень любила мангу «Тетрадь смерти» и художественный стиль её автора Такэси Обаты, то, как он ставит композицию кадра, как рисует персонажей, эмоции, архитектуру.

Изображение: Такэси Обата / «Комикс-Арт» / «Азбука-Аттикус» / Weekly Shonen Jump
«Я негодовала, почему ЭТО вдруг — пошлость и глупость. На мой взгляд, закостенелость в собственных рамках и порядках — это настоящая пошлость и глупость. В мире полно вещей, которые могут показаться нам несуразными на первый взгляд, но и в них можно найти что-то, что мы можем почерпнуть для себя. Даже если мы не находим в них отклика, не значит, что это нечто плохое. Это дело вкуса.
Ругань с педагогами на эти темы часто доводила меня до слёз. Помню, как на день рождения родители подарили мне маркеры. В тот же день повезла их в художку, где столкнулась с критикой теперь уже материалов, которыми мне хотелось рисовать — не натюрморты, прошу заметить, просто скетчи к иллюстрациям и для себя в скетчбуке».
AxelStardust

Позже Аксель стала подрабатывать в этой школе преподавательницей — и очень старалась поддерживать детей в самовыражении. Ей было невероятно приятно, когда подопечные открыто давали листать свои скетчбуки с персонажами, мыслями, вселенными, с энтузиазмом рассказывали обо всём.
«Это важно — давать художникам поддержку в их маленьких и больших собственных вселенных, потому что именно они определяют их будущий мир, стиль, взгляд. То, что они любят, то, чем они вдохновляются, а не то, что им навязывают на вдохновение».
AxelStardust
Это не значит, что творческая база в лице натюрмортов и гипсовых бюстов не нужна. Это основа, которая поможет позже стоять крепче на ногах. Но речь именно о стиле — он не может быть неправильным, потому что это «зеркало самого человека». Аксель проводит параллель со школьной литературой, которая из-за навязанной классики у многих отбила желание читать. Но литература — огромный пласт искусства, просто нужно найти свой жанр и автора.
Когда у Аксель просят совета по поступлению, она рекомендует в первую очередь посмотреть на работу мастера, который набирает себе группу: потому что так можно примерно понять уровень, который потребуется на экзамене. И подчёркивает: если поступление не удалось, дело необязательно в слабых навыках.
«Давайте представим: вы художник, и ваше лицо в работах — это яркие, приторно-сладкие, конфетишные образы. Вы приходите со своим портфолио на проект типа Silent Hill (не спрашивайте, откуда такие рандомные и чересчур гиперболизированные примеры). Скорее всего, вас не возьмут. Потому что очевидно, это не ваше место силы. Но это не значит, что вы сразу плохой специалист.
Важно окружать себя теми людьми, которые любят и видят то же, что и ты. Я не прошу держаться постоянно этой зоны комфорта, дабы не впасть в застой. Но исходя из своего опыта — моя несостыковка с тем, что видели люди, на которых я равнялась, очень сильно подрезала мне крылья. Такие работы не нравились ни мне, ни педагогам.
Зато мне удавалось расправить плечи, работая самостоятельно под влиянием «как чувствую». Мои работы преображаются, когда на шею не давит петля».
AxelStardust

Изображение: AxelStardust / «ВКонтакте»

Изображение: AxelStardust / «ВКонтакте»





Сегодня за творчеством Аксель следит большая аудитория — на один только паблик во «ВКонтакте» подписаны больше 50 тысяч человек. Иногда она снова проваливается в смятение: одна её часть готова «выкатить огромную терапевтическую речь любому, кто сталкивался с подобным, и себе в том числе». Другая же прокручивает в голове критику, травлю и негатив в свой адрес. Когда Аксель делала комикс об этой ситуации для книги «К-себе-бук», она больше плакала, чем рисовала.
«Мне пришлось впервые затронуть эту тему в голове, как-то её визуализировать и проанализировать. Очень вымученный получился комикс, я раз десять извинялась за него в своём телеграм-канале».
AxelStardust

Изображение: AxelStardust / «ВКонтакте» / «МИФ»
Но Аксель всё равно продолжает активно рисовать. Проживающим схожую боль она советует то же, что и себе: сходить к терапевту и проработать болячки, потому что не всегда саморефлексии бывает достаточно.
«А в целом — искать свою понимающую аудиторию, которая видит так же, как и ты сам. Любить, оберегать себя, помогать себе расти и развиваться в том, что вдохновляет».
AxelStardust
- The artist’s journey — Craig Mullins Interview — Art Department Podcast #058
- Level Up! Session 73 with Craig Mullins
- Why They Work: Craig Mullins
- Craig Mullins
- Interview With Loish: ArtCast #85
- 117: Use ATTAINABLE GOALS to find your own way (w/ Lois van Baarle aka Loish)
- Pascal Campiom Interview
- Interview With Pascal Campion (Part 1): ArtCast #74
- Pascal Campion
- Exclusive interview with Marvel and Disney animator Pascal Campion
- Artist Portfolio Djamila Knopf
- Djamila Knopf on Building a Sustainable Art Career
- 347: The Art (and Mattress Tag) Police (w/ Djamila Knopf)
- Art of SFF: A Portrait of Djamila Knopf
- Ep.26: How to be resourceful artist with Djamila Knopf
- Interview with Joanne Nam for «Hiatus»
- Joanne Nam
- Interview: Joanne Nam
* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».