Дизайн
#Интервью

«Кидайте себя в ситуации, где ничего не понятно, но очень интересно, — там и есть рост»

Дизайнер Ирина Усманова о работе над паттернами, поиске новых идей и о том, что помогает расти в профессии.

Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

Ирина Усманова

Художница и дизайнер из Челябинска. Она создаёт фирменный стиль и паттерны для детского текстиля, сотрудничает с брендами из разных стран. В её портфолио десятки проектов, которые узнаются по уютным, добрым сюжетам, сдержанной эстетике, акварельной технике, внимательности к деталям.

Поговорили с Ириной о формировании авторского стиля, об особенностях работы с маленькими брендами, источниках вдохновения и о том, почему нельзя откладывать свои идеи в долгий ящик.

О начале работы

— С чего началась ваша работа с визуалом?

— По первому образованию я фотограф, а по второму — художник декоративно-прикладного искусства. Фотография научила меня видеть композицию, обращать внимание на свет, цвет и детали, а декоративно-прикладное искусство — работать с материалами, мыслить нестандартно, помогло полюбить акварель и все аналоговые техники.

— Какие были важные этапы в работе?

— После окончания учёбы я устроилась работать в багетную мастерскую художником и параллельно создала группу во «ВКонтакте». Так я проработала несколько лет и когда почувствовала, что могу заниматься только своим делом, уволилась.

Фото: личный архив Ирины Усмановой

Полностью на фрилансе я около 5–6 лет. Главный плюс ― не нужно сидеть в офисе с девяти до шести, для меня это было, пожалуй, самое мучительное. Из минусов ― постоянная борьба с прокрастинацией и страх, что больше не будет заказов.

С прокрастинацией иногда получается справляться. Наверное, тут у каждого свои триггеры. У меня она начинается, когда я даю мозгу право выбрать, чем нам заняться сегодня, и обычно он выбирает полистать Pinterest или Reels.

Мои правила:

Чёткое расписание дня (это, правда, не всегда получается), разделить большие задачи на маленькие и использовать таймер для работы. Таймер также поможет отследить, сколько времени у вас занимает определённая задача. Я использую Move On. Работаю обычно по 25 минут, и пять минут перерыв.

Со страхом отсутствия заказов справляюсь с помощью диверсификации доходов. Простыми словами ― получаю деньги из нескольких источников, чтобы минимизировать риски, если один из них пропадёт. Сейчас у меня стоки и заказы, а в этом году хочу запустить свой продукт для Procreate.

— У ваших работ узнаваемый стиль, как он сложился?

— Когда я начала заниматься коммерческой иллюстрацией, видела, что у многих есть свой стиль. Но я не стремилась к этому целенаправленно, мне просто нравилось создавать иллюстрацию, которая решит задачу клиента, и получать от этого доход (я не любитель рисовать просто для себя в стол). Сама сфера, в которой я работаю, — принты для детского текстиля — постепенно формировала мой стиль.

Буквально только в прошлом году я почувствовала, что начала нащупывать интересные мне цвета, композиции, детали. Мне близки темы, связанные с природой. Я живу на Урале среди гор, озёр и мхов — это не могло не сказаться на творчестве. Моя любимая серия с зайцами во многом отражает то, что я хочу и люблю рисовать. Мне нравится создавать такой волшебный и причудливый мир из животных, растений, добавлять много мелких и иногда неожиданных деталей.

Изображение: личный архив Ирины Усмановой

Узнаваемый стиль складывается не просто из умения рисовать, это наш внутренний багаж, опыт, эмоции, которые льются наружу, через иллюстрацию.

Всегда важно обращаться к себе, особенно хорошо вспоминать время, когда ты был ребёнком. Что нравилось, что вызывало восторг (цвета, персонажи, истории), на что ты смотрел с интересом и не мог оторвать глаз?

Изображение: личный архив Ирины Усмановой

О направлениях работы

— Сейчас вы в основном работаете над фирменным стилем и созданием паттернов для тканей. Почему выбрали именно эти направления?

— Я всегда любила бренды, и тут речь даже не про обладание ими, а про какой-то внутренний мой восторг от истории создания, от визуальной концепции, от процесса развития и становления бренда. Мне всегда казалось это каким-то космосом. И в прошлом году, когда я поняла, что устала заниматься только иллюстрацией, мне захотелось чего-то нового от своей работы.

В «Инстаграме»* мне часто попадались дизайнеры фирменного стиля, я долгое время наблюдала, приглядывалась и решила пройти такое обучение. На курс по фирстилю я шла с небольшой долей сомнения, думала о том, что мне может не понравиться или что это не то, чем я хочу заниматься. Но я себя убедила, что это будет ценный опыт, который поможет мне по-другому взглянуть на мой процесс работы.

На курсе у нас было четыре реальных бренда, для которых мы разрабатывали фирменный стиль. Я стала одним из победителей этого потока, и мой проект заказчик выбрал для реализации.

Изображение: личный архив Ирины Усмановой

— Как вы пришли к паттернам? В чём особенность работы над такими проектами?

— Любовь к паттернам началась с работы на стоках. Изначально я создавала только отдельные элементы на продажу и вскоре увидела, что можно собирать из них такие узоры. Я стала изучать этот вопрос, посмотрела уроки на YouTube, подглядела, как делают зарубежные коллеги, и выбрала для себя наиболее удобный способ.

Мне, как и любому иллюстратору, всегда приятно видеть свои работы на физических носителях. Именно паттерны нас окружают просто повсюду: текстиль, обои, предметы быта, одежда, элементы дизайна, книги и так далее. Это одно из самых востребованных направлений в иллюстрации, на мой взгляд.

Изображение: личный архив Ирины Усмановой

При работе над паттернами важно учитывать требования к последующей печати. Например, сейчас я рисую паттерн для клиентов из Шри-Ланки, и они будут наносить принт в технике шелкографии. Здесь стоит учитывать количество элементов, их размеры, количество цветов. Но всему учишься в процессе, нельзя узнать это всё до. Задаёшь вопросы клиенту, смотришь требования у разных мастерских.

О проектах

— Расскажите о знаковых для вас проектах, может, какие-то из них были особенно вдохновляющими, личными?

— Один из любимых проектов ― паттерны для детских йога-ковриков YogaMagic из Дубая. Это были два принта на тему дня и ночи. Обожаю этот солнечный и атмосферный проект!

Фото: @yogamagic.me / «Инстаграм»*

Люблю рисовать для детского текстиля, такие заказы всегда меня расслабляют. Один из проектов прошлого года ― паттерны для канадского магазина Ploom Baby. Принт с выдрами очень понравился аудитории бренда, и одежду быстро раскупили.

Изображение: Arya& Mo

Для Arya&Mo из Новой Зеландии я уже больше года создаю все паттерны постельного белья и пижам. У заказчицы получилось создать минималистичный бренд с особой эстетикой. Что я люблю в таких небольших компаниях, так это то, что ты напрямую общаешься с основателем, проникаешься его идеей и видением.

Изображение: Arya& Mo

— Какие ещё направления вам интересны?

— Сейчас я всё больше погружаюсь в дизайн. Мне нравится, что он внёс много изменений во всю мою работу и жизнь в целом. Я становлюсь более внимательной к деталям. Создавая что-то, я учусь черпать вдохновение не только на Pinterest, но и в реальной жизни. Музеи, театры, кино, книги — всё стало жутко интересно.

Я пока пробую и ищу то, что мне нравится. Наблюдаю за крупными дизайн-студиями, как они подходят к разработке фирменного стиля, и понимаю, что мне ещё многое нужно узнать. Научиться делать не просто красиво, а работать более глубоко со смыслами. В перспективе новые обучения.

Сейчас я прохожу курсы, связанные именно с дизайном. Покупаю небольшие уроки, чтобы точечно проработать тему, которая мне непонятна.

Я только в прошлом году поняла, насколько быстро можно стартануть или выйти на новый уровень в профессии, пройдя курсы по интересующей теме. До этого я думала, что всю нужную информацию могу найти в Google. Курсы же помогают выстроить систему в голове, тебе не приходится тратить время, чтобы разную информацию собрать и структурировать.

— Отслеживаете тренды в дизайне?

— Целенаправленно тренды не отслеживаю, но наблюдаю одним глазком, что происходит. Запоминаю детали, которые мне откликнулись, и думаю, как это можно применить.

Изображение: личный архив Ирины Усмановой

— Вы решились сотрудничать с зарубежными заказчиками, не владея иностранным языком. Как вам дался этот опыт?

— Я обычно очень быстро решаюсь попробовать что-то новое в работе. Увидела комментарий или видео, где человек рассказывал, что можно сотрудничать с иностранными заказчиками и без знания языка. В этот же день я зарегистрировалась на бирже и через неделю уже выполняла заказы для клиентов из других стран.

От идеи до первого шага у меня проходит очень мало времени. Если вам что-то хочется попробовать, просто сделайте это сейчас. Потом вы или забудете об этом, или внутри уже всё потухнет, и не будет того яркого порыва, который может поддерживать вас на первоначальном этапе, пока ещё не виден результат.

Я работала с иностранцами, используя переводчик «Яндекса» или Deeply. Сейчас стараюсь делать это меньше. Это, кстати, и была одна из причин попробовать поработать с зарубежными заказчиками: мне хотелось подтянуть слабые школьные знания английского, и поэтому я решила забросить себя в ситуацию, где его изучение будет просто необходимо.

Сейчас я работаю с несколькими постоянными заказчиками из разных стран. Биржи пока на паузе, так как возникли определённые сложности, если ты работаешь из России. В нынешних реалиях сотрудничать с зарубежными клиентами стало труднее, но всё равно возможно. Тут, как и всегда, решает ваше непреодолимое желание этим заниматься. Кидайте себя в ситуации, где вам ничего не понятно, но очень интересно, — там и есть рост.

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!


* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Фейсбук и Инстаграм на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».

Научитесь: Профессия Коммерческий иллюстратор Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована