Дизайн
#статьи

Как быть лид-дизайнером: тонкости внутренней и внешней коммуникации

Критика в команде, общение с клиентами и принятие негатива — рассказывает лид-дизайнер студии maryco.

Иллюстрация: Colowgee для Skillbox Media

Сергей Подковыркин

Лид-дизайнер в студии maryco


Пять лет работает в дизайне, половину из них — техническим дизайнером на производстве: создавал там макеты для полиграфии и под лазерную резку. Имеет степень бакалавра по графическому дизайну и степень магистра по преподаванию дизайна. Руководит командой дизайнеров в maryco на проектах по разработке айдентики, упаковки, дизайна сайтов и разных направлений визуальной коммуникации.

Общение для тимлида — значительная часть рабочего времени: как внутри команды, так и с клиентами. От того, как выстроена коммуникация в этих двух направлениях, зависит конечный результат. В статье лид-дизайнер студии maryco делится практическими советами.

«Я хотел уйти от технической работы руками»

В команде maryco я прошёл путь от junior-дизайнера через креативного middle-дизайнера до лида за семь месяцев. За четыре месяца работы джуном я подтянул дизайнерские харды, а на позиции креативного дизайнера отрабатывал навыки концептуального подхода.

В дизайне, как в любом другом деле, есть люди, которым больше нравится работать «руками», заниматься операционными задачами, и те, кто хочет руководить процессом. Я всегда думал, что отношусь к первой группе, но на очередном этапе роста понял, что развиваюсь только горизонтально. Мне было интересно выйти на новый уровень, попробовать руководить командой и прокачать навыки профессиональной коммуникации.

Сейчас как лид-дизайнер я брифую клиентов, общаюсь с ними на всех этапах проекта, занимаюсь документами, концептуально руковожу работой ребят в команде. Всё это приносит мне удовольствие и закрывает мои потребности в реализации, некоторые из которых для меня не были очевидными: как оказалось, мне нравится управлять процессом, планировать и структурировать работу внутри команды, общаться с разными людьми, чтобы прийти к результату по конкретной задаче.

Как я выстраиваю отношения внутри команды

Взаимное доверие

Я сторонник здоровых и открытых отношений в команде и предпочитаю свободное общение на равных, чтобы каждый дизайнер чувствовал себя в своей тарелке, чтобы ему было удобно говорить на разные темы — рабочие, абстрактные, о жизни. Когда диалог основывается на доверии и уважении, работа больше мотивирует, а уровень стресса (которого и так достаточно при больших объёмах работы) снижается. И это влияет на конечный результат.

Безболезненная критика

Изображение: студия maryco

Заменяйте критику на спокойное обсуждение с аргументами. Мне как тимлиду постоянно нужно передавать обратную связь от клиента или самому говорить, где и какие требуются правки. И я стараюсь понятно объяснить, почему макет не годится, опираясь на знания дизайна, свой опыт и контекст конкретного проекта.

Неправильный подход — когда дизайнер аргументирует выбор фирменной палитры для проекта одной лишь трендовостью и «правильностью», исходя из своего опыта. И в такой ситуации моя задача — не зарубить идею, а скорректировать вектор, снова объяснить дизайнеру вводные по проекту.

Чтобы разработать айдентику компании из ОАЭ, мы должны были опираться не на свои предпочтения, а на менталитет, традиции страны и привычные образы. Мы углубились в особенности арабской культуры и выяснили, что в исламе особенно почитается зелёный цвет: он был цветом знамени Пророка и ассоциируется с жизнью, благополучием и стойкостью. Исходя из этого мы сгенерировали сложный зелёный оттенок.

Изображение: maryco

Прибегайте к юмору. Я стараюсь превратить напряжённый момент или недочёты в работе в шутку, делаю смешные сравнения. Смех — сильная положительная эмоция, через неё ребята в команде легче воспринимают фидбэк и лучше понимают, что нужно исправить. Мы все близки по возрасту, и у нас похожее медиаполе, поэтому, когда я говорю цитатой из видео в TikTok, ребята сразу понимают отсылку и запоминают ситуацию.

Интересное наблюдение: смех помогает лучше запомнить детали и в будущем вернуться к сравнению или шутке в случае таких же проблем с макетом или задачей.

Свобода высказываться

Я готов обсуждать любую инициативу. Мы регулярно проводим митапы, короткие брейнштормы, на которых открыто говорим и слушаем друг друга. Такие звонки направлены и на работу над задачей и обсуждение, и на командные активности — воркшопы, тимбилдинги и просто нерабочие разговоры.

