«Дизайн привычных вещей»: принципы Дона Нормана, которые важно знать каждому дизайнеру
Обзор культовой книги о дизайне, которая учит проектировать привычные вещи, приносящие радость.
Polina Vari для Skillbox
Любой человек почувствует себя глупым, если не сможет разобраться в интерфейсе простой вещи: как открыть дверь, найти выключатель, включить печь. Бывший вице-президент Apple и один из самых влиятельных дизайнеров в мире Дональд Норман считает, что в ошибках пользователей виноват именно плохой дизайн.
Норман в 1988 году написал книгу «Дизайн привычных вещей», которая впоследствии стала культовой и одной из самых важных книг о дизайне. В ней собраны примеры нелепейших дизайнерских решений и правила, которые помогут избежать этих ошибок.
Публикуем главные принципы из книги «Дизайн привычных вещей», о которых стоит помнить каждому дизайнеру.
Наглядность
Чтобы пользователь чувствовал себя уверенно, он должен понимать, для чего нужен продукт, в каких состояниях он может находиться, как работают его инструменты управления. Норман рекомендует следовать этому правилу, даже если придётся пожертвовать эстетикой.
Благодаря Норману появился мем «Двери Нормана» — это двери, которые невозможно открыть с первого раза. Наверняка вы много раз видели, как люди ошибаются: сначала пытаются открыть от себя, а потом на себя. Вот фотография двери, которой поделился пользователь Reddit:
Вертикальные ручки привычнее тянуть, но если присмотреться к креплению шарниров, увидите, что дверь надо толкать. Естественно, из-за неправильной ручки люди постоянно ошибаются.
На некоторых дверях есть знаки — «на себя» или «от себя», «сдвинуть в сторону», «поднять», «позвонить в звонок», «вставить карту», «напечатать пароль», «улыбнуться», «вращать», «поклониться», «сплясать» или, может, просто «попросить открыться». Вообще-то, если на таком простом устройстве, как дверь, нужно устанавливать табличку, где будет написано, следует вам толкать её от себя, тянуть на себя или отодвигать в сторону, можно утверждать, что это провальный, совершенно ужасный дизайн.
Дональд Норман
Ошибка при проектировании кухонных плит — регуляторы. Их располагают по одной линии, а конфорки — квадратом:
Самое дешёвое решение этой проблемы — просто приподнять второй и третий регуляторы, чтобы панель напоминала расположение конфорок:
Хорошая обратная связь должна быть мгновенной, физической и непрерывной. Так человек понимает, что всё работает нормально. Обратную связь можно организовать с помощью прогресс-баров, индикаторов загрузки, звуков или уведомлений.
Пример плохой обратной связи — «тормозные» старые лифты. Бывает, нажимаешь на кнопку этажа, но лифт никак не реагирует. Пользователи ещё пару раз пробуют потыкать кнопку и просто идут по лестнице, а лифт уезжает пустым. Проблему решит простая лампочка — после нажатия на кнопку она загорается и даёт понять: «Всё в порядке, лифт скоро поедет, ничего не сломалось».
Звук мотора автомобиля — это обратная связь для пешеходов. Если машина приближается сзади, человек услышит шум её мотора. Электромобили очень тихие — слышно только шорох шин, свист воздуха и высокий писк электроники. Это может быть опасным для пешеходов, так как со спины беззвучную машину сложно заметить.
Чтобы сделать электромобили безопасными, в США приняли новый стандарт. С сентября 2019 года звуковое сопровождение любых машин обязательно. При этом звук, который издают электромобили, должен напоминать звук мотора обычных машин, чтобы люди всегда однозначно понимали, что рядом едет автомобиль.
Обратная связь может и раздражать, если она слишком навязчивая и её очень много.
Моя посудомоечная машина любит пищать в три часа ночи, чтобы сообщить мне, что мытьё посуды завершено — это притом, что я специально запускаю её ночью, чтобы её работа никому не помешала (и чтобы меньше платить за электричество).
<…> Если мы слышим слишком много сообщений, начинаем игнорировать их все или отключаем всё что можно. И это значит, что мы, скорее всего, пропустим действительно важные сообщения. Фидбэк — существенная вещь, но не тогда, когда он мешает всему остальному.
Дональд Норман
Ошибки
Если пользователь сделал что-то не так, он должен сразу это осознать, и у него должна быть возможность сразу всё исправить. Норман считает: если пользователя оставляют одного с его проблемами, значит, дизайнер плохо поработал над продуктом.
Хороший способ предотвратить ошибку — добавить ограничители. Например, отверстия для жидкостей в автомобилях никогда не ставят рядом, иначе водители будут бесконечно ошибаться и заливать моторное масло в бензобак:
Иногда бывает сложно понять, как вставить простую пальчиковую батарейку. Например, у геймпада Xbox One батарейки должны стоять по-разному, но слоты под них выглядят одинаково. На выпирающих контактах видны иконки с плюсом и минусом, но это только сбивает с толку — друг конвейер сломался и геймпаду достался сломанный отсек под батарейки?
Почему не сконструировать батарейку, с которой ошибиться будет невозможно: использовать физические ограничители таким образом, чтобы батарейка входила в гнездо только в одном положении. Или сконструировать батарейку и электрические контакты так, чтобы положение батарейки вообще не имело значения.
Дональд Норман
Привычки и договорённости
Людям очень сложно привыкнуть к нововведениям в старых системах: условные договорённости нарушаются и приходится учиться чему-то новому. При этом достоинства новой системы никого не волнуют, важен только факт изменений.
Пример того, как сложно повлиять на привычки людей, — английская система измерений с дюймами и футами. Практически весь мир давно перешёл на метрическую систему с сантиметрами и метрами, но только США остались на английской.
Перемены слишком сильно расстраивают людей, которым приходится запоминать новую систему и закупать новые инструменты и измерительные приборы. Такие затраты кажутся чрезмерными. На самом же деле переучиться не так сложно, как люди думают, а инструменты стоят не так уж дорого, поскольку метрическую систему уже широко используют даже в Соединённых Штатах.
Дональд Норман
Ещё один пример — интерфейс обычного лифта. Все знают, что выбирать этаж нужно в кабине, и в повседневной жизни эта договорённость не нарушается:
В зданиях с большим количеством этажей используют лифты с контролем пункта назначения. Система группирует пассажиров так, чтобы те, кто поднимаются на один и тот же этаж, поехали вместе. Благодаря такой системе нагрузка на лифты снижается, но у этого решения есть большая проблема — панель управления находится не в кабине, а в коридоре:
Человек не сможет понять с первого раза, как работает этот лифт. Его не будет волновать эффективность и удобство — лифтовые договорённости нарушены, остальное не имеет значения.
Клавиатуры с раскладкой QWERTY встречаются везде и большинству людей даже в голову не приходит идея поменять их на что-то другое. Скорее всего, каждый день вы пользуетесь именно ей:
У QWERTY есть альтернативы, одна из них — Dvorak, на которой печатать получается быстрее. Но переходить на новую раскладку никто не собирается: пользователям придётся переучиваться, а производителям налаживать производство клавиатур. Незначительное увеличение производительности не стоит таких больших затрат.
В целом нужно стараться придерживаться единообразия. Если новый способ что-то делать лишь немногим лучше, чем старый, стоит придерживаться старого способа. Но если нужно что-то изменить, меняться должны все. Смешанные системы только всех путают. Если новый способ значительно лучше старого, то плюсы изменений перевешивают трудности, с ними связанные.
Новое не обязательно означает «плохое». Если бы мы всегда держались за старое, мы бы не могли совершенствоваться.
Дональд Норман
Больше книг для дизайнеров