Девушки, вино и дизайн: как связаны креативные индустрии и феминизм
Поговорили с дизайнером Катей Шашиной о женском профессиональном комьюнити.
В 2016 году Джессика Уолш, дизайнер и деловой партнёр Стефана Загмайстера, придумала проект Ladies, Wine & Design, который направлен на поддержку женщин в дизайне. Это профессиональное сообщество, где женщины могут знакомиться, обсуждать свою работу и делиться опытом.
За пять лет проект вырос, он вышел за пределы Нью-Йорка и появился в 280 городах разных стран, в том числе и России. Мы поговорили с главой московского чептера Ladies, Wine & Design Катей Шашиной о поддержке сообщества, публичных выступлениях и о том, как феминизм и дизайн связаны между собой.
Катя Шашина
Графический дизайнер и арт-директор студии K•SH. Член международного сообщества типографических дизайнеров ISTD, куратор женского дизайн-сообщества Ladies, Wine & Design, Moscow, ведёт выпуски одноимённого подкаста, спикер и тьютор.
О Ladies, Wine & Design в России
В России четыре чептера ― Москва, Питер, Томск и Екатеринбург. Они очень разные: мы как-то собрали пять девушек из этих городов, и каждая рассказывала о своих проектах. Томск оказался чуть более профеминистическим, а Питер, скорее, более нетворкинговым. Екатеринбург ― пока самый новый чептер. Там происходит то же самое, что и в других городах, ― женские проекты, женские встречи, но, мне кажется, они свою великую цель ещё ищут. И что касается Москвы, мне очень хочется, чтобы мы как столичный чептер были самыми активными и задавали тон. Поэтому мы регулярно ведём Instagram*, Telegram и подкаст.
Запустить проект в своём городе достаточно просто ― нужно написать в головной офис, и вам вышлют welcome pack: логотипы и графические материалы, описание и цели проекта, важные контакты. Всё достаточно прозрачно. Мы можем делать всё, что хотим, пока выполняются два условия: встречи каждый месяц и поддержка женщин в креативных индустриях.
Раз в месяц мы встречаемся с девушками из сообщества. Всё, что делаем кроме этого, ― откуда берём деньги (спойлер ― ниоткуда), какие активности придумываем, на какие темы говорим ― остаётся на наше усмотрение.
О главных темах проекта
В наших социальных сетях собралась потрясающая, на мой взгляд, база знаний о женских проектах в разных областях. Очень мало людей знает, например, что дизайн той самой советской банки сгущёнки сделала женщина-архитектор Ираида Фомина.
Мы рассказываем именно про женщин, которые занимаются леттерингом, архитектурой, фотографией, активизмом, дизайном, не потому, что мы против мужчин, а потому что кто кроме нас? (смеётся). Если, например, забить в Google «мотивирующие цитаты про дизайн», то там будет пятьдесят цитат мужчин и одна от женщины просто потому, что никто не заморочился найти высказывания женщин. Их нужно днём с огнём искать, просматривать много интервью, просто потому что так исторически сложилось: мужчины больше и легче говорят о себе.
Я вижу нашу цель в том, чтобы раскрыть именно женские проекты, женское отношение к дизайну, женские истории ведения бизнеса. И у нас есть уже много чего интересного: мы берём интервью сами, собираем женские проекты современных и исторических авторов, поднимаем важные темы для индустрии. За последний год мы поговорили про архитектуру, леттеринг, фриланс, открытие своей студии, выгорание, баланс рабочего и личного, а также про синдром самозванца, женский стиль ведения бизнеса, токсичность и феминизм! Всё это собрано в нашем Instagram*, чем не база данных?
О форматах встреч
Наши встречи разбиты на полезные и нетворкинг-встречи. Нетворкинг ― это встретиться в каком-нибудь баре, познакомиться, посмотреть друг на друга, пообщаться. Даже если я заявляю определённую тему, разговор часто переходит к обсуждению более личных моментов, мы можем по пять часов общаться о чём угодно. После таких встреч мы получаем очень большой и позитивный фидбэк: девушки начинают вместе ходить на выставки и ивенты, делают совместные проекты и ищут себе исполнителей на работу.
Полезная встреча ― это экспертный разговор на важную тему. Чаще всего он бывает в Zoom. Пока мы взяли паузу, потому что все устали от видеозвонков. Но я не хочу переводить подобные встречи в офлайн, потому что организация такого мероприятия со спикером, микрофоном, записью, монтажом, площадкой требует в пятьдесят раз больше ресурсов, временных и финансовых, чем у меня есть. По крайней мере, на лето мы оставили только нетворкинг-встречи, а дальше посмотрим.
Нам важно, чтобы на встречи могли прийти не только взрослые дизайнеры с хорошими зарплатами, но и студенты. Они составляют 15–20% от всего сообщества. Это девушки, которые либо меняют специальность, либо только-только приехали в Москву и решили стать дизайнерами, либо это старшекурсники. Большинство участников наших встреч — дизайнеры уровня middle и senior.
О коммерческой составляющей
У некоторых участниц сообщества есть ощущение, что нас финансирует сама Джессика Уолш и у нас есть какие-то деньги. Но это не так, обычно необходимые платежи я закрываю из своего кармана. Чаще всего билеты на наши ивенты бесплатные, но есть билеты с опцией «Поддержать сообщество» за 200–400 рублей. Если в месяц мы собираем так хотя бы 1 500 рублей — это хороший месяц.
Я не плачу спикерам и команде, хоть и считаю это максимально неправильным. Но если у меня есть коммерческие проекты, которые я могу делегировать девушкам из команды, я всегда это делаю. Это какое-то моё внутреннее правило: если я не могу заплатить им деньгами, я буду пытаться сделать что-то ещё.
В нашей команде сейчас бесплатно трудятся уже десять человек, большая часть девушек с нами уже около года. Мне страшно это говорить, и может это звучит пафосно, но во многом это моя заслуга. Я стараюсь выстроить работу в команде так, чтобы девушки были замотивированными, чтобы им хотелось оставаться в проекте, чтобы они чувствовали, какой большой вклад в дизайн-сообщество мы вносим.
У меня было много начальников, и я уже знаю, как не надо. Я стараюсь учитывать загрузку участниц. У нас работа построена не на давлении, а, наоборот, на плавном течении проектов. Если я чувствую, что кто-то из девушек не видит смысла в том, что мы делаем, ― такое бывает, если, например, нет быстрого выхлопа, — спрашиваю, чем можно помочь. Может быть, взять паузу на несколько недель или найти дополнительное занятие в рамках сообщества, которое будет мотивировать и радовать. Если работа будет построена не на «любви», очень быстро я останусь одна.
Я вижу, как девушки общаются внутри команды и говорят: «Слушай, ты здесь ошиблась. Давай вместе подумаем, что мы можем с этим сделать. Тебе помочь?» В такой момент я понимаю: то, что мы делаем, работает. Может, это коснулось только девушек из команды и нескольких наших самых активных участниц. Может, они начали задумываться о том, что можно по-другому. Я, конечно, безумно рада, что всё развивается. Маленькими шагами, но тем не менее.
О фестивале G8
Мы уже второй год сотрудничаем с фестивалем G8 и вместе с Митей Осадчуком курируем секцию «Дизайн» и приглашаем девушек из сообщества. Мы помогаем им советами, смотрим презентации, слушаем вычитки, готовим вместе темы. Мы даём возможность выступить на большой площадке перед огромной аудиторией. Если мы сами не вырастим спикеров, то кто это сделает, кроме нас?
Когда я только пришла в сообщество, провела несколько интервью и спрашивала девушек из группы: «В чём ваша основная работа?» Тая Денисова, которая ведёт проекты в брендинговом агентстве Linii, сказала мне: «Моя цель в том, чтобы каждый из дизайнеров в моей команде был доволен, счастлив, чтобы у него не было переработок, чтобы он занимался теми проектами, которые он хочет и любит делать». Я за это зацепилась и сказала что-то вроде «Тая, ты представляешь, насколько это будет полезно другим компаниям? Представляешь, как это хочет услышать любой дизайнер?» А она засмущалась: «А точно это интересно? Да о чём тут говорить?»
Она сильно нервничала, потому что первый раз выступала на сцене. Так случилось, что фестиваль в последний момент перевели полностью в онлайн, а у нас уже была арендована площадка на 600 человек, где не было никого, кроме организаторов и пары друзей. И это было просто страшно. Хорошо, что организаторы пустили нас заранее посмотреть на этот зал. Тая стоит со мной рядом, и я понимаю, что у неё коленки трясутся. Я сказала: «Всё хорошо, я буду в зале, я с тобой, ты справишься! Будем бояться вместе». В день Х она выходит на сцену. Я сижу за её спиной и просто обливаюсь потом, потому что трансляция идёт во «ВКонтакте», а там не самая дружелюбная аудитория.
Но открываю комментарии и вижу, что все пишут: «Тая, ты такая молодец! Не волнуйся, ты говоришь очень правильные вещи». И нет вообще ни одного комментария вроде: «Кто её вообще пустил на сцену?». После выступления она увидела эти отзывы и очень обрадовалась. Это стало для неё новым и позитивным опытом, надеюсь, она на этом не остановится!
Об ожиданиях от проекта и от себя
Для меня Ladies Wine & Design ― это такой большой эксперимент, в котором у меня нет никаких ожиданий. Если мы не сделаем два выпуска подкаста в месяц ― значит, не сделаем. Зато сделаем один. Насколько я знаю, мы единственный из 280 чептеров, который вообще ведёт свой подкаст. Я этим занимаюсь, потому что вижу смысл в проекте, мне нравится общаться с людьми, задавать им вопросы, узнавать новые истории. Иногда приходится напоминать себе, что я могу этого не делать. Я уже делаю в пять раз больше, чем требовалось изначально, и если вдруг не вывожу, значит, не вывожу. Это нормально, значит, надо немного снизить планку.
Я учусь руководить, курировать, узнавать себя и понимать, что могу работать так, как я считаю правильным, а не так, как «надо», потому что это какие-то навязанные стереотипы извне. И по тому, как я управляю командой, понимаю, что за год выросла как дизайнер, руководитель и человек. В сообществе я получаю огромную поддержку сама, во многом это мой мотиватор. Например, я научилась не бояться называть себя арт-директором, я же веду команду из девяти человек! Написала на «Т―Ж» недавно статью о подготовке к публичным выступлениям, и все сказали: «Мы давно ждали что-то такое, бежим читать. Так классно, что ты написала». Если бы не получила этого фидбэка, я бы, наверное, задумалась, имеет ли смысл писать следующую статью. Это и есть поддержка: даже заметить, что кто-то сделал что-то хорошее, написать ему пару слов благодарности, донести ценность того, что он делает, — от этого начинают расти крылья.
Ещё открываю себя как публичного спикера, потому что оказалось, что у меня накопилось достаточно опыта, чтобы делиться своими знаниями. Я учу девушек и подсвечиваю какие-то вещи, в которых они сильны, и они потом выходят на ивенты, рассказывают про свою работу и получают море оваций. Благодаря их поддержке я чувствую, что мне есть о чём рассказать: я 12 лет занимаюсь дизайном, у меня были, кажется, все мыслимые и немыслимые сумасшедшие клиенты и факапы, были сложные руководители, плохо построенные процессы, синдром самозванца и море других сложностей, через которые проходят все в нашей индустрии. Девушки, которые меня слушают, говорят: «Спасибо за то, что ты об этом говоришь», — и это меня безумно мотивирует.