Как сделать логотип
Важные советы, которые помогут вам придумать хороший символ бренда.
Фото: amenic181 / Getty Images
Бека Грубер
(Becka Gruber)
ОБ АВТОРЕ
Мультидисциплинарная дизайнерка, арт-директорка и предпринимательница.
Термин «брендинг» происходит от древнескандинавского слова brandr. Оно означает «сжигать», а точнее — «делать отметку огнём»: это из практики клеймения скота, когда на шкуре ставили «вечную отметку раскалённым железом».
Ниже я рассказываю о своём методе создания логотипа. По-моему, мало кто из дизайнеров вообще открыто делится своей методологией. Может быть, потому, что она складывается во что-то конкретное только с годами опыта.
Когда я училась в колледже, преподаватель мне сказал: «Да, что-то про дизайн я вам объясню, но не всё. Вдруг мы с вами потом будем конкурировать за клиента». Меня такой подход сразу не устроил. Не столько потому, что он не додавал информацию (хотя это были занятия за дополнительную плату). Мне скорее был неприятен его страх. Я уверена: знания — сила и основа всего, их нужно распространять, и не избегать диалога.
Так что делюсь своим методом под названием Brandr и даже не прошу за это денег или, например, подписаться на рассылку.
Схему Brandr я выработала сама. В основе — моё высшее дизайн-образование, горы клиентских проектов, работа во множестве агентств, прочитанные книги и статьи про дизайн логотипов и брендинг, часы просмотренных видео, походы на конференции, разговоры с коллегами и управление рабочими процессами других дизайнеров.
Самое важное в работе над дизайном логотипа
Когда вы приступаете к работе, учитывайте несколько моментов — причём они должны буквально постукивать у вас в уме, как фоновый бит:
- Изучение.
Безусловно, я всеми руками за то, чтобы проводить глубинное исследование клиента. К тому же компании любят наблюдать, какой эффект даёт им проработка и выковывание гайдлайнов по бренду и визуальной культуре. Главное, что должно определять весь ваш дизайн-процесс — это аура конкретного клиента. Логотип должен выражать образ ЭТОЙ компании (а не вас как дизайнера).
Иногда под работу над клиентским проектом я составляю особый плейлист на Spotify: в нём музыка, которая передаёт ощущения от клиента и погружает меня в нужное настроение. Попробуйте тоже составить плейлист в стиле конкретного дизайн-проекта для правильного рабочего настроя.
- Дифференциатор.
Логотип должен сообщать отличительную черту конкретного бизнеса — я это называю «дифференциатор». Что именно выделяет эту компанию среди других, предлагающих те же самые услуги? Покажите визуально эту разницу.
Подсказываю лайфхак. Запишите этот признак словами и поместите его под вариант логотипа: если лого само полностью выразит и даже дополнит эту фразу, значит, оно сделано качественно.
- Использование и «Тест на карандаше».
Где именно этот конкретный логотип будут использовать чаще всего? В обозначения брендов всегда следует закладывать динамику и масштабируемость, чтобы они подходили и для мобильных приложений, и веб‑сайтов, и флаеров, и футболок. И в то же время они должны оставаться разборчивыми, когда их будут переводить в одноцвет и печатать в виде крошечных картинок на ручках и карандашах.
Значит, полноценная иллюстрация особо не подходит в качестве лого. У значков приложений и картинок профилей в социальных сетях небольшой размер, но ведь в цифре проще работать с цветом и поправлять пиксели. А вот с карандашом такой опции нет: это же грубая печать на узкой полоске из дерева. Так что я всегда представляю именно его, когда провожу свой мысленный эксперимент.
Рекомендую как следует разобраться в анатомии логотипов. Это должны быть упрощённые знаки. Иногда их будут использовать в очень большом формате (например, на автобусе, самолёте или рекламном щите). Или лого могут оказаться в титрах и на обложке видео — и для анимации важно, чтобы они были не «плоскими», а обладали заложенным в образ потенциалом движения. Помните об этом, когда будете проверять, сильный у вас получается логотип и брендинговое решение или стоит поработать ещё.
Составьте бриф: и вы, и клиент будете в курсе процесса
Есть много разных способов делать бриф.
Самый простой — составлять облака из слов-характеристик или, если есть ресурс на более интенсивную проработку, ментальные карты, где чем важнее слово, тем крупнее оно написано. Такие брифы наглядно демонстрируют слова, описывающие компанию, а дизайн логотипа должен выражать именно их.
Например, если вы делаете проект для дерзкого современного фотографа, женственный цветочный логотип не подойдёт, как бы сам этот фотограф ни любил цветы.
Допустим, ваш клиент не согласен с тем, что вы ему «прописываете», хотя в вашем рецепте есть вполне здравая логика и он соответствует согласованному описанию компании. Тогда нужно заранее решить: стоит ли выполнять такую бессмысленную работу или лучше разойтись. Но помните: клиент — всегда главный эксперт в своей сфере деятельности. Поэтому крайне важно быть в диалоге. В рабочем процессе главное не оказаться правым, а найти наилучшее решение.
Читайте также:
Достаньте скетчбук
Сначала — руками, потом — в цифре.
Эскизы важны и нужны: благодаря им вы не создадите логотип, который будет похож на миллион других.
Логотип должен быть уникальным визуальным идентификатором. Если он точь-в-точь похож на лого какой-нибудь другой компании, то он вообще не нужен.
Некоторые дизайнеры отправляются сразу за компьютер — я называю это «двигать пиксели». Они просто перетаскивают по полю элементы, пока композиция не станет «выглядеть нормально». В этом нет стратегии. Это не решение. И это точно не работающий дизайн.
Прежде чем начнёте делать наброски, вооружитесь методом. Например, моим Brandr.
Метод Brandr
Сначала я мысленно подбираю структуру логотипа.
Всего есть три основных типа дизайна лого: только буквы, только символ или их комбинация. Расскажу про каждый и объясню, в каких случаях их стоит использовать.
Буквенные логотипы
Это имя компании, оформленное в определённом стиле. Есть инфографика о ста топовых брендах, которая показывает: у 40% из них в логотипе только текст.
Такой логотип подойдёт, если:
- У компании крутое название, оно звучное и хорошо запоминается, ИЛИ это имя человека.
- Название компании — выдуманное слово. Например, оно составлено из двух настоящих. Вот таким компаниям не нужен логотип-абстракция — имя уже абстрактно. Значит, текстовый логотип в этом случае — отличное решение, он будет выделять и правильно транслировать название.
- У компании сложное или длинное название. В этом случае логотип с композицией из букв, монограммой или аббревиатурой будет проще использовать на разных носителях и легче воспринимать визуально и на слух.
Буквенные логотипы должны быть:
- легко читаемы,
- оригинальны,
- оформлены кастомным шрифтом.
Возможные форматы:
- монограммы,
- сокращения,
- аббревиатуры и мнемонические приёмы,
- просто текст буквами.
А ещё к таким логотипам можно добавить рамку — круг, квадрат и так далее.
Логотипы-знаки
Фирменный знак или символ бренда — это моментально узнаваемое изображение, то есть противоположность буквенному логотипу. Знакам не нужны слова.
Нужно обладать достаточно крепкими навыками в иллюстрации, чтобы работать с ними.
Такой логотип подойдёт, если:
- Имя компании — это узнаваемый конкретный образ, который можно креативно стилизовать и упростить.
- Необходимо передать большую идею или стратегически обеспечить двусмысленность. Например, логотип Nike Swoosh подразумевает движение — это большая идея.
- В компании много разных направлений работы — знак их объединит.
- У компании есть талисман или маскот — персонаж, который олицетворяет её ценности или идею.
Знаки должны быть:
- упрощёнными;
- легко запоминающимися (то есть их достаточно просто нарисовать по памяти).
Возможные форматы:
- иллюстрация-символ,
- абстракция,
- талисман.
Комбинированные логотипы
Это текст и символ, объединённые в неразрывную связку. Слышала, что дизайнеры называют такое «блоками».
Кстати, иногда фирменный знак — это остаток от комбинированного логотипа: когда компании становятся очень известными, они часто избавляются от буквенной части.
Такой логотип подойдёт, если:
- Всегда.
Комбинированные логотипы — всегда отличное решение, потому в них есть всё необходимое. И они прекрасно помогают связать вместе несколько брендов компании, партнёров, филиалов или подразделений. Да, такие проекты требуют больше работы, и относиться к ним нужно соответственно, закладывать больше времени.
В эту категорию можно записать эмблемы, которые часто используют университеты, общественные организации и государственные учреждения. Они отлично работают в дизайне упаковки, но менее универсальны, чем фирменные знаки или буквенные лого: если эмблему нужно поместить в маленькое пространство (на карандаш или в значок приложения), из-за множества мелких деталей она будет неразборчива.
Провести клиента по методу Brandr будет проще, если использовать мою шпаргалку. Она ниже.
Я выступаю за то, чтобы сначала показывать клиентам грубые наброски и только потом делать полноценный дизайн. Потратьте время на то, чтобы объяснить рабочий процесс и идеи, которые вы предлагаете, чтобы клиенты понимали механику решения и его ценность.
Шпаргалка: бланк для работы по схеме Brandr
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!