История одного дизайна. «Диптих Мэрилин» Энди Уорхола
Поп-арт во всей красе.
Изображение: Энди Уорхол «Диптих Мэрилин» / Wikimedia Commons
В рубрике «История одного дизайна» мы рассказываем о выдающихся объектах дизайна — о предпосылках их создания, значении и влиянии на развитие визуальной культуры.
Энди Уорхол сделал поп-арт главным направлением в художественной культуре Запада в шестидесятых. В своих работах он смог объединить высокое искусство и любовь к миру товарно-денежных отношений, рекламы и дизайна, а также стёр границы между массовым потреблением и элитарным осмыслением, коммерцией и душой.
«Диптих Мэрилин» сформировал фирменный стиль Уорхола, стал тиражируемым приёмом и выразил настроение эпохи.
Предпосылки
9 июля 1962 года на небольшой персональной выставке Энди Уорхол представил картину, на которой в качестве объекта запечатлел обыденный предмет — банку супа «Кэмпбелл», которая прежде никогда не удостаивалась внимания живописцев. Художник нарисовал 32 почти одинаковые банки — именно столько разновидностей супа было на рынке.
Изображение супа «Кэмпбелл» — быстрой и дешёвой американской еды — стало квинтэссенцией идеи поп-арта. Критики были возмущены: где искусство и работа автора? Банки, да ещё и отпечатанные полумеханическим способом, казались издёвкой над самой идеей творчества.
Когда Уорхол создавал свою банку, его друг и соратник по цеху поп-артист Рой Лихтенштейн тоже искал индивидуальный художественный приём. Он придумал изображать женские лица и фигурки мультипликационных героев в упрощённом стиле комиксов. Это, несомненно, повлияло на следующее открытие Уорхола.
Создание
Через месяц месяцев после того, как Уорхол представил миру свои «Банки супа „Кэмпбелл“», мир облетела новость о смерти Мэрилин Монро. Это вдохновило художника на создание важнейшей работы в карьере.
«Диптих Мэрилин» был создан с помощью фотографии к фильму «Ниагара», где Монро сыграла главную роль. Именно там актриса впервые появилась в образе сексапильной блондинки, который принёс ей славу и любовь миллионов.
Энди Уорхол убрал с фото мелкие детали, максимально добавил контраст и сделал портрет приближенным к комиксу. Затем с помощью трафаретной печати нанёс на огромный холст (два на три метра) пятьдесят одинаковых изображений актрисы. Правую часть он оставил чёрно-белой, с видимыми техническими огрехами. Левую раскрасил: на оранжевом фоне выделил ядовито-жёлтые волосы, лицо сделал фиолетовым, с красными губами и синими тенями на веках.
Смысл
Мэрилин Монро на картине переставала быть личностью, погибшей актрисой трагической судьбы — она превращалась в обезличенный рекламный штамп. Энди Уорхол показывал не человека, а символ массовой культуры, подобный банкам супа.
Своим произведением автор бросал вызов культуре модернизма. Раньше картина ценилась за мазки кистью, которые наносил художник, — Уорхол противопоставил этому бездушное штампование и тиражирование. Впоследствии для создания работ он стал применять метод шелкографии: изображение отпечатывалось с помощью трафарета на ткани. Кроме того, Уорхол делал большое количество копий своих произведений — это тоже был его метод.
«Диптих Мэрилин» многослоен — с одной стороны, его можно рассматривать как пародию на массовую культуру, печальный взгляд творца на то, во что превратились арт-ценности. С другой — это отражение реальности, в которой жили американцы в шестидесятых: коммерциализированной, тиражируемой. Уорхол увидел в ней особую красоту.
Влияние
После «Диптиха» художник создал огромное количество портретов Монро разных форматов. Он также взялся за других «поп-героев» того времени: Мао Цзедуна, Майкла Джексона, Лайзу Миннелли, Элизабет Тэйлор.
Сегодня самую узнаваемую картину Уорхола широко используют в дизайне всех направлений. Рисунок повторяют на посуде, одежде, обоях, аксессуарах. Производители LEGO даже выпустили конструктор, посвящённый картине.
Принт с Монро неоднократно использовали в разных коллекциях одежды. В 1991 году Джанни Версаче представил инкрустированное драгоценными камнями платье с изображением Мэрилин Уорхола. В коллекции были также туфли, сумочка, костюм с шортами и мини — с лицом актрисы.
В 2009 году Nike выпустила модель кроссовок Air Max с уорхоловской Монро. В 2016 году Converse и фонд художника создали концептуальную линейку кед с этим портретом.
Графичный и яркий образ Мэрилин — излюбленный сюжет в стрит-арте. Джефф Циммерман нарисовал на фасаде института искусств в Чикаго уорхолловскую Монро. Летом 2021 года уличный портрет актрисы появился в Дзержинске.
Образ также используется в сатирических работах в качестве культурного штампа. Например, современный американский художник Jay-C добавил портретам актуальные сейчас медицинские маски.