Не только Бэнкси: 7 уличных художников, которые рисуют граффити на проблемные темы
Рассказываем о знаковых фигурах в стрит-арте и о граффити-искусстве, которое заставляет задуматься о сложных вопросах.
![](https://248006.selcdn.ru/main/iblock/b39/b3999117d1256cd094944109550f88cc/229eeeb807db12b8501a798190811036.jpg)
![](https://248006.selcdn.ru/main/iblock/b39/b3999117d1256cd094944109550f88cc/229eeeb807db12b8501a798190811036.jpg)
Фото: OZAN KOSE / Getty Images
Мировое уличное искусство прочно ассоциируется с именем Бэнкси — британским анонимным художником. Он создал много работ, в которых яркий социальный подтекст заставляет зрителей задуматься о проблемах современности — гендерном неравенстве, пропаганде, насилии.
Однако список художников, которые выражают протест через свой арт или пытаются изменить взгляд людей на общественные процессы, гораздо больше. Кто-то из них известен и продаёт работы за миллионы, а кто-то так же сохраняет анонимность.
В этом материале мы расскажем о заметных деятелях стрит-арта, которые создают граффити не только для развлечения.
Sam3
Sam3 — уличный художник из Испании. Он создаёт крупные граффити, которые сам называет «тени»: это изображения силуэтов людей, вписанные в визуальный контекст города. Его «тени» появляются на заброшенных зданиях и около свалок, на заборах и билбордах с облупившейся рекламой.
Его работы притягивают взгляд за счёт нестандартной для граффити монохромности, простых и «плотных» форм и ироничных смыслов. Образы, которые он рисует, кажутся поэтичными, но напоминают о мрачных темах.
![](/upload/setka_images/17471506102023_accf102caaa970ce65d217b9ae9a8e9a57caa67c.jpg)
![](/upload/setka_images/17471806102023_6896a8696b8038f4fc8989ab005e4fccc3b90047.jpg)
Фото: tiger_days / Flickr
Blek le Rat
Вектор развития современного уличного искусства во многом определил французский художник Ксавье Проу, известный под псевдонимом Blek le Rat. Его активное присутствие на улицах началось ещё в 1982-м.
Проу одним из первых начал заниматься трафаретным граффити, и его чёрно-белые рисунки появлялись на стенах и даже деревьях по всему Парижу. Позднее именно этот стиль трафаретного бомбинга перенял Бэнкси.
Знаковыми граффити-изображениями Проу стали крысы, и именно благодаря ему этот образ стал популярен в социальном стрит-арте. В других известных работах, которые с 2000-х Blek le Rat стал создавать по всему миру, он изображал спящих бездомных, овец, попрошаек и принцессу Диану, которой уже не было в живых.
![](/upload/setka_images/17593606102023_0ed1686442ac630326a48ddcef43684fa02b904b.jpg)
Фото: Barb Nerdy / Flickr
![](/upload/setka_images/17593406102023_c7c2d6650fe8dd3125b1541cb39af56649bd56fa.jpg)
Фото: Steffi Reichert / Flickr
Saype
Французский художник, настоящее имя которого Гийом Легро, известен огромными граффити-работами, которые вписаны в природные ландшафты. Он использует биоразлагаемую краску и рисует в основном на траве, полях и в горах.
Легро — настолько выдающаяся персона, что журнал Forbes в 2019 году включил его в список 30 самых влиятельных людей в возрасте до 30 лет в сфере искусства и культуры.
Одна из самых известных серий Saype — граффити в виде сплетённых рук. Изображение символизирует единение и сплочённость людей, в какой бы точке Земли они ни находились. Проект называется Beyond Walls, и такие граффити были созданы в Париже, Стамбуле, Андорре, Берлине и Дубае.
![](/upload/setka_images/18411706102023_9ba3a81e181804fd4e845eff8293633670f4518e.jpg)
![](/upload/setka_images/18411906102023_fc9956ee2f4201e204a5532c68850c6715ed24e0.jpg)
Фото: YueStock / Shutterstock
Plastic Jesus
Plastic Jesus — уличный художник из Лос-Анджелеса, реального имени которого никто не знает. Его псевдоним отсылает к саркастической американской песне 1960-х о пластиковой фигурке Спасителя, которая прикреплена на торпеду автомобиля.
Темы, которые Plastic Jesus поднимает в своих работах, — это проблемы общества потребления, войны, несправедливость судов, право женщин на аборт. Он создаёт и инсталляции, и граффити в трафаретной технике.
![](/upload/setka_images/18414906102023_6caf85fa09e0642959e62c753d9a2f18236eb1da.jpg)
Фото: Plastic Jesus
![](/upload/setka_images/18415106102023_c0c954a3a268bfc515e88839a41a25de5bd1b194.jpg)
Фото: Plastic Jesus
Фелипе Пантоне
Художник Фелипе Пантоне — звезда совриска. Одно из своих арт-направлений он называет «хромадинамикой»: это изображения со сложными градиентами и пиксельной графикой. Такая техника создаёт впечатление, будто размытость скрывает что-то приватное, а неоновые градиенты, глитч и ломаные геометрические формы выражают идею столкновения аналогового прошлого и цифрового будущего — людей и машин.
Фелипе в основном предпочитает насыщенные краски и создаёт не только высказывания на социально значимые темы, но и чистый арт, в том числе объёмные инсталляции. Работы Пантоне разбросаны по всему миру: например, в Москве в торговом центре «Атриум» он представлял художественную работу «Фонтан данных» и оформлял фасад муралом.
![](/upload/setka_images/18424506102023_2229e417950c39bd1ac90259b6c781a232a40430.jpg)
![](/upload/setka_images/18424606102023_71b97f3681cfd481f98f8279e17d064ae63ea66a.jpg)
Эдуардо Кобра
Бразильский художник Карлос Эдоардо Фернандес Лео под никнеймом Эдоардо Кобра известен монументальными муралами. Его художественный стиль — яркие и жизнерадостные цвета, паттерны из которых создают эффект линзы в детском калейдоскопе.
Кобра исследует и воссоздаёт исторические образы в гиперреалистичной манере, и его масштабный арт на зданиях напоминает зрителям об «обычных героях» и глобальных проблемах. Например, он создал граффити-портреты Анны Франк и Тупака Шакура, композиции с детьми разных наций и вероисповеданий и изображения на тему хрупкой экологии.
А ещё муралы Кобры делают места, в которых они появляются, более значимыми и ценными в глазах жителей и властей.
![](/upload/setka_images/18482006102023_b96f49b701f581862428f9c58e1a46c731d0aa89.jpg)
![](/upload/setka_images/18491206102023_d75dd4921f9f5ca9dc828e1efafbd5a21dfa9c5d.jpg)
Escif
Под псевдонимом Escif работает ещё один уличный художник из Испании. Его стрит-арт выглядит минималистично и интригует зрителей: Escif использует приглушённые цвета, в его композициях много пустого пространства, а образы часто странны.
Эти «полотна» говорят об экономических и политических проблемах, государственном насилии, ментальных трудностях. Один из повторяющихся образов художника — стена: этот «холст» для граффити он считает важным символом, который означает саму суть уличного искусства — интервенцию.
![](/upload/setka_images/18495006102023_1c076733da30d01108464d85a8ffad1517acec59.jpg)
![](/upload/setka_images/18495306102023_1cc7c7aaff1472b38801633d33e2f9e6221a290f.jpg)
![](/upload/setka_images/18495506102023_62bf1942effdabf0107c530d35221fdf53489254.jpg)
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!