Дизайн Кино
#Интервью

«Я прошёл все круги ада классического образования». Как устроена саунд-индустрия

Мы поговорили с саунд-дизайнером Николаем Турчинским о музыке, крупных заказах от иностранных компаний и саунд-образовании.

Полина Честнова для Skillbox Media

Nikola Chen

(Николай Турчинский)

Саунд-дизайнер, продюсер, мультиинструменталист

Выпускник Московской консерватории им. П. И. Чайковского.

Автор треков для Audi, McDonald’s, Skyeng, Playtronica.

Лауреат Международного конкурса инструментальной музыки им. Яна Сибелиуса (2013 г., Турку, Финляндия) ― 1-е место, специальный приз жюри ― «Лучшее выступление».

Преподаватель курса по элементарной теории музыки в Ableton Live для детей и взрослых.


Ссылки

Саунд и классическое музыкальное образование: за и против

— Расскажи, как ты попал в электронику?

— В детстве я очень сильно болел астмой, и родители откуда-то узнали, что духовые инструменты помогают побороть эту болезнь. Так они отдали меня на кларнет. А потом и на фортепиано, видимо, быстрые пальцы тоже в жизни пригодятся, решили они.

Поэтому я прошёл все круги ада классического образования, начиная от музыкальной школы и заканчивая Московской консерваторией.

У тебя есть классическое музыкальное образование. Расскажи, оно нужно для саунда? Чем оно помогает?

— Нет, для саунда оно не требуется. Конечно, если ты планируешь всю свою жизнь посвятить академической музыке, играть в оркестрах, преподавать в классической музыкальной школе и прочее, то тебя в эту область без корочек просто не пропустят.

А если ты хочешь просто сочинять музыку, создать группу, выступать с ней в своё удовольствие, то академическое образование только сковывает и мешает.

Оно постоянно вылезает у тебя в голове при создании треков, выступает как преподаватель по композиции в последней инстанции, в общем, всячески мешает творческому процессу.

Да, базовые знания по сольфеджио, конечно, лишними не будут, но их можно упаковать в пару-тройку месяцев обучения, а никак не в устаревшие 5–8 плюс 4 плюс 5 лет (музыкалка + колледж + консерватория).

Расскажи про главные минусы классического музыкального образования. Как ты их компенсировал, как получилось избавиться от того, что мешало?

― Как я уже сказал, нас учат так же долго, как врачей: сначала музыкалка пять лет, потом колледж четыре, затем консерватория пять. И, к моему большому сожалению, из нас делают ремесленников, а не творцов.

Мы выходим из «консервы» (а это слово очень точно отражает то, что там происходит и во что там закатывают студентов) ремесленниками, которые максимально точно умеют повторять идеи других композиторов, и это меня всегда расстраивало. Я не хотел быть винтиком в гениальных композициях других авторов, мне всегда это казалось каким-то самообманом, поэтому сочинять я начал в юном возрасте и сразу понял для себя, что эта область творчества мне по душе.

Сразу хочу сказать — я не осуждаю ремесленников и уважаю их труд, но мне это не близко. А мешает в первую очередь голова и знания как раз. Я прочитал однажды в интервью Челентано, где его спрашивают, как он без образования стал таким актёром, и он ответил, что это помогает ему оставаться ребёнком в кадре, а дети ― это про искренность. Мне очень откликается это высказывание и такая позиция.

Иногда я умышленно практикую создание музыки с непрофессионалами, и это даёт ощущение искренности и лёгкости, ведь всё гениальное просто.

Как перестать бояться и полюбить шум: насколько сложно записать первый трек и получить заказ от иностранной компании?

― Насколько саунд-дизайн для тебя творческое занятие?

― Любое создание нового ― это уже про творчество. И тут уже не столь важно, саунд-дизайн это, музыка для рекламы или трек для себя. Ты творец, тебя ничто не ограничивает и не вводит в рамки, главное — творить!

Важен твой опыт: расскажи, как перестать бояться и сделать первый трек, как вообще не бояться критики и того, что ничего не получится? Как избавиться от страха ошибки?

― Хочется уже отойти от классического образования, но всё же такие комплексы чаще всего образуются у людей с дипломом. Это не пустые слова, а наблюдения за своими однокурсниками.

И это серьёзная проблема множества классических музыкантов, которые не могут создать что-то своё, так как в твоей голове уже засел препод, который знает, «как надо».

И это уже психология. Тебе нужно избавиться от него, расстаться с ним, сепарироваться от него, осознать, что эти правила придуманы не тобой и тебе они только мешают начинать и заканчивать. Мне в этом очень помог Антон Маскелиаде ― преподаватель одноимённой школы по звукорежиссуре и электронной музыке. На занятиях он был не только преподавателем теории, но и музыкальным психологом, что дало невероятный толчок в творчестве и помогло побороть страх.

Какие, на твой взгляд, перспективы у индустрии саунд-дизайна? Чего ждать людям, которые сейчас собираются обучаться?

― Я считаю, что никогда не поздно начать пилить тиктоки, писать треки или завести твиттер. На каждого найдётся свой слушатель. В первую очередь нужно это делать для себя и не ждать денег/славы ― они придут сами.

И главное — нам всем придётся как-то подружиться с искусственным интеллектом.

А какие особенности работы? Как много можно заработать саундеру?

― Сложно назвать какую-то конкретную сумму, так как композитор всегда работал и работает как фрилансер + в нашей области большую роль играет сарафанное радио, поэтому надо общаться и предлагать себя. Профессия очень востребована, так как количество контента только возрастает.

Сложно было получать заказы от крупных иностранных компаний?

― Раньше было намного проще с этим, так как все иностранные компании имели представительства в РФ. Мне удалось посотрудничать с Audi Russia, McDonald’s Russia и прочими иностранными компаниями, работавшими тогда в России, сейчас весь этот рынок рекламы ушёл. Поэтому пришлось регистрироваться на LinkedIn.

Какими программами пользуются саунд-дизайнеры

На чём ты работаешь? Какие программы ты используешь, какие посоветуешь, где брать звуки?

― Сейчас я полностью работаю в Ableton Live. Мне нравится архитектура этой программы и возможность работать с ней не только в студии, но и на лайвах.

Хотя, если быть объективным, современные DAW (цифровая аудиостанция) перестали сильно отличаться друг от друга, как современные iPhone- и Android-смартфоны. Есть какие-то нюансы, но они незначительные, и пересев на другую прогу, ты максимум почувствуешь лёгкий дискомфорт, но функции все будут те же.

― В интернете встречается множество видео, на которых люди извлекают разные звуки из необычных предметов, например звуки грибов, деревьев, своего тела, ламп в метро… Ты пользовался таким? Как это вообще работает?

― Открою маленький секрет ― все эти ролики из TikTok с подключёнными проводами к грибочкам и листочкам ― это не совсем правда. Всё, что может передать электромагнитный импульс, можно использовать как контроллер, и при нажатии на этот предмет/листочек/грибочек и прочее будет воспроизводиться звук, но какой это будет звук ― всё равно решает автор, задающий его на компьютере или синтезаторе.

Вот так можно играть на теле
А вот так можно принимать электромагнитные волны, исходящие от деревьев и от чего угодно

Список литературы для саундера, а также курсы и ресурсы

Можешь посоветовать, где учиться, необязательно курсы, может, какие-то сайты для самостоятельного обучения?

― Я адепт школы Маскелиаде и всем желающим научиться с лёгкостью создавать музыку её рекомендую. Кроме базы, вы окунётесь в дружное комьюнити, с которым будете коммуницировать после школы ещё долгие годы. Как минимум половину работ я нашёл после курсов именно там, просто продолжая общаться со студентами школы.

― Самое главное, конечно. Расскажи про книги, которые стоит прочитать всем, кто хочет заниматься саундом.

  •  Ричард Костелянец, «Разговоры с Кейджем» ― интервью, которое помогает смотреть на сочинительство проще и многогранней.
  • Ари Херстанд, «Как достичь успеха в музыкальном бизнесе» ― практическое руководство к действию.
  • Александр Горбачёв, «Не надо стесняться. История постсоветской поп-музыки в 169 песнях / 1991–2021» ― истории о том, какая музыка цепляет русскую аудиторию и почему.
  • Антон Маскелиаде, «Твой первый трек» ― настольная книга, с теорией и музыкальной психологией.

― А что с навыками? Какие скиллы сделают более востребованным специалистом, по твоему опыту?

― Такие же, как и в других областях: трудолюбие, коммуникабельность, интерес к новому, пунктуальность.

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Sound Designer Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована