Итоги 2022 года для дизайн‑компаний
Основатели и руководители ведущих агентств и студий делятся, каким стал для них прошедший год и совпал ли он с ожиданиями.
Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media
2022-й подходит к концу. Это был сложный год: многие стояли перед выбором, оставаться или уехать, решали, как сохранить бизнес, учились жить в новой реальности. Мы попросили основателей и руководителей девяти российских дизайн‑компаний рассказать, каким они видели этот год из 2021-го и каким 2022-й стал для их компаний в итоге.
Результатами года делились:
- Валерия Репина — креативный директор агентства Repina Branding;
- Дмитрий Салливан — основатель студии Sulliwan;
- Филипп Третьяков и Виолетта Постнова — арт-директора ESH Gruppa;
- Таисия Денисова — директор по работе с клиентами LINII;
- Анна Луканина — управляющий партнёр Depot;
- Владимир Лифанов — арт-директор агентства Suprematika;
- Василий Подрядчиков и Саша Базан — партнёры студии Vosk;
- Наталья Рыбальченко — соосновательница компании «Асмысл»;
- Надежда Паршина — основательница агентства Ohmybrand.
Repina Branding
Безусловно, на 2022-й у нас были большие планы, мы готовились расправить крылья после пандемийного года. Планировали вырасти по выручке, вырасти в команде, расширить её. И хотели запустить новые услуги.
Часть планов не была реализована, но в итоге я могу сказать, что это был не такой уж плохой год, по крайней мере, для брендингового бизнеса.
Я не почувствовала сильного спада деловой активности. Скорее наоборот. Компании активно работают над импортозамещением, стремятся увеличить долю рынка. Чувствовался какой-то такой тонус в деловой среде, желание работать быстро и эффективно.
Мы в этом году реализовали много интересных проектов. Например, обновили бренд сети ветеринарных клиник Vet Union группы «Инвитро», получилось очень душевно. Самый же большой и масштабный проект — ребрендинг сети «Перекрёсток», обновление фирменного стиля и позиционирования. Мы начали в январе и успешно завершили к концу этого года.
Также мы разрабатывали много брендов с нуля для российского рынка — вместо ушедших. Сейчас бизнесы расширяются, происходят слияния, российские компании выкупают другие западные — это всё способствует росту рынка дизайна и брендинга. Уход сетевых брендинговых агентств тоже положительно сказывается на локальном рынке. В целом это приятно, когда российские компании обращаются к российским же компаниям за разработкой, которая может быть реализована на высоком уровне здесь, внутри, специалистами из России.
Я желаю дизайнерам в 2023 году…
Прежде всего заниматься своим внутренним состоянием, поддерживать эмоциональный тонус. И принять, что этот меняющийся мир, эти бесконечные чёрные лебеди и вот такое будущее, которое неизвестно, — возможно, это уже данность нашего поколения. И нужно учиться с этим жить.
Нужно научиться работать в этом новом мире — ведь даже в нём всегда можно найти возможность для развития, для поиска новых направлений и своего профессионального «места под солнцем».
Sulliwan
В конце года мы обычно проводим воркшоп, где планируем следующий год и закрепляем это в виде меморандума, который дополняем в течение года. В 2021-м у нас были планы и по форсированию роста зарубежных клиентов в доле всех проектов, и по повышению оборота и выручки, ивенты по обучению команды, пиар-активности и многие другие вещи, которые должны были драйвить студию в течение 2022 года. Конечно, после февраля мы заходим туда, чтобы лишний раз понять как всё может измениться в один момент — после которого основной задачей на 2022 год стал режим «Выжить».
Выжить получилось. В 2022-м, вопреки всему, мы сохранили почти всю команду, наняли новых членов, пришлось пересмотреть селекцию проектов и поменять некоторые направления деятельности. Много усилий ушло на оптимизацию финансового планирования, мы ввели моратории на внешние закупки, чтобы минимизировать долговые риски.
Студия окончательно стала распределённой, команда работает из пяти стран, к чему мы были в целом подготовлены ещё со времён пандемии. Мы получили большой пинок в плане открытия зарубежного юрлица и наращивания большего объёма клиентов из Европы и США. Год был, несомненно, очередным испытанием, однако он пролетел очень быстро, потому что когда ты в режиме сжатой пружины — время очень ускоряется.
Я желаю дизайнерам в 2023 году…
Хеджировать риски, иметь разноплановые направления работы, иметь, как ни банально, запасы наличности для внезапных действий. Учить языки и с определённой долей позитива понимать, что работа дизайнера как никогда лучше адаптирована к современным реалиям. Быть гибкими, постоянно обучаться, не быть привязанным к месту и быть готовым к автономным режимам.
Читайте также:
ESH Gruppa
В 2021-м мы видели будущее агентства очень конкретно:
Во время ковида мы решили, что скучаем друг без друга, поэтому в конце февраля 2022 года мы закончили стройку и ремонт в нашем новом красивом офисе, который был спроектирован архитектурным бюро «Схема» на заводе «Суперметалл». Мы планировали принести туда наш виниловый проигрыватель, цветы. Ещё в этом офисе был душ, потому что многие из нас предпочитают велосипед в качестве транспорта, и там недалеко стадион. В офисе мы также построили кухню с большим красивым столом, чтобы как большая семья сидеть за ним, проводить планёрки, переговоры и обедать. Я (Виолетта) уже купила кастрюлю для борща.
Ещё мы планировали увеличить наши обороты (вдвое?) и расширить штат.
В итоге в 2022-м наше агентство оказалось международным, работающим децентрализованно. В офисе мы не провели ни дня вместе. Сейчас большая часть команды находится в Тбилиси. Мы отказались от контрактов, связывающих нас прямо или косвенно с госбюджетом, работаем с частными предпринимателями и компаниями.
Нам удалось сохранить команду, никого не сократить и даже расшириться. Нас сильно потрясли, но и укрепили эти неожиданные изменения. Мы стали внимательнее и ответственнее относиться к бизнесу и к своим ценностям. Условия для работы сильно изменились с очень комфортных, когда тебя все знают, на новые — где нужно, прости господи, много работать над узнаваемостью, трудиться над продажами и продвижением.
Мы желаем дизайнерам в 2023 году…
Дизайнер, учи английский, выделяй время для работы над своим портфолио, занимайся спортом. Пусть твоё доброе, открытое и большое сердце приведёт к желаемому результату, а все трудности исчезнут под весом трудолюбия и собственной ценности.
Всё остальное мы обязательно починим!
LINII
У нас в LINII есть традиция ― проводить стратегическую сессию для всего агентства за неделю до нового года. На ней мы подводим итоги уходящего года, анализируем результаты, намечаем пути развития, общаемся и мечтаем. Без стратегического планирования развивать бизнес невозможно. Так было и в очень успешном во всех аспектах 2021 году. 2022 год должен был стать для нас особенным, потому что нашему агентству исполнялось десять лет.
Мы планировали отметить это зарубежной поездкой, а ещё обновить внешний облик агентства. В рабочих планах стояло наращивание экспертизы в сфере ретейла, развитие стратегического отдела, мечтали о международных проектах.
Начало 2022 года, конечно, внесло коррективы в наши планы, но по факту мы:
- несмотря на всё, с тремя пересадками долетели до Шри-Ланки и отметили там наш юбилей;
- сменили фирстиль и подачу материалов в SMM;
- очень много работали с ретейл-сектором, в том числе и с компаниями из Молдавии, Армении, Болгарии;
- заполучили стратега с международным опытом, укрепили свой стратегический отдел и уже реализовали несколько крупных стратегических проектов;
- получили престижные отраслевые награды POPAI и Russian Retail Week Awards за свои проекты по ретейлу;
- съездили на Expo в Дубай;
- провели два выездных мероприятия «Деревня обжарщиков» — в заснеженном Сахалине и в солнечной Бразилии.
2022 год определённо можно назвать годом перемен. На следующий год у нас грандиозные планы.
Я желаю дизайнерам в 2023 году…
Работы и вдохновения :-)
Сил и времени для личностного роста!
Depot
Ещё в 2020-м мы начали «прощупывать» сферу образования в креативных индустриях и запустили собственный проект Depot Camp. В нашем агентстве высокие требования: когда работаешь с крупными федеральными и международными компаниями — цена ошибки велика. Мы не могли себе позволить брать на работу студентов или людей с небольшим опытом, поэтому создали собственную площадку, чтобы иметь возможность формировать лояльное комьюнити, давать знания, брать исполнителей на реальные проекты, а лучших отбирать для стажировки или приглашать на работу.
Мы уже много лет пользуемся стандартной CRM, но в 2021 году приняли решение разработать свою. Ангажировали команду разработчиков и интеграторов, которые создают сквозную систему под наши запросы и цели.
К концу 2021 года мы вернулись в офис расширенным составом ― почти 70 человек. Насидевшись в социальной изоляции, мы практически отказались от удалёнки.
В планах было развитие собственной экспертизы в ретейл-брендинге и компетенций в цифровых услугах, причём не только для клиентов.
Уже в начале 2022 года мы полностью восстановили офлайн-режим для всей команды. Но, к сожалению, уже через полгода были вынуждены вернуться к гибридному формату. Правда, поскольку в ковид были отлажены все механизмы взаимодействия, особых сложностей с этим не возникло.
А ещё ковид преподнёс нам хороший урок: нельзя оптимизировать издержки за счёт сокращения команды. Команда — это люди, штучные профессионалы, которых мы холим и лелеем. В этом году, несмотря на временный спад весной, мы сохранили рабочие места. Это было правильным решением, потому что интерес к брендингу не прекращается, и запрос есть.
К концу 2022-го мы переосмыслили концепцию нашего образовательного проекта и вышли за рамки корпоративного продукта. Так Depot Camp трансформировался в Dream Creative Camp (DC Camp) и стал открытой обучающей цифровой платформой-сообществом для развития креативных навыков.
И мы не переставали инвестировать в собственный бренд — бренд Depot, что позволило нам сохранить, а где-то и приумножить наши позиции на рынке брендинговых услуг. Не отказались мы и от инвестирования в свою CRM, хотя это весьма затратная часть бюджета.
Я желаю дизайнерам в 2023 году…
Начинающим дизайнерам приступить, а опытным продолжить формировать собственные бренды, инвестировать в себя, получать новые знания и опыт. Это окупится. Если не сегодня, то завтра точно!
Suprematika
На 2021 год у нас было много грандиозных планов. Которые начали как-то спотыкаться ещё в тихом январе, а потом уж полноценно рухнули в конце февраля. Часть очень нам интересных проектов (и с точки зрения денег, и с точки зрения творческих амбиций) отвалилась. Тем не менее этот год мы заканчиваем не в минусе относительно прошлого, а даже в небольшом плюсе. Не считая того, что мы ещё и на 50% обновили всю команду.
Пытаясь максимально абстрагироваться от того ужаса, что происходил в инфополе 2022-го, мы глубоко погрузились в работу. И как бы это ни было странно, этот год принёс нам несколько крайне удачных и красивых кейсов в портфолио. Так что налицо сила творческой сублимации. Ну а главный итог — мы не растеряли здоровый цинизм оптимистического настроя.
Я желаю дизайнерам в 2023 году…
Всем тем, кто уехал, найти себя на новом месте. Тем, кто остался, ― не попасть под мобилизацию. А тем, кто попадёт, ― вернуться назад живыми, со всеми конечностями и в здравом уме. Думаю, сейчас это важнее всего остального.
Vosk
2021 год был первым для студии, мы ничего не ожидали от рынка. Из планов — получить удовольствие и нащупать удобный формат работы и коммуникации. Мы решили не работать в определённой нише и брали все проекты, которые нам казались интересными.
2022-й получился отличным, лучше, чем мы ожидали во всех аспектах. Удалось поработать с клиентами из 14 стран, и, кажется, ни один не был похожим на другого своей нишей. Итог года — хотим больше и разного.
Мы желаем дизайнерам в 2023 году…
Не отказывайте себе в удовольствии делать только то, что по-настоящему вам нравится.
«Асмысл»
В 2021 году мы впервые подали нашу заявку на международную премию по брендингу территорий City. Nation. Place и победили с концептом «НАО. Минимализм. Ты богат, если у тебя нет ничего лишнего».
Это работа про философию северных кочевников и полярников. Воодушевлённые этой историей, мы хотели дальше показывать наши северные бренды в международных профессиональных сообществах, а также выводить их на международный туристический рынок. Но начало 2022 года скорректировало наши планы.
2022 год стал для нас весьма успешным на внутреннем рынке. Запросов на нашу работу с территориями и идентичностью мест не стало меньше. Их стало больше.
В основном мы работали с двумя городами на Севере — Мончегорском и Сольвычегодском.
С Мончегорском удалось реализовать целую систему проектов по активации бренда — «Мончегорск. Озёра вокруг нас» — плюс несколько проектов с бизнесом. Например, в одном из исторических зданий города — гостинице «Север» — придумали музей архитектуры и общественное пространство «Лестница на Север».
Также придумали коммуникационный проект с жителями «Озёра вокруг нас», с ЖКХ утвердили дизайн-код города: сделали его в виде сайта, с которого сразу можно скачивать PDF. Совместно с партнёрами «Территории РФ» запустили туристический сайт и фестиваль Imandra Fest.
В Сольвычегодске разработанные нами идея и стиль «В чём твоя соль?» постепенно проявляются у основных стейкхолдеров города ― Сольвычегодского музея, санатория и предпринимателей. В этом году частично реализована навигация, появилась наша карта, посыпанная солью. В следующем году планируем реализацию дизайн-кода.
Я желаю дизайнерам в 2023 году…
Не замыкаться внутри себя, страны, учить английский и помнить, что дизайн мир не спасёт, но может его улучшить. Это я себе бы тоже пожелала.
Читайте также:
Ohmybrand
Из 2021-го грядущий 2022 год виделся полным надежд. Ковидные ограничения закончились, бизнес приходил в себя, готовились новые проекты. Наш главный план заключался в том, чтобы начать активнее работать за рубежом.
2022 год в плане бизнеса всё равно выдался хорошим: мы завершили много проектов, некоторые из которых были непростыми. Например, сделали рефреш собственной торговой марки сети «Перекрёсток» — «Зелёная линия». Здесь основная сложность состояла в том, чтобы в ситуации многоэтапного согласования на разных уровнях не потерять цельность концепта. Нам удалось!
Мы помогали компаниям найти своё позиционирование и стиль, да и сами выросли как специалисты ― и сотрудники, и даже я сама.
Я желаю дизайнерам в 2023 году…
Сейчас очень, очень турбулентное время. В такие моменты больше всего ценится стабильность и предсказуемость. Так что быть предсказуемо хорошим дизайнером, максимально укладываться в сроки, держать коллег в курсе статусов ― это моё пожелание всем на следующий год. Остальное зависит не от нас!