Дизайн
#статьи

Как придумать дизайн-концепцию: техники и инструменты для поиска идей

Что такое визуальные метафоры, как помогает искусство, зачем использовать искусственный интеллект и какие есть способы развивать креативность.

Иллюстрация: Аня Макарова для Skillbox Media

Технически безупречный дизайн может решать задачи клиента. Но эффективным и эффектным чаще его делает чёткая и оригинальная концепция.

Рассказываем:


Что такое визуальные метафоры и зачем их использовать

Создание концепций в дизайне — творческий процесс, для которого нет и не может быть универсальных инструкций. Однако, как правило, профессионалы пользуются примерно одними и теми же инструментами, благодаря которым идеи превращаются в ясные и работающие решения.

Визуальные метафоры — это изображения, в которых зрители считывают и прямое значение, и отсылку к другим смыслам. К примеру, распространённая иллюстрация на упаковке детского питания: изображение матери, которая держит на руках младенца и слегка склонилась к нему. Это одновременно и просто рисунок некой женщины с ребёнком, и каноничный образ девы Марии.

Визуальные метафоры могут быть конвенциональными, то есть знакомыми и привычными, и неконвенциональными — незнакомыми, неожиданными.

С первыми мы имеем дело каждый день: например, это иконки на рабочем столе, на сайтах и в приложениях. Личный кабинет обозначают как дом, а хранилище для файлов — как папку.

Но в рекламе и логотипах метафоры обычно неконвенциональные, потому что их задача — привлечь, удивить и удержать внимание.

Тонкая метафора в дизайне обложки. Книга называется «Моя мать, моя дочь»
Фото: Joanna Tyborowska / Behance

Как используют метафоры в дизайне

Метафоры и отсылки задают контекст, привлекают внимание, хорошо запоминаются. Они помогают показать неожиданные связи и ёмко рассказать историю предмета.

Есть несколько базовых способов создать сильный визуальный образ:

1. Изобразить объекты рядом.

Когда человек видит такое расположение элементов, он неизбежно начинает сравнивать их, искать общие признаки и отличия.

«Неправильное» отражение автомобиля показывает, для какого образа жизни он мог бы подойти
Изображение: Peugeot / дизайн агентства Proximity Worldwide

2. Заменить один объект или элемент другим.

Этот другой компонент может быть из иного контекста и обладать иной «физикой».

Шарики карамели заменяют приятно хлопающие элементы в детской игрушке pop-it. Так изображение передаёт идею, что конфеты такие же притягательные
Изображение: Chupa Chups / дизайн агентства Setters

3. Соединить разные объекты в одной форме.

Упаковка кофе в виде традиционной кофейни
Изображение: Studio Ingrid Picanyol / Behance
Имиджевые дизайн-макеты для бренда сельскохозяйственной химии
Изображение: Syngenta / дизайн агентства Voskhod

4. Визуально придать одному объекту свойства другого.

Таким свойством «другого» может быть динамика, цвет, форма или текстура.

Изображение мягких игрушек-тюленят на подошве даёт понять, что в кроссовках должно быть очень удобно
Изображение: Media.Work Studio / Behance

Если неживому объекту или продукту придают свойства живого, то это олицетворение: в дизайне такой приём делает продукт или бренд более «человечным», дружелюбным, близким аудитории.

Набор из трёх видов кофейных зёрен с разными оттенками вкуса и с нотами фруктов. Пляшущие апельсин, яблоко и лимон намекают, что продукт принесёт хорошее настроение и даст энергию
Изображение: Lung-Hao Chiang / Behance

Где находить идеи

Чтобы создавать концепции с эффектными идеями, дизайнеры нередко «крадут как художники»: вдохновляются чужим творчеством, переосмысливают его или делают отсылки к культурным явлениям, значимым событиям, социальной повестке.

В искусстве

Искусство часто становится источником дизайнерских идей. В рекламных креативах используют фрагменты известных картин или скульптур, цитируют популярные образы.

Вдохновением для айдентики СПИД.Центра послужило «Купание красного коня» Петрова-Водкина
Изображение: Shuka Design / Mary Yudina / Ivan Velichko / Ekaterina Sedunova / Behance

Из объектов искусства можно «забирать» знаковые сюжеты, обыгрывать художественные приёмы живописцев или даже использовать изображения в дизайне. Только всегда важно проверять, что лицензии на изображения позволяют использовать их в коммерческих проектах.

Фотографии произведений искусства в высоком разрешении есть на бесплатном фотостоке Artvee.

А ещё можно не напрямую заимствовать живописные полотна, а делать стилизацию под них.

Рекламная иллюстрация в стиле ар-деко
Изображение: KitchenAid / DDB

В поп-культуре, событиях и литературе

Новости, исторические факты, литература, фольклор, мифы и мемы — это всё называется прецедентными текстами. Они полезны для работы и над брендингом, и над рекламой, и над визуальными коммуникациями: их сюжеты знакомы либо большинству людей, либо отдельным социальным группам — целевой аудитории конкретного дизайна.

Ещё людей объединяют знания о медийных личностях, крупных событиях и явлениях массовой культуры — от финального эпизода долгого сериала до выступления Бейонсе. Всё это тоже может быть источником идей для дизайна и креативов.

Как правило, на актуальные события, тексты и новости делают ссылки в ситуативных рекламных кампаниях, особенно тех, которые проходят в digital. А «вечные» образы — мифы, сюжеты из классической литературы или истории — интегрируют в том числе и в дизайн, который должен работать долго: в айдентику, логотипы или в социальную рекламу.

Русалка на логотипе Starbucks: первая кофейня открылась в Сиэтле, а это портовый город. Морская тема фигурирует и в названии бренда: Starbuck — это имя моряка из романа «Моби Дик»
Изображение: Starbucks
В рекламном креативе использовали отсылку к сцене, которая произошла в телешоу о семье Кардашьян весной 2022 года: тогда зрители обнаружили, что одна из сестёр совершенно не умеет обращаться с ножом и даже резать обычный огурец. Видео об этом стало виральным. Однако через год такое концептуальное решение неактуально
Изображение: Special Group / Electric Art
Неестественная поза модели и сеточка на вижуале делает его похожей на стоковую фотографию. Такой образ из цифровой культуры знаком многим — не только фотографам и дизайнерам
Фото: Balenciaga

В новых техниках и ручном труде

Иногда средство труда и инструмент могут стать источником вдохновения. Если использовать не только Photoshop, Procreate и Adobe Illustrator, а обратиться к акварельной иллюстрации, каллиграфии или трафаретной печати, это может стать базой концепции и фишкой проекта.

Рукодельный шрифт для бренда вязаной одежды Vereja
Изображение: Елизавета Паутова / HSE University
Дизайнеры вдохновились продуктами, с которыми работали. В этом логотипе слово написано морковкой, обмакнутой в тушь
Изображение: «Логомашина»

В нейросетях

Искусственный интеллект может быть полезным co-pilot для дизайнера, особенно когда нужно визуализировать идеи, собрать варианты образов, примериться к стилям.

Алгоритмам стоит отдавать такую работу, благодаря которой собственный креативный процесс дизайнера только выиграет, а ресурсы освободятся. Например, с помощью ChatGPT можно собирать стандартную, общеизвестную информацию об объектах. В Midjourney или Kandinsky — генерировать наборы картинок на заданную тему или визуализировать совсем отвлечённые фантазии.

ИИ пока не способны создавать тонкие метафоры или закладывать неожиданные символы в композиции. Но результаты, которые они выдают, помогают человеку создавать оригинальные решения.

Несколько изображений конфет ИИ создал по промпту «одна большая карамелька в обёртке». Символы в африканском стиле предложил по запросу «создай логотип для компании, которая специализируется на помощи компаниям войти на африканский рынок и инвестировать на нём. Логотип должен быть простым, три цвета максимум, в одну линию. И он должен выражать доверие, экспертизу и совместную работу». Вероятно, в таком сыром виде эти изображения в дизайне использовать не стоит, но они вполне подходят как стимул для собственного творчества
Изображение: @Vasil Egorov / @MadSpider / Midjourney / Discord

Как развивать креативность

Даже у самых талантливых людей яркие идеи не приходят постоянным потоком. Креативность — это навык, и его можно тренировать точно так же, как умение работать с модульными сетками или способность составлять чёткие промпты для Midjourney.

Методов поиска идей для проектов множество — перечислим несколько популярных.

Мозговой штурм

Это совместное обсуждение проекта, где цель — выдать как можно больше идей на заданную тему. Они могут быть любыми, даже абсурдными и нерелевантными.

После того как идеи собраны, их оценивают и выбирают шорт-лист. Например, для этого используют NUF-тест с тремя критериями: новизна, полезность и жизнеспособность. Всё, что придумали, заносят в таблицу и оценивают по этим критериям баллами от нуля до десяти. Варианты, которые наберут больше всего голосов, рассматривают пристальнее для дальнейшей работы.

Фрирайтинг

Метод свободного письма, или фрирайтинг, — это письмо от руки без раздумий и редактуры, но с ограничением по времени. За 10–15 минут нужно изложить на бумаге буквально поток сознания.

Цель такой техники — избавиться от самоограничений и перфекционизма, чтобы прийти к нешаблонному решению.

Писать что-то без отправной точки может быть непросто, поэтому можно начать с конкретизации задачи. Автор книги «Гений внутри» Марк Леви приводит 15 таких способов. Например, предлагает написать об определённой нерешённой проблеме, письменно объяснить профессиональные термины в своей сфере или сочинить беседу с несуществующим оппонентом.

Во время свободного письменного рассуждения в голову может прийти интересный сюжет, аналогия или концепция, которая пригодится в работе.

Скетчноутинг

Ещё одна техника, которая помогает выйти за рамки линейного мышления, вводит в креативный поток и развивает способность делать интересные сопоставления.

Скетчноутинг — это письмо и рисование от руки: на листе бумаги, в скетчбуке или на доске словами, знаками и недетализированными изображениями фиксируют свои мысли и известную информацию, схематично представляют идеи или делают конспекты.

Ментальные карты

Ментальные или интеллектуальные карты — это способ визуализации процесса мышления. Благодаря им фиксируют факты, наблюдения, данные, вопросы и визуально выстраивают связи между ними.

В центре размещается главная задача, вопрос или ключевое слово. Затем добавляют ветви — основные идеи или категории, связанные с центральным объектом. Наконец, от каждой из ветвей отводят дочерние ветви с ассоциациями или подкатегориями.

Изображение: ARSbright / Shutterstock

Ментальные карты подходят для любой мыслительной деятельности. С их помощью можно подобрать к ключевому слову ассоциации первого и второго порядка, систематизировать ответы на вопрос или определить неожиданно важные этапы работы.

Метод Уолта Диснея

Этот способ использовал сам известный мультипликатор, а психолог Роберт Дилтс доработал его и популяризировал. Метод Диснея ещё называют методом трёх стульев. Это что-то вроде ролевой игры для одного: нужно представить себя сначала мечтателем, потом реалистом, а затем критиком.

Для каждой роли желательно выделить физическое пространство: поставить три стула хотя бы в разных углах комнаты. Сидя на стуле мечтателя, следует мыслить позитивно и рассматривать любые, самые абсурдные идеи. Затем нужно пересесть на стул реалиста, проверить все идеи на жизнеспособность и отсеять ненужные. Последний стул — стул критика, на нём нужно обдумать все негативные последствия реализации оставшихся идей, все трудности и риски.

Те идеи, которые выдержат три этапа, можно смело воплощать в жизнь.

Сбор референсов

Дизайнеру нужна насмотренность. Чтобы придумывать хорошие идеи для проектов, полезно ходить в музеи и на выставки, подписаться на аккаунты людей, чьи работы вдохновляют, писать и делать скетчи, слушать музыку и фотографировать. Но запомнить всё, что понравилось или удивило, невозможно, поэтому информацию стоит сохранять и систематизировать.

Удобная коллекция референсов, в которой изображения разложены по папкам, может стать отправной точкой для любого проекта. Просто откройте раздел с нужной тематикой и, возможно, сразу обнаружите классную подсказку для концепта.

Карточки товаров — билетов на мероприятие — оформлены с намёком на карты Таро. Дизайнерка этого интерфейса вряд ли сама таролог, но насмотренность помогла ей добавить такие элементы в дизайн и при этом не скопировать их целиком
Скриншот: сайт «Magic Market Фестиваль» / Skillbox Media

Инструменты для работы с идеями и концепциями

Организовать работу с идеями помогут онлайн-сервисы и приложения. Их сотни, но вот одни из самых популярных:

  • MindMeister — программа для создания ментальных карт. Он работает как конструктор из блоков: можно не рисовать ничего от руки и не чертить ветви в Illustrator. В программе можно работать совместно, добавлять ссылки, картинки и делать слайд-шоу.
  • Milanote — ещё один сервис по созданию ментальных карт, ориентированный на визуальный контент. С ним удобно делать мультимедийные схемы. Картинки и видео можно встраивать прямо в схему и удобно их размещать. Также можно перелинковывать карты друг с другом. Как и MindMeister, сервис подходит для командной работы.
  • FigJam — инструмент от Figma, который подходит для генерации идей и поиска концепции. Это интерактивная доска: на ней можно рисовать ментальные карты, создавать мудборды и проводить удалённые мозговые штурмы.
  • Pinterest — сайт и мобильное приложение, где можно искать и сохранять картинки на бесконечное количество тем.
  • Behance — известный ресурс для размещения портфолио, на котором можно подписываться на интересных дизайнеров, сохранять понравившиеся проекты и использовать их в дальнейшем как референсы.
  • Dribbble — ещё одна платформа, на которой дизайнеры выкладывают свои проекты. Можно подписываться на других пользователей, лайкать работы и сохранять их в коллекции.
  • Google Keep — мобильное приложение, напоминающее «Блокнот» с расширенными функциями. Заметки позволяют сохранить фотографию, создать список, наговорить текст в голосовое сообщение, когда неудобно печатать. Можно делиться идеями с коллегами и быстро находить старые записи по ключевым словам.

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована