Дизайн
#Интервью

«Наша главная задача — не дать навредить»

Главный архитектор Пскова Евгений Скачков рассказывает о дизайн-коде города.

Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

Дизайн-коды начали появляться в российских городах в 2010-х: проектировщики пришли к негласному выводу, что это способ остановить стихийное размещение кричащих вывесок, расползающихся по улицам. А через оформление улиц — от указателей до канализационных люков — можно транслировать городскую идентичность.

В 2017 году архитекторы и дизайнеры начали разрабатывать дизайн-код Пскова — документ, который в том числе определяет стилистику вывесок, правила оформления входа для кафе и магазинов, табличек с адресами. Среди проблем, обозначенных в дизайн-коде города, можно найти «невнимание к архитектуре», «глухие вывески» и другие детали, которые образуют визуальный шум.

О том, как стекло и бетон угрожают современной городской архитектуре, чем полезен монохром и при чём тут выбитые зубы, поговорили с главным архитектором города Евгением Скачковым.

О проблемах

— Какие угрозы для визуального облика города вы видите и что делаете, чтобы с ними справляться?

— Наши задачи: сохранить, подсветить архитектурное наследие города и главное — не дать навредить. Самый большой урон городскому облику наносят современные отделочные материалы: те же стекло и бетон. Они портят не только фон, а въедаются в самую сердцевину города, нарушают его гармонию.

Кроме того, Псков, как и многие другие города, столкнулся с нашествием красочного и яркого. Наружная реклама, ограждения и крышные конструкции — у всего этого должен быть более упорядоченный и спокойный ритм.

— Есть ли примеры строений, которые выбиваются из единого архитектурного ансамбля, портят его?

— На ум приходят кинотеатр «Октябрь», закрывающий Кремль, ландшафт, реку, а также высотка на площади Десантников. Остальные здания более менее удачно расположены.

Здание кинотеатра по замыслу архитектора Алексея Ларкина должны были построить на улице Профсоюзной. Там оно вписалось бы органичнее и не просматривалось бы со всех сторон. Но руководители города вопреки автору и мнению общественности настояли на строительстве кинотеатра напротив Троицкого собора, где он и был возведён в 1949 году. Архитектор не согласился с таким решением и был уволен.

Фото: официальная страница «Псковской области» во «ВКонтакте»
Фото: официальная страница «Псковской области» во «ВКонтакте»

Через здание на площади Десантников проходит граница, до которой застройка регулируется регламентом. Выходит, что одна половина дома должна подчиняться историческим ограничениям, а другая — соответствовать современным нормам по строительным материалам, высотности и архитектурному стилю. Получилась каменная глыба, не отвечающая ни тем, ни тем правилам. Это крайне непрофессионально.

Изображение: «Псковгражданпроект»

О дизайн-коде

— А как формировался дизайн-код города?

— Мы сформировали его в 2018 году. Сейчас говорят в основном о том, как этот документ устанавливает правила оформления вывесок и касается только бизнеса, но это лишь малая часть дизайн-кода. Он, к примеру, регулирует и оформление табличек с адресами и указателей на улицах города.

— А есть какие-то визуальные решения, которые вы нашли, опираясь именно на специфику Пскова?

— Да. К примеру, для указателей и табличек с адресами в исторической части города выбрали монохром. Это не значит, что мы взяли чёрный или белый. Монохромом может быть любой цвет, который в растяжке сохраняет тёплый или холодный оттенок, он не будет конфликтовать с историческими зданиями.

Фото: официальная страница Бориса Ёлкина во «ВКонтакте»

Как работает дизайн-код Пскова

При выборе вывески предприниматель должен определить:

  • к какой зоне относится территория (типовая или историческая);
  • зелёные зоны, в пределах которых разрешается размещение вывески;
  • вид вывески (лайтбокс, табличка или другие);
  • какая информация будет размещена на вывеске;
  • материал, цвет, размер и другие составляющие размещаемой вывески.

— На какие примеры вы опирались, создавая дизайн-код?

— Это была большая многолетняя работа, и мы отсмотрели множество примеров: дизайн-коды Казани, Красноярска, Новосибирска, Томска. Ближе всех оказался Калининград. Это земля, которая созвучнее нашему менталитету, климату, ландшафту. Нам оказался близок подход к исторической части города: бережное отношение к архитектурным объектам и их элементам, реклама не перекрывает и не разделяет архитектурные детали.

Фото: официальная страница Бориса Ёлкина во «ВКонтакте»

От подхода Рыбинска и других городов, где дизайн-код стал не просто способом упорядочить визуальный ряд, а самостоятельным высказыванием, инфоповодом, достопримечательностью, — решили отказаться, чтобы не перегружать смыслами и без того богатый визуальный ряд.

