Дизайн
#Интервью

«Всё, к чему приложил руку дизайнер в городской среде, можно назвать дизайн-кодом»

Как команда независимых дизайнеров создала уникальный образ Екатеринбурга.

Владислав Деревянных

Бренд-дизайн-директор РА «Восход». Инициатор и участник инициативного проекта независимых дизайнеров «Дизайн-код Екатеринбурга»

Начиная с 2016 года группа энтузиастов разрабатывает дизайн-код Екатеринбурга. Они создали логотип, фирменный шрифт, систему навигации и другие важные детали городской среды. Мы поговорили с Владиславом Деревянных о том, что такое дизайн-код и как команда работает над проектом такого масштаба.

Из интервью вы узнаете:


— Что такое дизайн-код и зачем он нужен?

— У него есть разные смыслы. Кто-то считает, что дизайн-код ― это только то, как оформлены вывески на улицах: что должны быть кронштейн-панели, объёмные буквы, не должно быть лайтбоксов и так далее.

Я считаю, что дизайн-код ― намного больше. Это всё, что касается непосредственно визуальной составляющей городской среды, начиная с вывесок и брендинга и заканчивая городской навигацией и шрифтами. Всё, к чему приложил руку дизайнер в городской среде, можно назвать дизайн-кодом. То, что визуально улучшает эту городскую среду, делает её удобной для жителей и гостей города.

— Почему вы решили этим заняться?

— Всё началось пять лет назад, когда жители Екатеринбурга запустили конкурс на создание айдентики города. Администрация тогда его не поддержала и была в стороне. Но концепцию они были готовы утвердить, если она им понравится. В итоге всё было принято официально.

Объект авторского права стал бесплатно доступен для всех, чего вообще никогда не было, и сейчас вряд ли такое существует в городской айдентике.

Тогда мы создали открытую лицензию на логотип, то есть он как объект авторского права стал бесплатно доступен для всех, чего вообще никогда не было, и сейчас вряд ли такое где-то существует в городской айдентике. Логотип Екатеринбурга не принадлежит администрации. Он принадлежит горожанам. Его может использовать любой человек в любых коммерческих или личных целях.

— Над чем именно вы работали?

— Сначала мы сделали логотип Екатеринбурга, потом городскую навигацию ― это целая система, в которую входит много элементов, начиная от стел, заканчивая палечными указателями.

Следующий пункт ― это остановки и остановочные навесы. Нам нужно было оформить их в одном стиле, то же касалось и адресных табличек. Для табличек мы создали генераторы, чтобы не верстать их вручную, потому что их очень много. Когда их делают другие люди, всё получается очень плохо, даже если они работают по нашим эскизам. Так мы исключили человеческий фактор ― сейчас это всё генерируется автоматически.

Кроме того, мы сделали таблички объектов культурного наследия и разработали для города фирменный навигационный шрифт Iset Sans. Исеть ― это название реки, на которой стоит Екатеринбург.

— И администрация города включилась в процесс?

— История с логотипом подружила администрацию и независимых дизайнеров. У нас появился прямой диалог с главным художником города и ещё несколькими чиновниками, которые занимаются вопросами городского оформления.

Почему какой-то дизайнер должен решать за весь город?

После этого они стали просить дизайнеров, в том числе меня, помочь в некоторых задачах. Но мы подумали, что не совсем корректно так работать, когда администрация просит какого-то Влада Деревянных что-то нарисовать. Почему какой-то дизайнер должен решать за весь город, как будут выглядеть, например, фризы остановок?

Тогда мы поняли, что нам нужна команда с широким спектром экспертиз, которые позволят работать с такими глобальными задачами, как изменения визуальной среды города. Мы сформировали инициативную группу из неравнодушных людей, которые к тому же профессиональные дизайнеры. Сейчас в команде девять человек, плюс два человека из администрации.

— Как строилась работа в вашей команде? Кто за всё отвечал?

— Около года было непонятно, получится ли внедрить наши разработки в городскую среду. Также мы не понимали, как нам общаться между собой, потому что никто никому не подчиняется. У нас не было арт-директора, который командовал бы всеми, не было никаких обязанностей и ответственности друг перед другом. У нас не было никаких рычагов давления и дедлайнов.

Но через год мы поняли, что команда состоялась, что мы можем выдавать результат, несмотря на то, что делаем всё в свободное время и абсолютно бесплатно. Всё, что мы делаем, администрация автоматически внедряет в город, потому что главный художник Екатеринбурга работает с нами. Логично, что он согласен с конечным результатом, потому что он внутри процесса и курирует его.

— А как вы приходите к общему мнению внутри команды?

— У каждого из дизайнеров есть своя личная экспертиза. У нас есть промышленные дизайнеры, которые разрабатывают МАФы ― скамейки, урны, стелы, указатели. Есть дизайнер шрифта, иллюстратор, дизайнер-график. Каждый делает то, в чём хорошо разбирается.

В процессе обсуждения мы приходим к единому мнению. Если есть спорный момент, то последнее слово за специалистом непосредственно в этом вопросе. Если есть какие-то замечания, мы обязательно их учитываем — либо спорим, и рождается некое третье решение.

У нас есть правило ― мы называем его «процесс улучшайзинга».

У нас есть правило ― мы называем его «процесс улучшайзинга». Если что-то в нашей работе можно улучшить в дальнейшем, если появились новые технологии или материалы, если сменились тренды или мы поняли, что в чём-то заблуждались, то постоянно стараемся это улучшить. Такой эволюционный процесс. Нам очень нравится, например, как сейчас пиктограммы нарисованы и зафиксированы, но мы в любой момент можем вернуться к ним и что-то изменить, стилизовать по-новому.

— Что планируете менять в городе дальше?

 У нас нет комплексного подхода, мы работаем проектно, когда есть непосредственный запрос. Например, в городе сломалось несколько табличек с QR-кодами возле объектов культурного наследия, и администрации надо заменить эти таблички. Они говорят: «Ребята, мы будем менять таблички. Хотите изменить конструктив или дизайн? Это в вашей компетенции?» Мы смотрим и отвечаем: «Да, можем сделать. Какие сроки?» Нам ставят примерные сроки, мы разрабатываем. Администрации неважно, старый конструктив внедрять или новый, который мы разработали в единой системе. Сейчас мы ведём около десяти проектов. Пять мы уже сделали под ключ, и сейчас их внедряют в городскую среду.

У нас большие планы на будущее. Мы хотим набрать в команду ещё больше новых людей, чтобы можно было выполнять другие объёмы абсолютно разной работы. Те девять дизайнеров, которые были с нами с самого начала, становятся некими кураторами. Мы попробуем работать со студентами и с инициативными дизайнерами, которые хотят нам помочь.

— Когда студия Лебедева занималась дизайн-кодами, они разработали пособия по оформлению фасадов зданий. Вы будете создавать что-то подобное для Екатеринбурга?

— Если мы говорим о том, как должен выглядеть паспорт фасада, то это одна история. Эти правила давно утверждены в администрации. Их разработали не мы, а другие люди. Но проблема в том, что эти правила никто не соблюдает, потому что у нас в городе нет регулирующего органа, который бы мог прийти и сказать: «Вывеска на вашем магазине не соответствует дизайн-коду. У вас историческое здание, или вы находитесь в историческом центре. Будьте добры, поменяйте в течение месяца». Но тем не менее сам документ есть.

Мы сами себе хранители стиля и представляем, как всё должно визуально выглядеть, чтобы одно с другим сочеталось.

Мы никаких пособий не делаем. Мы сами себе хранители стиля и представляем, как всё должно визуально выглядеть, чтобы одно с другим сочеталось. Когда у нас проект естественным путём будет подходить к финальной точке, мы сделаем руководство, которое администрация подпишет — и будет требовать соответствия этому документу от всех подрядчиков, изготовителей.

Сейчас администрация подписывает только проектные документы. Например, подрядчики делают навигацию в городе. За год в Екатеринбурге внедряется до пяти навигационных стел. Есть подрядчик, который выиграл на эту работу конкурс, мы ему выдаём техзадание: как должна выглядеть эта стела, из каких материалов, какой у неё конструктив. Он этого придерживается. Пока только так. Но в дальнейшем мы разработаем единый большой документ, который будет описывать всю систему дизайн-кода Екатеринбурга.

— Какому городу в России нужен дизайн-код на ваш взгляд?

— У всех городов должен быть дизайн-код. В первую очередь это миллионники и города с туристическим потенциалом, потому что это лицо не только города, но и всей страны. Если говорить про туристическую навигацию, то с ней всё плохо. За исключением Екатеринбурга, Казани, Санкт-Петербурга и Москвы, везде устанавливают единые указатели, которые рекомендовало Министерство туризма. И они сделаны максимально ужасно. Я могу подобрать любые негативные эпитеты, но это даже на десятую часть не отразит того кошмара, который сейчас внедряют по всей стране.

Мы недооцениваем дизайн-код. Если у городов будут интересные и оригинальные дизайн-решения среды, то люди с удовольствием будут покупать сувениры с этой графикой.

Тут нужно подходить очень грамотно. Во многих странах дизайн-код города ― это не только про удобство для туристов, это ещё и про коммерческий потенциал. Например, как с изображением пешехода на немецких светофорах — это очень известная история, которая тиражируется в сувенирах.

Мы недооцениваем дизайн-код. Если у городов будут интересные и оригинальные дизайн решения среды, то люди с удовольствием станут покупать сувениры с этой графикой. Например, дорожные люки Екатеринбурга уже перекочевали на футболки, которые с удовольствием покупаются и жителями, и гостями города. Кстати, это то, над чем мы сейчас работаем: хотим создать мерч для Екатеринбурга, построенный исключительно на визуальных работах, которые мы сделали в рамках дизайн-кода.

Каким конкретно городам нужен дизайн-код? Всем ― звучит наивно, но это так. Тем более это важно для городов с большой историей — например, таких, как Суздаль. Историю можно и нужно подчёркивать. Дизайн-код должен вливаться в единую концепцию.

Курс

Профессия Графический дизайнер

Вы узнаете, как создавать айдентику бренда в вебе и для печати. Научитесь работать в Illustrator, Photoshop, InDesign и Figma. Добавите в портфолио плакаты, логотипы, дизайн мерча и другие сильные проекты. Начнёте карьеру в студии или на фрилансе.

Узнать про курс

Учись бесплатно:
вебинары по программированию, маркетингу и дизайну.

Участвовать
Обучение: Профессия Графический дизайнер Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована