Скидки до 50% и 3 курса в подарок : : Выбрать курс
Дизайн
#статьи

Визуальный код: Эмпайр-стейт-билдинг

Символ американских амбиций и храм атлантов, расправивших плечи.

Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media

Этот силуэт узнают по всему миру. Он вдохновляет архитекторов, дизайнеров и художников, а его образ прочно укоренился в массовой культуре.

Разберёмся, как здание Эмпайр-стейт-билдинг превратилось в поп-икону и почему его образ продолжают интерпретировать в кино, рекламе и графическом дизайне.

Гонка за высоту

В 1920-е Америка переживала период бурного экономического роста — именно того, что в конце десятилетия (среди прочих причин) привёл страну в 1929 году к Великой депрессии. Шла массовая урбанизация, крупные города становились ещё крупнее. Технологические прорывы — конвейеры, автомобили, станки — упрощали и ускоряли возведение зданий. Строительство получало колоссальные инвестиции.

В этот период, который называют ревущими двадцатыми и эпохой просперити, в США господствовала идеология успеха и деловой хватки.

«Дело американского народа — бизнес. Тот, кто строит фабрику, строит храм. Тот, кто на фабрике работает, молится там».

Президент США Калвин Кулидж, 1925 год

В 1920-е началась настоящая «гонка за высоту»: в деловых Чикаго, Миннесоте и Нью-Йорке стали проектировать и возводить всё более и более высокие здания для процветающих компаний и предприятий.

Например:

  • Здание компании Palmolive. Завершено в 1929 году, высота 172 метра.
  • Небоскрёб по адресу: 10 East 40th Street. Завершён в 1929 году, высота 193 метра.
  • Крайслер-билдинг. Завершён в 1930 году, высота 319 метров.
  • Небоскрёб General Electric. Завершён в 1931 году, высота 200 метров.
Панорама с небоскрёбами Нью-Йорка на марке, 1939 год. На переднем плане Бруклинский мост, собранный из стальных прутьев: эта же технология позволила строить первые небоскрёбы
Изображение: Brooklyn Museum / Google Arts and Culture
Отсылка к строительству знаменитых небоскрёбов Нью-Йорка в фильме «Мегалополис» Фрэнсиса Форда Копполы
Кадр: фильм «Мегалополис» / American Zoetrope / Lionsgate Films

Инженерная эстетика

Проект Эмпайр-стейт-билдинга разработала архитектурная фирма Shreve, Lamb & Harmon по заказу бизнесмена Джона Джейкоба Раскоба и бывшего губернатора Нью-Йорка Альфреда Смита.

Строительство началось в 1930 году и шло рекордными темпами — небоскрёб возвели всего за 1 год 45 дней. Высота составила 381 метр: Эмпайр-стейт-билдинг стал самым высоким зданием в мире на несколько десятилетий.

Стилистически Эмпайр-стейт-билдинг можно отнести к «эстетике машинной эры эпохи ар-деко». Его архитектура достаточно сдержанна и сочетает черты строгого классицизма и геометричного ар-деко, фасад отделан светлыми известняковыми плитами.

Эмпайр-стейт-билдинг во время строительства
Фото: Bettmann / Льюис Хайн / The Phillips Collection / Google Arts and Culture
Орлы и орнаменты над входом в Эмпайр-стейт-билдинг
Фото: Ingfbruno / Wikimedia Commons
Оригинальный интерьер офисного пространства Эмпайр-стейт-билдинг. Он утилитарный и достаточно простой, но с элементами ар-деко (например, к этому стилю можно отнести дизайн светильников)
Фото: Irving Browning / The New York Historical Society / Getty Images
В вестибюле здания на потолке находится фреска с изображением звёздного неба в стиле ар-деко. Кроме золотых звёзд на этом небе шестерёнки — символическая дань индустриальной эпохе. В 1960-х фреску закрасили и скрыли, в 2009-м открыли отреставрированный артефакт заново
Фото: freshwater2006 / Flickr

На самом верху шпиля Эмпайр-стейт изначально была мачта для причала дирижаблей — 1920–1930-е были как раз золотым веком этого транспорта. Это был ещё один триумф технологий и прогресса, однако ни один «цеппелин» к небоскрёбу так и не причалил: довольно быстро выяснилось, что воздушные потоки не позволят сделать это безопасно.

Изображать дирижабль рядом с Эмпайр-стейт-билдинг стало стандартом. Позже вместо устаревшего воздушного транспорта стали рисовать самолёт. Слева открытка 1934 года, справа картина 1940-го
Изображение: The Strong National Museum of Play / Google Arts and Culture / New-York Historical Society / Google Arts and Culture
В 1952 году на шпиле Эмпайр-стейт-билдинг установили телевизионную антенну
Фото: Museum of Innovation & Science / Google Arts and Culture

Имперское и бессознательное

Зигфрид Гидион, швейцарский историк архитектуры и теоретик модернизма, рассматривал небоскрёбы не только как инженерные достижения, но и как символы власти, технологий и коллективных амбиций.

В своём труде Space, Time and Architecture (1941) он описывал их как архитектурные объекты, выходящие за рамки функциональности и становящиеся иконами индустриальной эпохи. По его мнению, небоскрёбы отражают стремление человечества покорять пространство, преодолевать гравитацию и утверждать своё превосходство над природой.

Хотя Гидион не использовал строго фрейдистскую терминологию, его анализ перекликается с психоаналитическими интерпретациями: возведение супервысотных зданий связывается с глубинными психическими и социальными процессами.

Фаллический Эмпайр-стейт-билдинг в 1930 году. Шпиль Эмпайр-стейт-билдинг в приближении
Фото: Museum of Innovation & Science / Google Arts and Culture
«Вдруг брат показывает мне — вон там „Эмпайр-стейт-билдинг“. И я вижу его. Он возвышается над окружающим ландшафтом. Верхние этажи освещены голубоватым светом. Я уговариваю брата отправиться туда. Прямо сейчас. Но у брата другие планы. Сейчас, мол, уже поздно. Он говорит, что пора возвращаться домой, посмотрим телевизор». Роман Эрленда Лу «Наивно. Супер»
Фото: Mulevich / Shutterstock

На другой стороне и позже

Сталинские высотки 1950-х в Москве — двоюродные родственники Эмпайр-стейт-билдинг.

Советские архитекторы стремились создать здания, символизирующие мощь и прогресс страны. Они использовали успешный опыт американцев в строительстве, а к классицизму примешивали элементы ар-деко и неоготики, характерные для нью-йоркских высоток.

У шпилей московских зданий не только декоративное значение, но и политический подтекст: эти элементы архитектуры явно подчёркивали их отличие от американских.

Возведение высотки на Садовой-Спасской (метро «Красные ворота»), между 1949-м и 1953-м
Фото: mos.ru
Делегация с Никитой Хрущёвым на смотровой площадке Эмпайр-стейт
Фото: Bettmann / Getty Images

Город, который никогда не спит

С момента своего открытия Эмпайр-стейт-билдинг стал доминантой делового, светящегося, эффектного и эффективного Нью-Йорка. Его величественный силуэт на панораме «города, который никогда не спит», часто появляется в фильмах и на фотографиях, символизируя энергию и динамику мегаполиса.

И заодно работает как указатель, что в кадре именно Нью-Йорк, точно как Эйфелева башня обязательно означает Париж.

Кадр из клипа на мировой суперхит Empire State of Mind («Эмпайр-стейт-менталитет» или «Имперский образ мышления» в русском переводе)
Скриншот: Jay-Z / YouTube

Например, сцена из культового фильма «Кинг-Конг» 1933 года и его ремейка 2005-го, где гигантская горилла взбирается на вершину небоскрёба, — одна из самых узнаваемых в истории кино. Эмпайр-стейт-билдинг здесь такой же герой, как огромное чудовище и нежная блондинка.

Кадр: фильм «Кинг-конг», 1933 г / RKO Radio Pictures / «Кинг-конг», 2005 г / Universal Pictures
Эмпайр-стейт на фоне летящего космического челнока «Энтерпрайз». Этот кадр демонстрирует всевозможные научные и бизнес-достижения США
Фото: Роберт Марковиц / NASA / Google Arts and Culture
В Эмпайр-стейт-билдинг арендуют офисы суперизвестные компании: LinkedIn, Shutterstock, JCDecaux, Booking
Фото: Tupungato / Shutterstock

Эмпайр-стейт-билдинг в культуре

Архитектурный стиль ар-деко, в котором выполнен Эмпайр-стейт-билдинг, — это чёткие линии, ясная геометрия, блеск стекла и металла. Вытянутый силуэт здания с постепенно уменьшающимися ярусами и шпилем на вершине создаёт силуэт, устремлённый ввысь.

Как и весь дух неспящего процветающего Нью-Йорка двадцатых, этот образ вдохновлял художников и графиков на интерпретации темы гонки, прогресса и амбиций.

«Душа бездушного города (Нью-Йорк — абстракция)», Кристофер Невинсон, 1920 год. «Голос Нью-Йорка в интерпретации: небоскрёбы (нос корабля)», Джозеф Стелла, 1920–1922 годы. Постер к фильму «Метрополис», 1927 год
Изображение: Tate Britain / The Newark Museum of Art / Google Arts and Culture / постер к фильму «Метрополис» / Universum Film AG

Часто американские компании используют образ Эмпайр-стейт-билдинга в маркетинговых материалах: так создаётся визуальная связь бизнеса с Нью-Йорком, динамичной атмосферой, успехом и целеустремлённостью.

Светская львица Люсиль Кархарт у гидросамолёта на фоне Эмпайр-стейт-билдинг. Рядом с ней мужчина в тёмной одежде держит пару чемоданов с рисунком Louis Vuitton
Фото: Джон Роулингс / Condé Nast Archive / Google Arts and Culture
Анонс мирового тура группы Thirty Seconds to Mars: в ноябре 2023 года Джаред Лето, фронтмен группы, совершил восхождение на Эмпайр-стейт-билдинг, став первым человеком, официально поднявшимся на его вершину. Это событие было частью промокампании
Фото: Roy Rochlin / Getty Images for Empire State Realty Trust

Эмпайр-стейт-билдинг в коммерческом дизайне

Образ Эмпайр-стейт-билдинг много используют в графическом дизайне, украшениях, аксессуарах и даже предметах интерьера. И, конечно, сувенирах, поскольку этот небоскрёб — одна из главных мировых достопримечательностей: смотровые площадки на 86-м и 102-м этажах ежегодно посещают около 3,5 миллиона туристов, что составляет примерно 9500 человек в день.

Солонка и перечница
Фото: The Strong National Museum of Play / Google Arts and Culture
Подвеска-шарм для браслета из 14-каратного золота, винтаж. Набор из четырёх фарфоровых кружек, дизайн Энди Уорхола, 1970-е
Фото: 1st Dibs / 1st Dibs
Лампа ар-деко в виде шпиля Эмпайр-стейт-билдинг, 1938 год. Пара шейкеров с дизайном, вдохновлённым этой высоткой, 1930-е
Фото: 1st Dibs / 1st Dibs

В графическом дизайне и иллюстрациях тоже достаточно интересных примеров. Силуэт некогда самого высокого небоскрёба, который ассоциируется с урбаном и энергией большого города, можно встретить повсюду — от пропагандистских плакатов (любой стороны) до иконок приложений.

Постер. СССР, 1985 год
Изображение: Viktor Koretsky / ​​1st Dibs
Постер Сеймура Кваста для Дня Земли, 1991 год
Изображение: San Francisco Museum of Modern Art
Графика Милтона Глейзера, 1967 год. Обложка The New Yorker от 12 июня 1995 года
Изображение: Museum of the City of New York / New Yorker
В старой версии логотипа баскетбольной команды «Нью-Йорк Никс» (New York Knicks, NBA) был стилизованный силуэт Эмпайр-стейт-билдинг
Изображение: Madison Square Garden Sports
Слева творческий проект студии Foreal о том, что дизайнеры больше всего любят в Нью-Йорке. Справа ИИ-эмодзи
Изображение: FOREAL® Studio / Behance / Emojis

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!



Попробуйте 4 топовые профессии в дизайне. Бесплатно ➞
За 5 дней вы познакомитесь с иллюстрацией, UX/UI-, веб- и графическим дизайном. Добавите 4 крутых кейса в портфолио и решите, в каком направлении развиваться дальше.
Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована