Визуальный код: Эмпайр-стейт-билдинг
Символ американских амбиций и храм атлантов, расправивших плечи.


Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Этот силуэт узнают по всему миру. Он вдохновляет архитекторов, дизайнеров и художников, а его образ прочно укоренился в массовой культуре.
Разберёмся, как здание Эмпайр-стейт-билдинг превратилось в поп-икону и почему его образ продолжают интерпретировать в кино, рекламе и графическом дизайне.
Гонка за высоту
В 1920-е Америка переживала период бурного экономического роста — именно того, что в конце десятилетия (среди прочих причин) привёл страну в 1929 году к Великой депрессии. Шла массовая урбанизация, крупные города становились ещё крупнее. Технологические прорывы — конвейеры, автомобили, станки — упрощали и ускоряли возведение зданий. Строительство получало колоссальные инвестиции.
В этот период, который называют ревущими двадцатыми и эпохой просперити, в США господствовала идеология успеха и деловой хватки.
«Дело американского народа — бизнес. Тот, кто строит фабрику, строит храм. Тот, кто на фабрике работает, молится там».
Президент США Калвин Кулидж, 1925 год
В 1920-е началась настоящая «гонка за высоту»: в деловых Чикаго, Миннесоте и Нью-Йорке стали проектировать и возводить всё более и более высокие здания для процветающих компаний и предприятий.
Например:
- Здание компании Palmolive. Завершено в 1929 году, высота 172 метра.
- Небоскрёб по адресу: 10 East 40th Street. Завершён в 1929 году, высота 193 метра.
- Крайслер-билдинг. Завершён в 1930 году, высота 319 метров.
- Небоскрёб General Electric. Завершён в 1931 году, высота 200 метров.

Изображение: Brooklyn Museum / Google Arts and Culture

Кадр: фильм «Мегалополис» / American Zoetrope / Lionsgate Films
Инженерная эстетика
Проект Эмпайр-стейт-билдинга разработала архитектурная фирма Shreve, Lamb & Harmon по заказу бизнесмена Джона Джейкоба Раскоба и бывшего губернатора Нью-Йорка Альфреда Смита.
Строительство началось в 1930 году и шло рекордными темпами — небоскрёб возвели всего за 1 год 45 дней. Высота составила 381 метр: Эмпайр-стейт-билдинг стал самым высоким зданием в мире на несколько десятилетий.
Стилистически Эмпайр-стейт-билдинг можно отнести к «эстетике машинной эры эпохи ар-деко». Его архитектура достаточно сдержанна и сочетает черты строгого классицизма и геометричного ар-деко, фасад отделан светлыми известняковыми плитами.

Читайте также:

Фото: Bettmann / Льюис Хайн / The Phillips Collection / Google Arts and Culture

Фото: Ingfbruno / Wikimedia Commons

Фото: Irving Browning / The New York Historical Society / Getty Images

Фото: freshwater2006 / Flickr
На самом верху шпиля Эмпайр-стейт изначально была мачта для причала дирижаблей — 1920–1930-е были как раз золотым веком этого транспорта. Это был ещё один триумф технологий и прогресса, однако ни один «цеппелин» к небоскрёбу так и не причалил: довольно быстро выяснилось, что воздушные потоки не позволят сделать это безопасно.

Изображение: The Strong National Museum of Play / Google Arts and Culture / New-York Historical Society / Google Arts and Culture

Фото: Museum of Innovation & Science / Google Arts and Culture
Имперское и бессознательное
Зигфрид Гидион, швейцарский историк архитектуры и теоретик модернизма, рассматривал небоскрёбы не только как инженерные достижения, но и как символы власти, технологий и коллективных амбиций.
В своём труде Space, Time and Architecture (1941) он описывал их как архитектурные объекты, выходящие за рамки функциональности и становящиеся иконами индустриальной эпохи. По его мнению, небоскрёбы отражают стремление человечества покорять пространство, преодолевать гравитацию и утверждать своё превосходство над природой.
Хотя Гидион не использовал строго фрейдистскую терминологию, его анализ перекликается с психоаналитическими интерпретациями: возведение супервысотных зданий связывается с глубинными психическими и социальными процессами.

Фото: Museum of Innovation & Science / Google Arts and Culture

Фото: Mulevich / Shutterstock
На другой стороне и позже
Сталинские высотки 1950-х в Москве — двоюродные родственники Эмпайр-стейт-билдинг.
Советские архитекторы стремились создать здания, символизирующие мощь и прогресс страны. Они использовали успешный опыт американцев в строительстве, а к классицизму примешивали элементы ар-деко и неоготики, характерные для нью-йоркских высоток.
У шпилей московских зданий не только декоративное значение, но и политический подтекст: эти элементы архитектуры явно подчёркивали их отличие от американских.

Фото: mos.ru

Фото: Bettmann / Getty Images
Город, который никогда не спит
С момента своего открытия Эмпайр-стейт-билдинг стал доминантой делового, светящегося, эффектного и эффективного Нью-Йорка. Его величественный силуэт на панораме «города, который никогда не спит», часто появляется в фильмах и на фотографиях, символизируя энергию и динамику мегаполиса.
И заодно работает как указатель, что в кадре именно Нью-Йорк, точно как Эйфелева башня обязательно означает Париж.

Скриншот: Jay-Z / YouTube

Читайте также:
Например, сцена из культового фильма «Кинг-Конг» 1933 года и его ремейка 2005-го, где гигантская горилла взбирается на вершину небоскрёба, — одна из самых узнаваемых в истории кино. Эмпайр-стейт-билдинг здесь такой же герой, как огромное чудовище и нежная блондинка.


Фото: Роберт Марковиц / NASA / Google Arts and Culture

Фото: Tupungato / Shutterstock
Эмпайр-стейт-билдинг в культуре
Архитектурный стиль ар-деко, в котором выполнен Эмпайр-стейт-билдинг, — это чёткие линии, ясная геометрия, блеск стекла и металла. Вытянутый силуэт здания с постепенно уменьшающимися ярусами и шпилем на вершине создаёт силуэт, устремлённый ввысь.
Как и весь дух неспящего процветающего Нью-Йорка двадцатых, этот образ вдохновлял художников и графиков на интерпретации темы гонки, прогресса и амбиций.

Изображение: Tate Britain / The Newark Museum of Art / Google Arts and Culture / постер к фильму «Метрополис» / Universum Film AG
Часто американские компании используют образ Эмпайр-стейт-билдинга в маркетинговых материалах: так создаётся визуальная связь бизнеса с Нью-Йорком, динамичной атмосферой, успехом и целеустремлённостью.

Фото: Джон Роулингс / Condé Nast Archive / Google Arts and Culture

Фото: Roy Rochlin / Getty Images for Empire State Realty Trust
Эмпайр-стейт-билдинг в коммерческом дизайне
Образ Эмпайр-стейт-билдинг много используют в графическом дизайне, украшениях, аксессуарах и даже предметах интерьера. И, конечно, сувенирах, поскольку этот небоскрёб — одна из главных мировых достопримечательностей: смотровые площадки на 86-м и 102-м этажах ежегодно посещают около 3,5 миллиона туристов, что составляет примерно 9500 человек в день.

Фото: The Strong National Museum of Play / Google Arts and Culture

Фото: 1st Dibs / 1st Dibs

Фото: 1st Dibs / 1st Dibs
В графическом дизайне и иллюстрациях тоже достаточно интересных примеров. Силуэт некогда самого высокого небоскрёба, который ассоциируется с урбаном и энергией большого города, можно встретить повсюду — от пропагандистских плакатов (любой стороны) до иконок приложений.

Изображение: Viktor Koretsky / 1st Dibs

Изображение: San Francisco Museum of Modern Art

Читайте также:

Изображение: Museum of the City of New York / New Yorker

Читайте также:

Изображение: Madison Square Garden Sports

Изображение: FOREAL® Studio / Behance / Emojis
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!