Особый стиль, выделяющийся из общего минималистичного направления, мы потенциально рассматриваем для Октябрьского и Рижского проспектов и части улицы Поземского. Это три основные артерии, ведущие к самому сердцу города. Их узнаваемость хочется подчеркнуть малыми архитектурными формами, арт-объектами. Но это разговор на будущее. Сейчас главная задача — привести в порядок то, что уже есть.

— Как нововведения восприняли предприниматели?

— С настороженностью. Между введением правил и первыми проверками прошёл год. За это время можно было исправить недочёты. Переделать нужно было многое: только 5% оформителей интуитивно попали в дизайн-код.

Часть предпринимателей затаились, надеясь, что их перемены не коснутся, те, кто был дальновиднее, повременили с оформлением рекламы. Среди предпринимателей, увы, бытует мнение «Сам разберусь, сам понимаю. Хочу повыше. Поярче. Чтобы все меня издалека видели». Но сэкономить на консультации профессионалов, как показывает практика, не получится.

Как работает дизайн-код Пскова

В случаях, когда рекламное место делят несколько предпринимателей, дизайн-код рекомендует им выбирать одни и те же цветовые решения и материалы для вывесок.

«Каждую последующую вывеску, размещаемую на одном фасаде торгового центра, рекомендуется выполнять в одной цветовой гамме и из одного материала по отношению к вывеске, размещённой ранее на таком фасаде и выполненной в соответствии с настоящим дизайн-кодом. Размещение лайтбоксов разрешено только в типовой зоне», — из дизайн-кода Пскова, 2018.

Фото: официальная страница Бориса Елкина во «ВКонтакте»

— А как дизайн-код коснулся горожан? Есть ли правила, с которыми людям теперь приходится считаться, к примеру, при оформлении своих лоджий?

— Обычных жителей дизайн-код не касается: то, как они влияют на облик города, регулируется другими инструментами.

Однако самовольное изменение сетки архитектурного остекления, конечно, сказывается на том, как выглядят улицы. Жители считают, что балконы и лоджии — часть их квартир, но это не так. Речь идёт о фасадах, а значит, об общедомовом имуществе. О правилах его оформления договариваются застройщик, проектировщик и управляющая компания. Они и будут отслеживать нарушения. Что, разумеется, делать нужно: зашитый цветным сайдингом балкон смотрится как выбитый зуб.

За тем, как бизнес следует дизайн-коду, горожане следят пристально. Реагируют на что-то из ряда вон выходящее быстро, и нам приходится так же быстро разъяснять, что мы предпримем, а также благодарить за неравнодушное отношение. Раньше реакция на обращение занимала чуть ли не месяцы. Сейчас это делается в течение каких-то часов, если не минут. Нам помогают технологии.

Фото: официальная страница Бориса Елкина во «ВКонтакте»

Об изменениях

— Сейчас, когда дизайн-код работает и Псков постепенно приходит к общему стилю, какие изменения вы замечаете?

— Следование дизайн-коду добавляет городу воздушности, чистоты, свободы, подчёркивает сложный ландшафт со склонами, рекой, историческими зданиями. Это отмечают жители, туристы, паломники.

Свод правил, предписывающий избегать глухих рекламных баннеров, выравнивать текст по центру, не задирать вывески слишком высоко, не зашивать фальшпанелями существующие архитектурные элементы, работает как расчёска: приглаживает то, что есть, убирая лишнее.

Дизайн-коды, полагаю, должны прийти во все города. Мы живём в одной стране, где диктуются правила проживания, благоустройства, утверждаются нормативные акты, а значит, нет городов, которые избегут введения дизайн-кодов. Это только вопрос времени и приоритетов. Разумеется, Псков должен был принять дизайн-код раньше, чем Невель или Великие Луки, но, думаю, и они придут к заданному тону.

Изображение: официальная страница Бориса Елкина во «ВКонтакте»
Фото: официальная страница Бориса Елкина во «ВКонтакте»

Как работает дизайн-код Пскова

Дизайн-код учит различать информационные тексты и рекламу. Например, в меню, размещённых на фасадах кафе и ресторанов, нельзя использовать картинки с едой и напитками, но можно размещать прайс и перечень блюд, которые здесь готовят.

«На табличках могут размещаться меню кафе и ресторанов. Разрешена подсветка для табличек с дверцей. Запрещено размещение рекламы вместо меню», — из дизайн-кода Пскова, 2018.

— А как быть с тем, что представления о красивом, приемлемом, информативном у людей разные?

— У нас есть присказка: где два архитектора, там три мнения. Поэтому определиться с общими правилами — задача, которая требует времени и сил. Тем важнее говорить о дизайне города на языке профессионалов, с вниманием к геометрии, архитектуре, истории.

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Графический дизайнер PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована