Дизайн
#Интервью

Пластмассовый мир не победит: артхаус в коммерческой фотографии

Поговорили с фотографом и арт-директором Маргаритой Смагиной о работе с плёночной фотографией, зине «Слои» и её модной коллекции одежды для Befree.

Иллюстрация: Аня Макарова для Skillbox Media

Маргарита Смагина — фешен-фотограф с узнаваемым почерком, обширным портфолио и опытом работы от коммерческих съёмок для брендов и специальных проектов для медиа до авторских экспериментов и проектной фотографии. В декабре 2022 года вышла капсульная коллекция, которую она разрабатывала в коллаборации с Befree.

Мы встретились с Маргаритой и обсудили, что её вдохновляет, как сочетать авторскую фотографию с коммерческой и чем ей запомнилась работа над собственной коллекцией.

Маргарита рассказала:


Маргарита Смагина

Фотограф, преподаватель, занимается фешен-фотографией и авторскими проектами. Делает съёмки для журналов и онлайн-медиа, а также лукбуки коллекций и рекламные кампании для брендов. Сотрудничала с Fucking Young, Paper Magazine, Esquire, The Blueprint, Buro 24/7, Afisha Daily.

— Как бы ты охарактеризовала свой стиль?

— Я стараюсь не привязываться к одному стилю, фотография мне интересна как медиум, разные её воплощения. У меня нет какой-то стабильной, одинаковой картинки, она постоянно меняется.

В первую очередь меня интересуют пограничные состояния, нравится составлять истории, в которых я исследую путешествия внутрь себя, в тёмные стороны своего сознания.

Я выстраиваю такое повествование, чтобы зритель мог погрузиться в определённое состояние, в какой-то мир.

Я стараюсь смотреть на всё как будто в первый раз, чтобы взгляд не замыливался и чтобы не обесценивать то, что меня окружает. Даже если кажется, что недостаточно сюжетов и ничего не происходит, на самом деле всё происходит, просто надо уметь обращать на это внимание.

Проект «Подростки»
Фото: Маргарита Смагина
Проект «Подростки»
Фото: Маргарита Смагина
Проект «Подростки»
Фото: Маргарита Смагина

Сейчас я работаю так: не обозначаю сразу рамки проекта, а просто его делаю. И уже в процессе работы начинаю находить то, о чём он. Когда ты ставишь рамки, в итоге не всегда получается то, что планировал. Наступает некое разочарование.

Постоянная тренировка внимания, постоянное фотографирование ведут меня к сюжетам, смыслам, которые, правда, все об одном ― о каком-то упадке. Причём эта тренировка распространяется на все сферы жизни, не только на фотографию. И в обыденности, и даже в критических ситуациях начинаешь подмечать некоторые положительные моменты.

Проект Between Two
Изображение: Маргарита Смагина

И когда я говорю про упадок, это не про состояние минуса. Это скорее про какое-то увядание ― более точное слово.

Есть весна, а есть осень, я ― про осень, если в двух словах.

Всё это распространяется и на коммерческую фотографию: те проекты, на которые меня зовут, как-то сочетаются с моим подходом.

— Как тебе удаётся сохранять этот авторский подход в коммерческой съёмке? Что тебя вдохновляет?

— Скажу сразу про авторскую фотографию. Я стараюсь снимать каждый день — вводить фотографическую практику в бытовые ситуации, чтобы камера всегда была под рукой.

Фотографии из Таиланда
Фото: Маргарита Смагина

Мы сейчас уехали в Таиланд, и часть моих вещей осталась в Питере на складе. Сегодня я посмотрела на количество камер, которые у меня с собой, и их оказалось семь. Я люблю покупать и продавать камеры, нравится изучать форматы и работать с разным качеством картинки.

На большой аппарат довольно тяжело заставить себя снимать, поэтому у меня есть маленькие плёночные, на которые я фотографирую в течение дня. Самое главное в этой практике ― не ждать результата сразу и не ждать от каждой картинки чего-то гениального.

Меня вдохновляет проектная фотография. В Питере была возможность еженедельно приходить в студию — сейчас она называется Medium Education, a раньше называлась Студией Гая Йоханссона — и смотреть книги: как они построены, какая тема выбрана, или просто любоваться, как красиво сделана картинка. Сейчас я смотрю листалки на YouTube: две-три книги в неделю, читаю про автора, изучаю разные материалы.

Simulacrum
Изображение: Маргарита Смагина

Раньше в коммерческой фотографии я много использовала Pinterest, оттуда подтягивала какие-то примеры, которые потом показывала заказчику. Теперь этого не делаю, потому что часто ты открываешь коммерческие съёмки и уже видишь, какие референсы лежат в основе. Я стараюсь использовать больше изображений произведений искусства — картин, скульптуры, перформансов — как основу. Или просто объясняю на словах и прикрепляю примеры с чётким указанием, куда смотреть: на цвет, свет или локацию.

Если просто копировать картинку, то она будет узнаваться всеми, это тупиковый сценарий. Единственный вариант, как мне кажется, ― быть пластичным. В последнее время основное моё вдохновение ― это проектные книги и бэкстейджи разных старых съёмок типа Jil Sander 2006 года.

Проект Blues
Фото: Маргарита Смагина

— А как зародилась идея твоего зина «Слои» и почему именно он лёг в основу коллекции для Befree?

— У меня есть коробка, в которой килограммы моих распечатанных фотографий и вырезок из них. Печать очень плохая, струйная. Они часто представляют собой маленькие части большого изображения. Мне стало интересно, чем может стать этот пиксельный фрагмент, который вырван из контекста, — по сути, он становится совсем другим изображением, не тем, чем был. Я начала всё собирать, сделала макет. У меня были разные записи, сделанные моей рукой, которые хорошо туда ложились.

Зин «Слои»
Изображение: Маргарита Смагина
Зин «Слои»
Изображение: Маргарита Смагина

Когда я посмотрела на общую массу материала, то поняла, что там нет ни одного реального сюжета, как фрагменты, вырванные из контекста, из которых составлен новый пазл. Это всё ― про землю, про воздух, про материи и про то, что одно перетекает в другое, что всё является частью одной общей системы.

Я делала зин, но у меня не было на него никаких особых планов. Я собрала и сшила макет, а потом его отсканировала — так появился дополнительный слой. Напечатала эти сканы струйной печатью: некоторые фотографии в развороте получились даже разного цвета — одна страница одного цвета, а следующая ― другого. Я даже не делала тираж — выложила в «Инстаграм»* и всё.

Зин «Слои»
Изображение: Маргарита Смагина

Когда мы начали общаться с Befree, я выслала им материал, но он был разрозненный. В процессе обсуждения мы поняли, что коллекция должна опираться на законченный проект. Я отправила всё, что у меня было, и зин «Слои» — все эти разобщённые фактуры и надписи моей рукой — очень классно встроился в дизайн одежды. И таким образом появился ещё один дополнительный слой.

Мне понравилась идея того, как малое становится частью большого. Мы взяли это за основу как коллекции, так и съёмки для неё.

— Эти фотографии для «Слоёв» сняты на плёнку?

— Мне кажется, там и цифра, и плёнка. Часть фотографий сделана в 2015–2016 годах. Но так как они были несколько раз напечатаны и отсканированы, разница потерялась. На некоторых изображениях даже начала появляться фактура бумаги, стало видно, как наложена краска. Она смешивается с изображением, и проявляются абсолютно новые структуры.

Зин «Слои»
Изображение: Маргарита Смагина

Вообще, если бы плёнка не была такой дорогой и такой «запарной» в дальнейшем… Я сама сканирую дома, и мне хочется, чтобы были отсканированы все кадры, даже те, что мне не нравятся: возможно, они мне понравятся потом. Поэтому процесс занимает очень много времени. Но меня очень этот процесс сканирования увлекает ― я полностью контролирую цвет, качество, размер, могу что-то сделать с негативом — например, рисую на нём. Всё это даёт пространство для работы с материалом.

Я люблю снимать на плёнку: у меня есть и зеркальные фотоаппараты, и мыльницы плёночные. Сейчас я купила какую-то непонятную «половинчатую» камеру, которая делает не 36 кадров, а 72 — снимает по полкадра.

Мне нравится долго работать с плёнкой, а потом перейти на цифру. Ты думаешь: «Боже мой, какая картинка! Какое всё прозрачное, чёткое». Поснимаешь, потом надоест, возвращаешься к плёнке и думаешь: «Боже мой, какой цвет!»

— А коммерческие заказчики приходят за плёночной фотографией?

— Долгое время коммерческие съёмки я делала на цифру, но сейчас много проектов снимается и на плёнку. Например, прошлой зимой мы делали с Blueprint спецпроект для Adidas — фотографировали танцоров вог-дома House of Bonchinche. Нужно было снять их в движении, в танце. Было очень круто, я люблю эту съёмку, она очень энергичная. На плёнку было снято довольно много проектов, но здесь выбор был целенаправленным — заказчик хотел плёночный эффект.

Съёмка House of Bonchinche
Изображение: Маргарита Смагина / официальная страница The House of Bonchinche во «ВКонтакте»
Съёмка House of Bonchinche
Фото: Маргарита Смагина / официальная страница The House of Bonchinche во «ВКонтакте»
Съёмка для SHI-SHI
Фото: Маргарита Смагина / SHI-SHI
Съёмка для SHI-SHI
Фото: Маргарита Смагина / SHI-SHI

— Перед тем как начать коллекцию с Befree, ты уже была с ними знакома, верно?

— Я с ними сотрудничала несколько лет как приглашённый фотограф, а потом Лима Липа, с которой я работала на проектах в «Собаке», стала арт-директором Befree — она отвечает именно за коллаборации. Я помню, как скинула ей коллекцию Études в коллаборации с Роем Этриджем, где на рубашке были фотографии пейзажей, чего-то максимально отстранённого, и сказала: «У меня тоже такие фотки есть, давайте что‑нибудь сделаем».

Проект «Летний альбом»
Фото: Маргарита Смагина

После этого прошло время, в Befree начали проект коллабораций с разными современными художниками и позвали меня тоже сделать коллекцию. Начался очень долгий процесс: около года совещаний, выбора картинок, утверждения дизайна. Я, как душный заказчик, прикапывалась к каждому моменту, но в итоге довольна результатом.

Когда я увидела вещи вживую, подумала, что они выглядят лучше, чем я представляла.

— Ты много работала с миром моды как фотограф, а как строилась ваша работа, когда ты сама — дизайнер одежды?

— Я общалась, по сути, только с одним человеком из команды Befree — Лимой. Отправила ей фотографии, мы собрали мудборд по использованию изображений в одежде и всё это передали дизайнерам.

Съёмка коллекции Befree x Smagina, 2022 год
Фото: Маргарита Смагина / Befree

Они начали выдумывать и выслали первые варианты. Мне не понравилось ничего, кроме рубашек. И тогда мы поняли, что надо делать коллекцию, где одежда будет отчасти про меня: это странно — делать вещи, которые я сама не стану носить, но на которых будут мои изображения.

Я предпочитаю в основном только базовое: лонгсливы, джинсы, футболки — что-то максимально удобное, не очень вычурное. Поэтому мы решили сделать худи, брючный костюм, и чтобы всё было оверсайз. Но изображение не просто напечатать на ткани — оно должно стать допобъектом на одежде. А нашивки и заметные стежки ― придавать лёгкую небрежность.

Съёмка коллекции Befree x Smagina, 2022 год
Фото: Маргарита Смагина / Befree

Мне было несложно смотреть и говорить: «Это нет», «Это да», «Это надо переделать». Оказалось, что многие идеи, которые мы планировали изначально, — не работают. Например, какое-то изображение не так растянулось на груди или некоторые стежки выглядели очень плохо. Приходилось переделывать в процессе.

— Расскажи о нескольких вещах из коллекции — могли бы они стать постоянной частью твоего гардероба?

— Какие-то вещи, типа футболки с котиком, которую я очень люблю, вообще не планировались. Когда мне прислали с производства очередной пакет с вещами, я так обрадовалась, что этот котик может быть на футболке — такой котёнок миленький, в сердечке. Это было решение дизайнера — мне кажется, суперкрутая футболка.

Съёмка коллекции Befree x Smagina, 2022 год
Фото: Маргарита Смагина / Befree

Абсолютно все вещи могли бы быть частью моего гардероба. Всё очень лаконично ― кофты, футболки, худи, и из этой одежды можно собрать много луков. Брючный костюм всегда актуален, на нём нашивочка с отсканированной рукой, и он супероверсайз — мне кажется, подойдёт каждому человеку.

Например, девочка, которая изображена на нашивке худи, очень миниатюрная. Она долго искала худи размера S. Ей настолько понравилась наша, что она купила себе ещё одну, купила сестре, всем купила эту худи. Говорит: «Это просто невероятная вещь, я из неё не вылезаю». Она комфортная, сделана из нормальной ткани, не такой, которая колом стоит. Я вообще была очень рада, что всё сделано из нормальных тканей.

Съёмка коллекции Befree x Smagina, 2022 год
Фото: Маргарита Смагина / Befree

Сейчас я уехала из Питера, и там осталась часть вещей из коллекции, они лежат, ждут меня.

— Как ты участвовала в разработке концепции съёмки коллекции?

— Съёмку я делала сама. Хотели пригласить другого фотографа, но я сказала, что лучше знаю, как это снять. Понимание появилось, ещё когда мы только работали над коллекцией: снимать надо на локации, без сет-дизайна и декораций. Просто — человек и природа, а кампания — про человека в природе, про то, что он является её частью.

Съёмка коллекции Befree x Smagina, 2022 год
Фото: Маргарита Смагина / Befree

К тому моменту наша команда была уже в разных точках мира, и потому начали искать место, куда все могут приехать. Сначала рассматривали Грузию, но, когда утвердили героиню, Ульяну Добровскую, решили перенести съёмку в Армению. Я предложила также Настю Шевцову, бывшую балерину, — она сейчас диджеит в Париже и занимается арт-дирекшеном. Конечно, в Befree хотели, чтобы модели были неупаднические, «пышущие здоровьем». Но мы нашли компромисс.

Ещё у нас появилась третья героиня — модель из агентства. С ней мы решили сделать более коммерческие фотографии для каталога, на которых хорошо видно одежду. А с Настей и Ульяной — что-то более атмосферное про настроение коллекции.

Съёмка коллекции Befree x Smagina, 2022 год
Фото: Маргарита Смагина / Befree

Концепция съёмки вырисовывалась по пути. Сначала мы говорили про одну героиню, потом про двух, а в конце их уже три. И ты не знаешь, на что опираться, о чём эта история. Но потом я для себя как-то оформила всё в голове: у Бергмана есть фильм «Персоны», и когда я посмотрела локации в Армении, то подумала, что одна из них похожа на то место — там домик у озера и две женщины, которые вынужденно находятся вместе.

Но в итоге показать историю про взаимоотношения двух условно незнакомых девушек не получилось. Есть тайминг, есть световой день, который заканчивается. Есть дом, в который не затащить оборудование. То есть ряд вещей, которые неподконтрольны. Поэтому основная идея осталась первоначальной — более абстрактной, про человека в природе и про природу человека.

Съёмка коллекции Befree x Smagina, 2022 год
Фото: Маргарита Смагина / Befree
Съёмка коллекции Befree x Smagina, 2022 год
Фото: Маргарита Смагина / Befree
Съёмка коллекции Befree x Smagina, 2022 год
Фото: Маргарита Смагина / Befree

— Если брать твой прошлый опыт с крупными компаниями и брендами — какую съёмку ты считаешь самой классной?

— Вот эта съёмка была классная, в целом. Хотя, конечно, мне не хватило времени на мои творческие задачи. Классная локация, классные героини, хотелось бы снимать больше. Но отделяю коммерцию и решение чужих задач от творчества, решения своих. Надо их не путать.

Меня радуют все коммерческие съёмки, что у меня были в последние несколько лет. Например, мы делали новогоднюю съёмку, идеей для которой стал салат оливье. У нас было креативное окрашивание шести (как буковок в названии) моделей, каждая из которых была ингредиентом ― колбаской, огурчиком, горошком. Мы снимали всё в квартире, девочки готовили оливье, это было очень весело.

Был классный проект с Buro 24/7 для LG c обычными людьми, не моделями. Съёмка была полностью на фишай, чтобы лучше передать округлость пылесоса. Он не фигурировал, были только герои и сюрреалистичный сет-дизайн.

Новогодняя съёмка «Оливье»
Фото: Маргарита Смагина
Съёмка для Buro 24/7
Фото: Маргарита Смагина / Buro 24/7

— Что дальше: думаешь ли ты о других коллаборациях?

— Я планирую перебираться в Берлин, развиваться там. Мне нравится заниматься и коммерческой фотографией, и своей авторской практикой, балансировать между ними. Но в конечной точке мне бы хотелось уйти от первой и заниматься фотокнигами, проектами, выставками. Ещё планирую писать в издания, хочу коллаборироваться с изданиями. Я понимаю, что это тоже очень сложный процесс, в котором ты меньше фотографируешь, а больше занимаешься продвижением. Для себя я вижу, что Берлин ― это то место, где я смогу найти применение своим навыкам.

Черновик нового проекта
Изображение: Маргарита Смагина
Черновик нового проекта
Изображение: Маргарита Смагина

— А если говорить о брендах одежды?

— Опыт с Befree произошёл, я рада, что это всё случилось. Но до конца я его не осознаю: я уехала, поэтому не видела эти вещи в магазинах, не видела рекламный ролик с моей фамилией на экране в галерее.

Видимо, из-за того, что я этот акт ещё не пережила, я и не думаю, что будет дальше. Нужно принять, что это моё, что это случилось.

И можно смотреть в сторону того, как коллаборировать с другими брендами, потому что мне очень понравилось такое бытовое применение моих фотографий. Оно народное какое-то. Это не что-то недосягаемое, а вот оно здесь, осязаемое и приносит радость другим людям. Это очень круто.


* Решением суда запрещена «деятельность компании Meta Platforms Inc. по реализации продуктов — социальных сетей Facebook и Instagram на территории Российской Федерации по основаниям осуществления экстремистской деятельности».

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована