Люди, на которых держится современный дизайн: создатели Figma, Photoshop и других сервисов
Кто придумал удобные кнопки Figma, сетку картинок на Pinterest и слои в Photoshop? Рассказываем, как разрабатывали дизайнерское ПО.
Иллюстрация: Сheesalie / Pinterest / Cliff Obrecht and Melanie Perkins / Alina Gozin’a / Ben Silbermann / Getty images / Dylan Field / Wikimedia Commons / Canva Logo / Ps logo / Meery Mary для Skillbox Media
Индустрия дизайна — это не только дизайнеры. Не менее важны разработчики, которые придумывают новые технологии, менеджеры и инвесторы, которые продвигают их на рынок. Без Photoshop, Illustrator или Figma дизайн, возможно, был бы совсем не таким, каким мы его знаем.
Рассказываем о том, как создавались самые популярные сервисы и что за люди стоят за ними.
Дилан Филд создал Figma
Figma — это один из самых популярных графических редакторов для дизайна интерфейсов и сайтов. В программе можно создавать векторную графику, делать анимированные прототипы и работать в команде в режиме реального времени.
9 марта Figma отменила платные подписки для пользователей из России. На момент публикации бесплатная версия графического редактора работает.
Программу создал американский студент Дилан Филд. Когда Figma вышла на рынок, ему было всего 24 года.
В юности Дилан занимался актёрским мастерством, а в Брауновском университете изучал политические науки. Со временем в университете он отдал предпочтение программированию, стажировался как разработчик ПО в LinkedIn и Flipboard.
В университете Дилан познакомился со студентом-программистом Эваном Уоллесом. Они решили запустить стартап — податься на стипендию Тиля в 100 000 долларов для молодых предпринимателей. Их первой бизнес-идеей было создание бюджетных дронов. Но студенты не смогли решить вопросы конфиденциальности — они посчитали, что дроны могут принести людям вред.
Вместо дронов Дилан и Эван решили сделать аналог Photoshop в браузере. Эта идея была закономерной: Дилан увлекался дизайном, а Эван работал с технической стороной компьютерной графики и стажировался в Pixar.
Студенты отмечали, что интерфейс Adobe запутанный и сложный для пользователя, а программа не позволяет работать в команде. В начале десятых начали набирать популярность облачные сервисы Google, в которых несколько человек могут одновременно редактировать таблицы, документы и презентации. Дизайнеры же в своей работе до сих пор были вынуждены пересылать друг другу тяжёлые файлы, открывать их поштучно, редактировать и отправлять обратно.
Дилан и Эван решили создать редактор, который был бы удобным для командной работы и простым в освоении. Студенты получили стипендию на реализацию такого стартапа в 2012 году. Поначалу они собирались сделать софт для редактирования фото, но потом вектор сместился. Figma разрабатывали как универсальный редактор, в котором основное внимание уделяли векторной графике.
За красоту Figma Дилан отвечал лично. Он решил стандартизировать кнопки и сознательно избегал длинных контекстных меню, а все инструменты и опции по возможности старался показать наглядно с помощью иконок. C тех пор интерфейс практически не изменился:
Figma изначально была многообещающим проектом на рынке дизайнерского ПО. Ещё при создании бета‑версии Дилану удалось нанять на работу бывшего менеджера Adobe Шо Кувамото, который оказал большое влияние на продукт.
Figma вышла на рынок спустя четыре года, в 2016-м. Программа с возможностями для командной работы быстро обрела популярность — в частности, среди веб-дизайнеров. На пике успеха стартап оказался в начале пандемии, когда многие компании были вынуждены работать удалённо. Стоимость Figma взлетела до 2 млрд долларов. Сейчас среди её корпоративных клиентов Airbnb, Slack, Twitter и другие крупные компании.
Разработчики продолжают развивать продукт и расширять функциональность. В прошлом году представили Fig Jam — новую рабочую область, виртуальную доску, на которой можно фиксировать идеи, рисовать схемы и создавать мудборды.
Дилан остаётся CEO компании, но этим его деятельность не ограничивается. Он является венчурным инвестором и помогает другим предпринимателям, а также коллекционирует NFT. Одна из его нашумевших сделок — перепродажа картинки с лицом пришельца с трубкой за 7,5 млн долларов.
Джон Уорнок и Чарльз Гешке основали Adobe
Adobe — один из самых известных производителей ПО для дизайнеров. У Adobe есть фоторедакторы, программы для работы с векторной графикой, софт для анимации.
5 марта 2022 года Adobe приостановила все новые продажи продуктов компании в России.
Если у вас нет действующей подписки на программы компании, посмотрите их аналоги в нашей подборке.
Adobe основали два товарища, уволившиеся из Xerox в 1982 году. Джон Уорнок по образованию философ компьютерных наук, Чарльз Гешке — математик. Они вместе работали в научно-исследовательском центре Xerox, а потом решили основать собственную компанию. Друзья занимались своими разработками в гараже Уорнока, а компанию назвали в честь ручья, протекавшего неподалёку, — Адоб-Крик.
Изначально Adobe должна была стать производителем принтеров и ПО к ним. Поэтому компания начала деятельность с создания языка программирования, который позволял описывать страницы и показывать на экране документы — так, как они будут напечатаны. Сейчас это может казаться обыденной функцией, но в восьмидесятых было инновацией. Стив Джобс заказал у Adobe такое ПО для Apple: так в 1985 году появилась одна из первых настольных издательских систем PageMaker. В 1987 году создали версию и для Windows.
Со временем создатели Adobe начали расширять линейку продуктов. В 1987 году появляется Illustrator — векторный графический редактор, который до сих пор является одним из самых популярных инструментов для создания логотипов и иллюстраций. Его разработали штатные программисты, нанятые Уорноком и Гешке.
Adobe развивался и за счёт покупки технологий — например, Photoshop выкупили у сторонних разработчиков. Именно эта программа принесла компании наибольшую известность, хотя за следующие 30 лет были разработаны десятки других приложений для работы с компьютерной графикой.
В 2000 году Уорнок и Гешке вышли из состава директоров Adobe, но продолжили получать награды за достижения на рынке ПО. Гешке умер в 2021 году, Уорноку сейчас 81 год.
Томас и Джон Ноллы создали Photoshop
Photoshop в восьмидесятых годах разработали два брата: Томас и Джон Ноллы. Они выросли в семье фотографа. На момент создания программы Джон работал дизайнером спецэффектов для «Звёздных войн», а Томас учился обработке изображений в университете.
В Мичиганском университете Томас учился техническим аспектам обработки фотографий. Его успехи привлекли внимание брата, и они вместе решили создать фоторедактор. Братья придумали функцию выделения отдельного участка фото, чтобы обрабатывать его, не изменяя остальные части картинки, — у конкурентов тогда ничего подобного не было.
Сначала программу назвали Display, потом — ImagePro. Братья начали поиск инвесторов и во время этого снова переименовали программу — в уже знакомый вам Photoshop. Приложение в итоге досталось Adobe, но его могла выкупить и Apple.
После продажи компании братья работали над усовершенствованием программы. В частности, в 1995 году Томас придумал и внедрил систему слоёв в Photoshop — тогда это было инновацией для графических редакторов.
Со временем в Adobe братьев Нолл заменили другие программисты. Джон и Томас давно не занимаются Photoshop, но продолжают принимать награды и почести. В 2015 году, например, обновление программы сделали в их честь, а в 2019-м они получили научно-техническую награду за Photoshop. Сейчас Томасу 61 год, а Джону — 59 лет.
Джон Нолл после работы над Photoshop продолжил заниматься созданием спецэффектов, работал для многих известных фильмов: например, для «Пиратов Карибского моря» и «Аватара». Про деятельность Томаса сейчас ничего не известно.
Мелани Перкинс и Клифф Обрехт основали Canva
Canva — онлайн-редактор, в котором можно оформлять посты и рассылки, создавать презентации и макеты для полиграфии. Программа отличается простой функциональностью и большим количеством готовых шаблонов.
Создатели Canva — пара из Австралии: Мелани Перкинс и Клифф Обрехт.
В студенческие годы Мелани подрабатывала, обучая однокурсников работе в графических программах Adobe. Она отметила, что на освоение простых вещей у людей уходит много времени, потому что интерфейс слишком сложный.
Первой бизнес-идеей, которую Мелани реализовала вместе со своим молодым человеком, был онлайн‑редактор для создания выпускных альбомов Fusion Books. Студенты организовали домашний офис и брали деньги за печать альбомов, а сам редактор был в бесплатном доступе.
Простой редактор оказался востребованным — тогда Мелани и Клифф приступили к созданию более масштабного проекта, для предпринимателей. Canva должна была стать простым редактором для бизнесменов, которые хотят решать дизайнерские задачи, не нанимая дизайнеров.
Пара познакомилась с бывшим разработчиком Google Maps Ларсом Расмуссеном, который помог собрать техническую команду. Со временем удалось найти инвесторов в Кремниевой долине — в частности, проектом заинтересовался финдиректор Yahoo Кен Голдман.
В 2014 году сервис вышел на мировой рынок. В том же году к проекту присоединился Гай Кавасаки, ранее работавший в Apple — он стал евангелистом Canva. Проект активно развивался, и в 2021 году его рыночная стоимость составила 15 млрд долларов. Так создатели стали миллиардерами — у Мелани и Клиффа по 15% акций Canva.
Создатель Pinterest Бен Зильберман
Pinterest — это сервис для поиска фото и иллюстраций. В нём можно найти изображения под любой запрос и сохранять в папки всё, что понравится. У Pinterest широкая аудитория. Это, в частности, популярный ресурс для дизайнеров — в нём удобно искать референсы. Создатель сервиса — Бен Зильберман.
Зильберман родился в семье офтальмологов и сам начал учиться на врача в Йельском университете, но быстро это бросил. Он работал финансовым консультантом, а позже стал специалистом клиентской поддержки в Google.
Спустя пять лет Бен решил оставить карьеру и попробовать создать свой бизнес вместе с бывшим однокурсником. Они запустили приложение для онлайн-шопинга, которое позволяло находить и сохранять картинки с товарами. Успешным оно не стало, но идею коллекционирования картинок позаимствовали для следующего проекта — Pinterest, которым начали заниматься в 2009 году.
Задача Pinterest — дать возможность людям сохранять понравившиеся предметы в цифровом мире. Для реализации сервиса к команде присоединился архитектор Эван Шарп — ему принадлежит идея расположения картинок сеткой:
К 2011 году аудитория сервиса выросла, появилось мобильное приложение и первые крупные инвестиции. Pinterest люди пользуются для разных целей: там можно искать и сохранять картинки, публиковать свой контент, подписываться на других авторов, общаться в комментариях. Сервис продолжает расти и совершенствоваться. С 2021 года он больше не ограничивается картинками — бизнес-аккаунтам дали возможность добавлять видео. Бен продолжает работать CEO компании.