Дизайн
#Мнения

Дизайн-мышление в эпоху неопределённости

Рассказываем, как использовать практики дизайн-мышления в кризисных ситуациях и победить тревожность.

Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media

Дизайн-мышление — это инструмент решения задач в интересах пользователя продукта. Принципы дизайн-мышления можно использовать в любых целях, начиная с планирования туристической поездки и заканчивая технически сложной разработкой. Суть подхода заключается в том, чтобы выйти за пределы стереотипов и привычных способов решения задач.

Рассказываем, что такое дизайн-мышление, и разбираем его этапы в этом материале.

Схема этапов дизайн-мышления
Изображение: Whale Design / Shutterstock

В этом году многие оказались в ситуации неопределённости. Старые паттерны поведения перестают работать, это сбивает с толку и пугает. Мы пообщались с руководителем отдела исследований UX-лидом SberDevices Алиной Ермаковой о том, как использовать методику дизайн-мышления в ситуации кризиса.

Из материала вы узнаете:


Алина Ермакова

Отвечает за UX в SberDevices, евангелист развития компетенции исследований в «Сбере». Преподаватель на программах UX/UI в Британской высшей школе дизайна и Bang Bang Education, лектор ВШЭ, проводит тренинги по исследованиям и дизайн-мышлению. Фасилитатор, нейрокоуч.

Самый главный вопрос, который рекомендуют проработать коучи и психотерапевты, когда речь заходит о будущем, — могу я повлиять на него или нет. Невозможно сидеть и думать о том, что будет в будущем, не собрав воедино вводные данные, которые легли бы в основу стратегии.

В жизни всегда случаются какие-то изменения, смены курсов и неприятности, которые вызывают страх. Повестки могут быть разными, но так же плохо и страшно людям, которые теряют близких родственников или сталкиваются с тяжёлыми болезнями. В этих ситуациях возникают абсолютно те же вопросы — как жить дальше, как найти новую мотивацию, какие сделать следующие стратегические шаги.

Страх за безопасность прописан у нас в подкорке, в рептильном мозге. И стрессовые ситуации — крутой полигон, чтобы прокачать в себе новые нейронные связи.

Дизайн-мышление для выхода из кризиса

Шаг 1


Персонаж и эмпатия

Дизайн-мышление — это практика работы в условиях неопределённости, и потому его принципы могут очень классно ложиться на работу со стрессом, когда неопределённость на входе — это основа задачи.

Обычно в дизайн-мышлении используют персонажа, которого описывают и на котором фокусируются. Это собирательный образ, но сейчас это будет образ себя самого.

Описать себя нужно вот таким образом:

  • кто я;
  • где живу;
  • что делаю по жизни.

Следом составляют карту эмпатии, её также нужно сделать о себе. В классическом виде она состоит из того, что вы думаете, чувствуете, говорите и делаете. Но я предлагаю её заменить и сфокусироваться на той задаче, которую вы для себя определили.

Классическая карта эмпатии в дизайн-мышлении
Фото: Myriam B / Shutterstock

Нужно разделить лист на три сектора. Первый — о себе, второй — ресурсы, которые нужны для достижения целей, третий — фокус на препятствиях, связанных с задачей.

  • Первый сектор — о пользователе. Здесь какие-то общие вещи. Они нужны, чтобы мозг простроил персонажа и начал воспринимать себя более конкретно. То есть это уже не просто условный «я», а прямо конкретные пункты: кто я, где я живу, чем занимаюсь, чем увлекаюсь.
  • Второй сектор — текущее состояние и положение дел. Что у меня есть для решения проблемы? Что я делаю? Какие у меня есть ресурсы и возможности? Какие есть связи и круг общения? Какую от этого круга можно получить помощь? Здесь выписываете всё, что связано с ресурсами, в самом широком смысле.
  • Третье — это страхи и препятствия. Какие есть эмоциональные блоки? Может, какие-то физические ограничения или юридические сложности, например, с документами или обязательствами.

Шаг 2


Анализ

Теперь, используя эти три сектора, в которых вы разобрали истинное положение дел, нужно начать генерировать идеи.

Очень важно целеполагание. Идея должна быть предельно конкретной. Например, «начинаю жить по-другому» — это плохая формулировка. Идея — это что именно делать, в какой период и в чём будет заключаться действие. И ещё, кстати, мой любимый вопрос, с которым я живу по жизни, — это же слоган моего отдела исследований — «Чтобы что?». Зачем тебе надо именно это, чего ты хочешь.

На первом этапе нужно накидывать абсолютно всё, что приходит в голову. Мозг не любит далеко ходить и тратить энергию, поэтому первые идеи всегда будут очень логичные. Сознание подсовывает то, что уже было в прошлом, поскольку это хорошо знакомо или потому, что наиболее простые варианты требуют меньшие затраты ресурсов.

Но так как вы сейчас находитесь в стрессовой ситуации неопределённости, то этого недостаточно. Именно поэтому нужно генерировать идеи в несколько раундов — под разным углом и обязательно без каких-либо рамок: выписывать всё что угодно, даже самые абсурдные варианты.

После того как список готов — в нём может быть и до ста позиций, — нужно сделать отбор.

У дизайн-мышления есть несколько переменных, которые помогают мне в моей личной практике определить, что подходит для работы:

  • Первое — time to market, срок вывода решения на рынок. Это та идея, которую можно быстро внедрить и проверить. Нужно дать себе какой-то срок — например, месяц или даже две недели, — в какой перспективе ты хочешь что-то реально изменить.
  • Второе — я называю это «очевидно». Это те вещи, которые надо сделать в любом случае, эдакий минимум. База, на которой будут основаны дальнейшие шаги.
  • Третье — «вау». Это что-то действительно очень крутое, что вырывает из контекста. На реализацию таких идей может понадобиться много сил и ресурсов, и вы можете быть к этому даже не готовы, но это реально круто — то, что хочешь на самом деле.

    Эти идеи могли существовать и раньше, никак не связанные с последними событиями. Просто откладывались, и вот наконец появился повод это сделать — сейчас у многих так и происходит.

Из этих трёх списков станет понятно:

  • Что нужно сделать в любом случае — идеи раздела «очевидно» лягут в основу будущего MVP, решения задачи.
  • Отмеченные идеи из time to market — это то, что можно реализовать в обозримом будущем. Какие фичи будут у «продукта», какие действия и какие потребности получится закрыть. Выбирая эти идеи, нужно чётко понимать, что раз они отобраны, то в течение обозначенного срока вы их собираетесь сделать.
  • Обычно для «вау»-идей нужно время, ресурсы и календарный план, через который мы пойдём к этой цели.

    С ними я бы поработала отдельно, начав опять с эмпатии. Первыми будут все те же вопросы: что мне нужно, чтобы реализовать эту идею? Какие нужно иметь для этого ресурсы? Они у меня есть? Если нет, то как их можно получить?

    Работа с идеями первых двух категорий и категории «вау» — две параллельные активности. Так вы работаете как на «здесь и сейчас», так и на перспективу. Для того чтобы мечта осуществилась через год, начать работать с ней нужно уже сегодня.

Шаг 3


Продуктовые метрики

Обязательно нужно посидеть и продумать продуктовые метрики. Это те переменные, с помощью которых вы сможете оценивать, стало ли лучше, и если стало, то в чём. Метрики будут зависеть от идеи. Они позволят понять — дошли ли вы до поставленной цели и насколько успешный проделали путь.

Это хорошо работающая практика — ты принимаешь решение и обещаешь себе (или терапевту) прийти через неделю с результатом. Здесь то же самое — разобрали проблему, определились с действиями, а дальше начинаете прототипировать, тестировать и проверять. Метрики — это обязательный элемент, по которому можно понять результат.

Шаг 4


Прототипирование и тестирование

Следующий этап — прототипирование и тестирование. На этапе прототипирования пробуют, смотрят, итерационно тестируют, что получается или не получается. Применяют свои идеи и гипотезы в разных областях, оценивают результат и смотрят, что можно изменить. На этапе тестирования часто становится заметно, что либо что-то пропустили, либо дело пошло не туда.

Кайф дизайн-мышления в том, что с любой стадии можно вернуться на предыдущую. Когда есть готовый прототип, то очень многое становится ясным. Именно поэтому можно вернуться на один из предыдущих этапов и докрутить идеи, проработать конкретику.

Результат

По итогу проделанной работы у вас:

  • есть собственный профиль, где разобрано текущее состояние, отдельно ресурсы, отдельно страхи и барьеры;
  • есть сформулированная идея;
  • есть понимание, что брать на ближнюю перспективу как time to market, с чем работать как с MVP и в чём большая цель на будущее;
  • сформированы метрики, через которые становится понятно, что работает, а что нет, стоит ли продолжать или нужно вернуться на круг обратно.

Результат получится очень чётким, поскольку всё это — именно дизайн-мышленческие и продуктовые методы. Или же вы поймаете себя на мысли, что не получается сформировать ничего конкретного и вообще неясно, зачем что-то менять. И это тоже хороший результат.

При этом одна из ключевых сложностей в стрессе — отделить логику от эмоций. Эмоциональный фон можно очень круто раскачивать и накручивать себя. На это будет уходить много энергии и сил. Но в ситуации неопределённости ты не можешь позволить себе впадать в истерику, либо «стать деревом» — в любой момент нужно уметь принять решение.

Как сохранить себя в стрессовых условиях

Приём 1


Разобраться в происходящем рационально

Здесь можно использовать первый этап работы по принципам дизайн-мышления — этап эмпатии. То есть исследовать as is, чтобы понять, что сейчас реально происходит непосредственно для тебя.

Нужно ответить себе на следующие вопросы:

  • Что сейчас происходит?
  • Какими ресурсами я обладаю?
  • Что я могу себе позволить?
  • Какие у меня есть классные качества?
  • Какие есть мешающие качества, но тоже классные? Негативные и отрицательные тоже важно зафиксировать.

Это очень полезное упражнение, оно позволит понять, что по факту изменилось, и взглянуть на ситуацию не столь эмоционально.

Также полезно разделить лист на четыре сектора, которые затем заполнить:

  • на что я влияю;
  • кто на меня влияет;
  • на что я могу повлиять;
  • на что не могу повлиять.

Ответы помогут разобраться, что конкретно изменилось прямо здесь и сейчас. Иногда оказывается, что на самом-то деле изменилось не так много.

Приём 2


Физические практики

Мы не начнём принимать решения, если варимся только в эмоциях. Например, если нам страшно, то мозг отключается, наступает ступор. Но человек может управлять своими эмоциями на физическом уровне, через тело.

Нам нужно выгонять из тела гормоны — тот же кортизол, «гормон страха». Для этого нужно побегать, попрыгать, что-то побить. Именно сейчас — самое время заняться спортом, если вы этого ещё не сделали.

Приём 3


Бережное отношение к себе

В древние века надо было выживать — шелохнувшаяся веточка могла скрывать за собою тигра. Поэтому наши нейроны остро реагируют именно на негатив. Это очень классный механизм, но в современном мире он работает в ущерб, особенно если речь идёт о потреблении контента.

Очень важна осознанная работа с информацией и осознанное поведение. Если ты замечаешь, что не вывозишь, значит, ты должен взять на себя ответственность и сделать всё, чтобы вытащить себя из этого состояния. Лишь сделав это, можно принимать решение, насколько далеко ты можешь пойти, какое участие хочешь принимать в событиях.

Приём 4


Фильтрация контента

Если получать много негативной информации и гасить эмоции, то мозг просто не сможет справиться. Он будет либо блокировать всё до лучших времён, чтобы потом взорваться, либо оставит совсем без сил — ты ляжешь и не сможешь встать.

Чем больше ты начинаешь читать, додумывать, тем больше у тебя искажается восприятие мира — начинает казаться, что всё всегда плохо. Нужно заставлять себя отключаться. Очень помогает музыка, фильмы и книги — лучше выбирать позитивные, безопасные сюжеты. Или хорошо знакомые произведения, эмоции от которых известны заранее, что даст чувство стабильности. И это не означает «надеть шоры» — это означает дать место восполнению.

Приём 5


Найти то, что наполняет

Ещё одна важная тема — что тебя наполняет. Есть распространённое заблуждение, что сейчас ты отработал пять дней на работе, придёшь домой, все выходные проведёшь с семьёй и наполнишься. К сожалению, это не совсем так. Семья — это прекрасно, но там есть обязанности, быт, дети, дела, которые ты всю неделю отодвигал. Ты не отдыхаешь.

Психологи говорят, что в идеале 30% времени в неделю или в месяц обязательно нужно уделять самому себе. Очень важно ответить на вопрос, что тебя наполняет. Нужно найти время на себя, желательно его сделав неким ритуалом — то есть постоянно повторяющимся действием. Максимальное наполнение происходит, когда ты не тратишь своё внимание на других людей, а любишь себя и занимаешься тем, что нравится именно тебе. Если только тратить себя, то сил не останется ни на что.

Как итог

На нас лежит ответственность за то, кем мы станем в будущем, что будем делать, где жить и что созидать. Меня это очень сильно вдохновляет. При всех прочих равных мы не сможем решить сложные задачи, если будем фокусироваться на негативе, тратить очень много сил на переживания. При этом проживать свои чувства надо обязательно, но и не забывать запасаться ресурсами для будущих свершений.

Если вам сейчас кажется, что у вас нет ресурса, то нужно попробовать пересобрать себя, сменить местоположение, выйти из контекста. Посмотреть с другой стороны. В этом поможет и осознанность в отношении к себе, и дизайн-мышление.

Читайте также:


Научитесь: UX-дизайнер с нуля до PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована