Как придумать дизайн-концепцию: техники и инструменты для поиска идей
Что такое визуальные метафоры, как помогает искусство, зачем использовать искусственный интеллект и какие есть способы развивать креативность.


Иллюстрация: Аня Макарова для Skillbox Media
Технически безупречный дизайн может решать задачи клиента. Но эффективным и эффектным чаще его делает чёткая и оригинальная концепция.
Рассказываем:
- зачем нужны сравнения и метафоры в дизайне;
- как обращаться с отсылками к искусству и мемам;
- чем могут быть полезны ручная работа и искусственный интеллект;
- какие есть техники для развития креативности;
- как организовать поток работы и генерирование идей.
Что такое визуальные метафоры и зачем их использовать
Создание концепций в дизайне — творческий процесс, для которого нет и не может быть универсальных инструкций. Однако, как правило, профессионалы пользуются примерно одними и теми же инструментами, благодаря которым идеи превращаются в ясные и работающие решения.
Визуальные метафоры — это изображения, в которых зрители считывают и прямое значение, и отсылку к другим смыслам. К примеру, распространённая иллюстрация на упаковке детского питания: изображение матери, которая держит на руках младенца и слегка склонилась к нему. Это одновременно и просто рисунок некой женщины с ребёнком, и каноничный образ девы Марии.
Визуальные метафоры могут быть конвенциональными, то есть знакомыми и привычными, и неконвенциональными — незнакомыми, неожиданными.
С первыми мы имеем дело каждый день: например, это иконки на рабочем столе, на сайтах и в приложениях. Личный кабинет обозначают как дом, а хранилище для файлов — как папку.
Но в рекламе и логотипах метафоры обычно неконвенциональные, потому что их задача — привлечь, удивить и удержать внимание.

Фото: Joanna Tyborowska / Behance
Как используют метафоры в дизайне
Метафоры и отсылки задают контекст, привлекают внимание, хорошо запоминаются. Они помогают показать неожиданные связи и ёмко рассказать историю предмета.
Есть несколько базовых способов создать сильный визуальный образ:
1. Изобразить объекты рядом.
Когда человек видит такое расположение элементов, он неизбежно начинает сравнивать их, искать общие признаки и отличия.

Изображение: Peugeot / дизайн агентства Proximity Worldwide
2. Заменить один объект или элемент другим.
Этот другой компонент может быть из иного контекста и обладать иной «физикой».

Изображение: Chupa Chups / дизайн агентства Setters
3. Соединить разные объекты в одной форме.

Изображение: Studio Ingrid Picanyol / Behance

Изображение: Syngenta / дизайн агентства Voskhod
4. Визуально придать одному объекту свойства другого.
Таким свойством «другого» может быть динамика, цвет, форма или текстура.

Изображение: Media.Work Studio / Behance
Если неживому объекту или продукту придают свойства живого, то это олицетворение: в дизайне такой приём делает продукт или бренд более «человечным», дружелюбным, близким аудитории.

Изображение: Lung-Hao Chiang / Behance
Где находить идеи
Чтобы создавать концепции с эффектными идеями, дизайнеры нередко «крадут как художники»: вдохновляются чужим творчеством, переосмысливают его или делают отсылки к культурным явлениям, значимым событиям, социальной повестке.
В искусстве
Искусство часто становится источником дизайнерских идей. В рекламных креативах используют фрагменты известных картин или скульптур, цитируют популярные образы.

Изображение: Shuka Design / Mary Yudina / Ivan Velichko / Ekaterina Sedunova / Behance
Из объектов искусства можно «забирать» знаковые сюжеты, обыгрывать художественные приёмы живописцев или даже использовать изображения в дизайне. Только всегда важно проверять, что лицензии на изображения позволяют использовать их в коммерческих проектах.
Фотографии произведений искусства в высоком разрешении есть на бесплатном фотостоке Artvee.
А ещё можно не напрямую заимствовать живописные полотна, а делать стилизацию под них.

Изображение: KitchenAid / DDB
В поп-культуре, событиях и литературе
Новости, исторические факты, литература, фольклор, мифы и мемы — это всё называется прецедентными текстами. Они полезны для работы и над брендингом, и над рекламой, и над визуальными коммуникациями: их сюжеты знакомы либо большинству людей, либо отдельным социальным группам — целевой аудитории конкретного дизайна.
Ещё людей объединяют знания о медийных личностях, крупных событиях и явлениях массовой культуры — от финального эпизода долгого сериала до выступления Бейонсе. Всё это тоже может быть источником идей для дизайна и креативов.
Как правило, на актуальные события, тексты и новости делают ссылки в ситуативных рекламных кампаниях, особенно тех, которые проходят в digital. А «вечные» образы — мифы, сюжеты из классической литературы или истории — интегрируют в том числе и в дизайн, который должен работать долго: в айдентику, логотипы или в социальную рекламу.

Изображение: Starbucks

Изображение: Special Group / Electric Art

Фото: Balenciaga
В новых техниках и ручном труде
Иногда средство труда и инструмент могут стать источником вдохновения. Если использовать не только Photoshop, Procreate и Adobe Illustrator, а обратиться к акварельной иллюстрации, каллиграфии или трафаретной печати, это может стать базой концепции и фишкой проекта.

Изображение: Елизавета Паутова / HSE University

Изображение: «Логомашина»

Читайте также:
В нейросетях
Искусственный интеллект может быть полезным co-pilot для дизайнера, особенно когда нужно визуализировать идеи, собрать варианты образов, примериться к стилям.
Алгоритмам стоит отдавать такую работу, благодаря которой собственный креативный процесс дизайнера только выиграет, а ресурсы освободятся. Например, с помощью ChatGPT можно собирать стандартную, общеизвестную информацию об объектах. В Midjourney или Kandinsky — генерировать наборы картинок на заданную тему или визуализировать совсем отвлечённые фантазии.
ИИ пока не способны создавать тонкие метафоры или закладывать неожиданные символы в композиции. Но результаты, которые они выдают, помогают человеку создавать оригинальные решения.

Изображение: @Vasil Egorov / @MadSpider / Midjourney / Discord
Как развивать креативность
Даже у самых талантливых людей яркие идеи не приходят постоянным потоком. Креативность — это навык, и его можно тренировать точно так же, как умение работать с модульными сетками или способность составлять чёткие промпты для Midjourney.
Методов поиска идей для проектов множество — перечислим несколько популярных.
Мозговой штурм
Это совместное обсуждение проекта, где цель — выдать как можно больше идей на заданную тему. Они могут быть любыми, даже абсурдными и нерелевантными.
После того как идеи собраны, их оценивают и выбирают шорт-лист. Например, для этого используют NUF-тест с тремя критериями: новизна, полезность и жизнеспособность. Всё, что придумали, заносят в таблицу и оценивают по этим критериям баллами от нуля до десяти. Варианты, которые наберут больше всего голосов, рассматривают пристальнее для дальнейшей работы.

Читайте также:
Фрирайтинг
Метод свободного письма, или фрирайтинг, — это письмо от руки без раздумий и редактуры, но с ограничением по времени. За 10–15 минут нужно изложить на бумаге буквально поток сознания.
Цель такой техники — избавиться от самоограничений и перфекционизма, чтобы прийти к нешаблонному решению.
Писать что-то без отправной точки может быть непросто, поэтому можно начать с конкретизации задачи. Автор книги «Гений внутри» Марк Леви приводит 15 таких способов. Например, предлагает написать об определённой нерешённой проблеме, письменно объяснить профессиональные термины в своей сфере или сочинить беседу с несуществующим оппонентом.
Во время свободного письменного рассуждения в голову может прийти интересный сюжет, аналогия или концепция, которая пригодится в работе.
Скетчноутинг
Ещё одна техника, которая помогает выйти за рамки линейного мышления, вводит в креативный поток и развивает способность делать интересные сопоставления.
Скетчноутинг — это письмо и рисование от руки: на листе бумаги, в скетчбуке или на доске словами, знаками и недетализированными изображениями фиксируют свои мысли и известную информацию, схематично представляют идеи или делают конспекты.

Читайте также:
Ментальные карты
Ментальные или интеллектуальные карты — это способ визуализации процесса мышления. Благодаря им фиксируют факты, наблюдения, данные, вопросы и визуально выстраивают связи между ними.
В центре размещается главная задача, вопрос или ключевое слово. Затем добавляют ветви — основные идеи или категории, связанные с центральным объектом. Наконец, от каждой из ветвей отводят дочерние ветви с ассоциациями или подкатегориями.

Ментальные карты подходят для любой мыслительной деятельности. С их помощью можно подобрать к ключевому слову ассоциации первого и второго порядка, систематизировать ответы на вопрос или определить неожиданно важные этапы работы.
Метод Уолта Диснея
Этот способ использовал сам известный мультипликатор, а психолог Роберт Дилтс доработал его и популяризировал. Метод Диснея ещё называют методом трёх стульев. Это что-то вроде ролевой игры для одного: нужно представить себя сначала мечтателем, потом реалистом, а затем критиком.
Для каждой роли желательно выделить физическое пространство: поставить три стула хотя бы в разных углах комнаты. Сидя на стуле мечтателя, следует мыслить позитивно и рассматривать любые, самые абсурдные идеи. Затем нужно пересесть на стул реалиста, проверить все идеи на жизнеспособность и отсеять ненужные. Последний стул — стул критика, на нём нужно обдумать все негативные последствия реализации оставшихся идей, все трудности и риски.
Те идеи, которые выдержат три этапа, можно смело воплощать в жизнь.
Сбор референсов
Дизайнеру нужна насмотренность. Чтобы придумывать хорошие идеи для проектов, полезно ходить в музеи и на выставки, подписаться на аккаунты людей, чьи работы вдохновляют, писать и делать скетчи, слушать музыку и фотографировать. Но запомнить всё, что понравилось или удивило, невозможно, поэтому информацию стоит сохранять и систематизировать.

Читайте также:
Удобная коллекция референсов, в которой изображения разложены по папкам, может стать отправной точкой для любого проекта. Просто откройте раздел с нужной тематикой и, возможно, сразу обнаружите классную подсказку для концепта.

Скриншот: сайт «Magic Market Фестиваль» / Skillbox Media
Инструменты для работы с идеями и концепциями
Организовать работу с идеями помогут онлайн-сервисы и приложения. Их сотни, но вот одни из самых популярных:
- MindMeister — программа для создания ментальных карт. Он работает как конструктор из блоков: можно не рисовать ничего от руки и не чертить ветви в Illustrator. В программе можно работать совместно, добавлять ссылки, картинки и делать слайд-шоу.
- Milanote — ещё один сервис по созданию ментальных карт, ориентированный на визуальный контент. С ним удобно делать мультимедийные схемы. Картинки и видео можно встраивать прямо в схему и удобно их размещать. Также можно перелинковывать карты друг с другом. Как и MindMeister, сервис подходит для командной работы.
- FigJam — инструмент от Figma, который подходит для генерации идей и поиска концепции. Это интерактивная доска: на ней можно рисовать ментальные карты, создавать мудборды и проводить удалённые мозговые штурмы.
- Pinterest — сайт и мобильное приложение, где можно искать и сохранять картинки на бесконечное количество тем.
- Behance — известный ресурс для размещения портфолио, на котором можно подписываться на интересных дизайнеров, сохранять понравившиеся проекты и использовать их в дальнейшем как референсы.
- Dribbble — ещё одна платформа, на которой дизайнеры выкладывают свои проекты. Можно подписываться на других пользователей, лайкать работы и сохранять их в коллекции.
- Google Keep — мобильное приложение, напоминающее «Блокнот» с расширенными функциями. Заметки позволяют сохранить фотографию, создать список, наговорить текст в голосовое сообщение, когда неудобно печатать. Можно делиться идеями с коллегами и быстро находить старые записи по ключевым словам.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!