«Будет сложно, но мы справимся. Дизайн нужен»
Директор по развитию CreativePeople Сергей Прокофьев об изменениях в компании, отношении к сотрудникам и антикризисных решениях.
Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media
О первых изменениях
Прежде всего мы наладили оперативную систему информирования и следим за всем, что происходит вокруг. Конечно, это даёт несколько фрагментарную картину происходящего, но позволяет получить достаточные основания для принятия управленческих решений.
Наш клиентский портфель оказался устойчивым. Нам повезло, что большинство наших проектов в силе, клиенты с нами, по 90% задач мы продолжаем работать. Планы, конечно, корректируются, но насчёт будущего мы испытываем сдержанный оптимизм.
Однако на рынке довольно много не столь удачливых компаний. У кого-то значительная часть клиентов ушла с рынка или прекратила маркетинговые активности, что привело к моментальному сокращению выручки. Эти компании приступили к экстренному поиску новых проектов, пересмотру расходов и сокращению персонала. В худшем случае некоторые наши коллеги могут обанкротиться и закрыться.
Об обращениях клиентов
Конечно, сейчас мы наблюдаем определённый спад. Обычно в марте-апреле обращений достаточно много — от семи до 15 запросов ежедневно. Сейчас — от трёх до семи. Среди запросов есть как крупные, так и мелкие задачи — типичные авантюры в период кризиса.
Пока я не заметил, чтобы структура запросов значительно поменялась. Вижу довольно много запросов на SMM. Скорее всего, это связано с тем, что изменилась структура площадок, которыми можно пользоваться в рамках продвижения, поэтому произошёл локальный всплеск.
Периодически приходят запросы от отпочковавшихся локальных филиалов крупных компаний — на брендинг, на сайты.
В целом по нашему входящему потоку лидов, как и по текущему клиентскому портфелю, мы тоже испытываем сдержанный оптимизм, но всё-таки нарастили активность по исходящему поиску тендеров крупных клиентов, ищем проекты в расчёте на длительное сотрудничество.
О поддержке команды
В такое время в команде важны честность и откровенность. Мы рассказываем о реальном положении, стараемся делать это регулярно. Сотрудники — наш основной актив.
Мы можем отказаться от офиса, техники, дивидендов, проведения корпоратива, но от сотрудников будем отказываться в последнюю очередь и вообще не хотели бы этого делать.
Наша задача в том, чтобы быть островком стабильности, вовремя выплачивать зарплату, соблюдать договорённости. Планируем продолжить курс на то, чтобы вместе с развитием компании росло благосостояние и наших коллег.
Уже два года мы работаем удалённо. Чтобы сейчас быть ближе друг к другу, мы увеличили количество неформальных активностей в офисе и онлайн. У нас есть книжный клуб, волейбол, английский клуб, еженедельные чаепития, игры в настолки, мастер-классы. Некоторые ребята приезжают в офис со своими собаками. Теперь для фотографий домашних животных у нас есть отдельный канал в Slack.
Есть ощущение, что сейчас все сильнее сплотились, чтобы компания продолжала работать.
Мы временно сократили наём — берём новых сотрудников не наперёд, а только под проект. На прошлой неделе, например, у нас появилось два новых дизайнера.
О грядущих изменениях
Каждый кризис — это изменение структуры рынка. Сейчас мы находимся только в рамках первой волны, основные экономические последствия ждут нас в будущем. Лучше не расслабляться. CreativePeople занимается двумя основными направлениями: digital-коммуникациями и дизайном цифровых продуктов.
Сейчас коммуникации меняются. Меняются каналы и площадки, сокращаются бюджеты, но полностью экономику остановить невозможно, поэтому постепенно система перестроится и стабилизируется.
Мы традиционно много работаем с финтехом, телекомом и IT. У нас сильные позиции в фармацевтике, также занимаемся недвижимостью. Предполагаю, что изменения в этих сферах, конечно, будут, но спрос на наши услуги сохранится, потому что все эти отрасли полностью остановиться не могут.
Объёмы глобально упадут, но локально в рамках отдельных компаний вполне возможен и рост. Например, у тех, кто будет лучше всего справляться с ситуацией. Кто-то выживет, кто-то уйдёт. Причём, скорее всего, уйдут не только клиенты, но и какие-то из подрядчиков, те, что наименее устойчивы.
Рынок и раньше испытывал проблемы с хорошим подрядом/кадрами. Сейчас сложности могут усилиться, тем более с учётом кадрового оттока за рубеж. В случае с цифровыми продуктами работают немного другие механизмы.
Обычно это более долгосрочные проекты, менее гибкие, многие из них идут по инерции. В целом я ожидаю тренд на создание отечественных аналогов. Не факт, что софтверное импортозамещение затронет нас, так как мы всё-таки делаем менее масштабные клиентские сервисы в онлайне. И всё же мы ожидаем новых заказов и проектов по UX/UI, дизайну интерфейсов для веб- и мобильных сервисов, возможно, и для десктопного ПО.
Не хочется давать прогнозов. Будет сложно, но мы справимся. Дизайн нужен.
Об антикризисных планах
У нас есть различные варианты антикризисных планов. Сейчас нам нужны стабильные долгосрочные взаимоотношения с клиентами, в первую очередь с действующими, мы с ними постоянно на связи. Понимаем, что сотрудничество с российскими компаниями и с теми, кто не уйдёт с российского рынка, наиболее перспективно, на этом и фокусируемся.
Также есть набор организационных мер. Например, мы проводим внутренние встречи с информированием сотрудников о наших планах, определили планы по замене софтверных продуктов (и уже почти все их реализовали), планы по сокращению издержек.
Независимо от изменений будем на них адекватно реагировать и делать всё, чтобы CreativePeople отпраздновало в следующем году своё двадцатилетие и продолжило работать и дальше.
Нацеленность на результат и уверенность в том, что делаешь, — уже половина успеха.
Об уходе Adobe и других
Основное наше решение — это подбор аналогов и смена сервисов. Значительная часть аналогов зарубежного софта есть в России. Это касается почтовых сервисов, CRM, таск-трекеров.
Есть и софт, импортозамещение которого сейчас невозможно. Так, у Adobe нет серьёзных аналогов. Один из способов решения проблемы — оплата с иностранных счетов. Сейчас есть миллион статей о подобных способах, но среди них мало удобных, и приходится следить за появлением новых решений. И все они относительно удобные.
Если в будущем проблемы с оплатой Adobe продолжатся, то многие, скорее всего, уйдут в тень, будут пользоваться пиратками. Не думаю, что в России в ближайшее время будут разработаны какие-то аналогичные графические пакеты. Не знаю, есть ли такие проекты сейчас, но пока и не было смысла их начинать, а теперь, видимо, есть. Но скорее все будут искать более простые методы, чем создание собственного софта, если у подобных проектов не будет государственной поддержки и грантового финансирования.
Радует, что для нас сейчас Adobe — не ключевой инструмент, он занимает небольшую долю того, что мы делаем. В частности, его используют в графическом отделе, но гораздо больше работаем с Figma.
Совет дизайнерам
Во-первых, сохранять холодный ум и рассудок. Не переживать по поводу и без повода. Я понимаю тех, кто уехал за рубеж, но моё мнение — нас там никто не ждёт. В итоге кто-то останется там, но часть людей вернётся. Здесь работа, семья.
Чтобы быть востребованным, нужно делать то же, что и всегда: заниматься обучением, развитием, расширять спектр умений и технологий. Не забывать, что для дизайнера всегда было важно себя правильно упаковать, сделать хорошее портфолио и найти площадки для его размещения.
Задач на дизайн много, будем продолжать работать.