Во время работы над проектом я стараюсь развивать идеи ребят из команды, если они адекватны поставленной задаче, и даю возможность воплотить их.

Пример: мы разрабатывали айдентику для магазина часов и долго не могли подобрать ключевое решение для логотипа. Образ получался простым, нам не удавалось отразить технологичность, современность и дороговизну бренда в одном образе.

В итоге дизайнер, которая концептуально развивала проект, предложила классное решение: использовать образ самых первых солнечных часов, добавив стилеобразующие элементы про технологичность и актуальность. Она чётко аргументировала свой вариант и показала, как можно адаптировать его и применить в разных ситуациях.

Я пришёл к клиенту с этим предложением и услышал: «Да, это то, что нужно». Когда я передал обратную связь от клиента дизайнеру, она была максимально мотивирована работать дальше и развивать проект. Я думаю, что такой подход ― один из лучших способов стимулировать профессиональное развитие и раскрывать потенциал.

Логотип, который мы разработали для бренда часов
Изображение: maryco

Кроме того, рабочий диалог подсвечивает сильные стороны дизайнеров. Обсуждение задач и решений показывает, кто в чём силён. Я понимаю, кто из ребят мыслит скорее технически: скрупулёзно контролирует детали вёрстки, соблюдает требования, проверяет каждую строку в многостраничном макете. А кто, наоборот, отлично развивает концепты и креативно решает задачи.

Исходя из того, как работает дизайнер и какую он даёт обратную связь по той или иной задаче, мы корректируем его карьерный путь.

Девять месяцев назад к нам пришла новый джун-дизайнер. Она показывала высокие результаты в техническом исполнении, скорости и аккуратности работы. Сейчас она лид-дизайнер на направлении дизайн-поддержки, где большой объём задач нужно закрывать в сжатые сроки. Она смогла привить и развить в дизайнерах, которые сейчас работают на проектах поддержки, эти же качества, и благодаря этому мы выходим на большие объёмы работы.

Как я выхожу из зоны комфорта и общаюсь с клиентами

Быть экстравертом — недостаточно

Я был довольно стеснительным подростком и только в университете раскрыл потенциал экстраверта. Но несмотря на приобретённые общительность и открытость, мне пришлось постараться, чтобы комфортно чувствовать себя в рабочей коммуникации, особенно с крупными клиентами.

Думаю, что проблема была в самовосприятии: мне казалось, что я ещё «зелёный», а мои собеседники — суперопытные и всезнающие люди. Я особенно волновался перед тем, как позвонить по телефону и обговорить проблемный вопрос или ситуацию. Поначалу мне приходилось заставлять себя.

Сейчас я созваниваюсь с клиентами каждый день, иногда весь мой день состоит из переговоров. И теперь я делаю это без волнения и боязни. Мне помогли несколько вещей:

  • Конечно, практика. Постоянная прямая коммуникация с клиентами — видеоконференции или обычные звонки — тренирует этот навык. Но если вам постоянно некомфортно и уверенность не приходит, возможно, коммуникация — совсем не ваше.
  • Понимание, что, обсудив вопрос по телефону, можно сэкономить нервы, время и деньги.
  • Понимание, что в обсуждении задачи и проблемных моментов заинтересованы все. Клиент получает результат, который ему нужен, а для нас проект — возможность развить свои навыки и получить новый опыт.

Сто вопросов клиенту лучше, чем сто правок

Мы в команде стараемся мотивировать клиентов давать продуктивную обратную связь, это важно для качественного взаимодействия в рамках проекта. Мы подробно расспрашиваем о деталях, всё лишний раз уточняем, зовём в звонки, чтобы решить трудности и проговорить правки. Так можно понять, какой подход к решению задач оптимален и как лучше построить взаимодействие.

Иногда клиент такие даёт вводные и ТЗ, что с этим сложно работать: закидывает нас множеством референсов или Word-файлов с текстом и картинками ужасного качества, которые невозможно различить. Однажды к нам пришёл клиент за созданием макета многостраничного буклета. Его ТЗ включало: две строки объяснений, сорок страниц сплошного, не разбитого на разделы текста для вёрстки, референсы 120×120 пикселей, брендбук из 280 страниц (200 из них ― мокапы визиток в повороте, кружки с печатью и фотографии для корпоративной заставки на монитор).

Увидев это, мы вышли в коммуникацию и предложили заполнить подробную форму на разработку любого макета. Мы объяснили, что более детальное описание задачи ускорит нашу работу, что так мы сможем лучше понимать объём и распределять нагрузку. Клиент согласился, и впоследствии наше общение по задачам было таким же продуктивным: мы получаем аккуратно оформленные файлы с чёткими вводными и намного быстрее, почти без правок, закрываем большой поток задач.

Клиенты тоже ценят такой способ работы, потому что они заинтересованы в качественном результате, как и мы. И это позволяет нам выстроить длительное сотрудничество.

Как реагировать на явный негатив в разговоре с клиентом

Изображение: maryco

Для начала оцените, стоит ли вообще работать с заказчиком. Среди клиентов бывают разные люди, в том числе, как сейчас принято говорить, токсичные. Часто мы ещё на старте понимаем, что точно не сойдёмся, — это чувствуется во фразах, в тоне и степени открытости.

Стоит насторожиться, если диалог построен неравномерно по времени ответов. Например, клиент с порога заявляет о суперпланах на работу, озвучивает разные задачи, а когда нужно обсудить сроки и стоимость — пропадает.

Или бывает, что всё начинается гладко, но при обсуждении процесса работы клиент выдаёт очень резкое субъективное мнение и начинает диктовать условия взаимодействия.

Например, клиент предлагает работать в формате «дежурных» дизайнеров, то есть чтобы они были на связи круглосуточно. Это реальное ультимативное предложение, которое нам сделал один из клиентов на старте, — разумеется, мы от такого отказались.

Что делать, если уже во время работы начинается негатив. Вкусовщина — субъективная оценка, которая часто является некорректной: клиент хочет вносить правки исходя из своих пристрастий, он навязывает решения, неправильные с точки зрения профессионального дизайна. И часто это сигнал, что заказчик не готов и не будет готов применять альтернативные подходы.

Мы всегда стараемся попадать в ценности и запрос клиента: обговариваем все подводные камни, выясняем, что клиент видит под тем или иным понятием и решением. Если сложно достичь взаимопонимания, то обсуждаем с ним, почему он видит так, а не иначе, что, с его точки зрения, должно сработать и чем он руководствуется.

Мы всегда опираемся на фундаментальные и актуальные знания из области дизайна, маркетинга, пользовательского поведения. Чаще всего к нам приходят именно за тем, чтобы было «правильно». Когда нет мэтча между тем, что хочет клиент, и тем, как это лучше реализовать, то проект чаще всего получается весьма посредственным.

Когда напряжённый разговор происходит здесь и сейчас, я стараюсь отвечать чётко и по делу, не включаясь эмоционально. Часто после сложного общения остаётся неприятный осадок, с которым сложно выполнять другие дела. Не проводя границу между работой и собой, можно попасть в ловушку «плохой фидбэк — плохой я». Со мной так было сначала.

Сейчас я даю себе ограниченное время на переживание эмоций. Например, полчаса. Спустя пару минут думаю: «Да это и получаса не стоит. Ошибка или плохое настроение клиента не определяют меня как личность». К тому же негатив часто идёт на эмоциях, а это не всегда объективно. И дальше я спокойно продолжаю работать, делая выводы из ситуации и превращая её в опыт.

Куда расти лид-дизайнеру

Развитие у каждого индивидуальное. Какие я вижу варианты:

  • Идти EX-дизайнером в другие команды: выступать наставником, организовывать командные активности, выстраивать взаимодействие внутри команды и проектировать опыт сотрудника в компании.
  • Развиваться до арт-директора. Объём обязанностей будет похожим, но при этом у арт-директора он больше и закрывает все стадии работы над проектом: от знакомства и брифа до договорённостей о продолжении сотрудничества.
  • Открывать своё дело. Стать фаундером, вдохновителем, который выстраивает студию или агентство с нуля, решает вопросы, определяющие развитие и влияющие на финансовое состояние компании.

Мне кажется, что нужно отталкиваться от того, какая у вас цель и к чему лежит душа. Что касается меня, то я пока до конца не определился, куда хочу двигаться дальше. Сейчас я чувствую, что нахожусь в правильной точке.

Проверьте свой английский. Бесплатно ➞
Нескучные задания: small talk, поиск выдуманных слов — и не только. Подробный фидбэк от преподавателя + персональный план по повышению уровня.
Пройти тест
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована