«Новая типографика»: правила ясной композиции
Рассказываем о том, как задачи текста влияют на его оформление.
Иллюстрация: Издательство / Студия Артемия Лебедева / Merry Mary для Skillbox Media
В книге «Новая типографика» немецкий типограф Ян Чихольд рассказывает про переход от старых форм типографики к новым, а также о принципах работы с ними для создания визуально привлекательного текста.
Издательство — Студия Артемия Лебедева
Ян Чихольд — один из революционеров визуальной культуры. Он разработал и популяризовал принципы модернизма и усовершенствовал консервативную типографику. Чихольд работал в книжном деле более сорока лет. Он полностью изменил стиль оформления книг для Penguin Books, возродил несколько классических шрифтов и разработал стандарты книжной вёрстки.
Все советы из книги — пример видения Чихольда, актуального для первой половины XX века, когда была написана эта книга. Не стоит воспринимать их как законы типографики, но можно смело взять на заметку и применять в своей работе с информационными продуктами.
Из материала вы узнаете:
- почему именно функции продукта решают, каким будет выбор шрифта, формы, цвета;
- об основных принципах новой типографики, которые помогут вам улучшить собственные работы;
- какие цвета и шрифты смотрятся выигрышно и удачно сочетаются друг с другом;
- какие ошибки допускают типографы и как Чихольд предлагает их исправлять.
Новая типографика против старой
Человека окружает много информации — и на бумаге, и в интернете. А вот времени ознакомиться с ней очень мало. Чтобы не отставать от жизни, люди научились читать и рассматривать картинки быстрее. Информационные продукты подстроились под новое восприятие:
«Старая типографика и по своему интеллектуальному содержанию, и по форме была приспособлена для прежнего читателя, которому хватало времени спокойно и вдумчиво читать строчку за строчкой. В то время функциональность была не так важна.
<…>
Как правило, сегодня мы не читаем спокойно строчку за строчкой, а стараемся сперва пробежать весь текст целиком, а потом, если находим что-то интересное, изучаем это обстоятельнее».
Ян Чихольд
Чихольд отмечает, что прежних типографов больше волновала красота, оригинальность и эстетика своего продукта, нежели его удобочитаемость. Поэтому история типографики с середины XV века в основном описывает развитие шрифтов и орнаментов, а не ясности и чёткости печатного издания.
Чихольд уверен, что современным художникам стоит концентрироваться на простоте и лаконичности формы и чаще спрашивать себя: «Отвечает ли мой стиль функциям продукта?»
«Форма не существует сама по себе, а возникает из функции, используемого материала и конструкции».
Ян Чихольд
Мы привыкли удивляться красоте самолёта, автомобиля, парохода, хотя их совершенный облик — это точное и экономное выражение их функции. Чихольд считает, что основа новой типографики — минимализм, функциональность и отход от напыщенности.
«Как архитектура освобождается от орнаментированных фасадов и декорированной мебели, создавая функциональные формы, так и типографика освобождается от псевдотрадиционных, давно устаревших схем».
Ян Чихольд
Принципы новой типографики
По мнению Чихольда, ясность — суть новой типографики. Она необходима, потому что сегодня мы перегружены объёмом информационной продукции. И в современных текстах требуется концентрация не на красоте, а на удобочитаемости.
Ясности мешает жёсткая симметрия. Она убивает композиционную логику текста:
«Не только принцип симметричного построения, но и вообще все заранее установленные формальные схемы противоречат сути новой типографики. Новая типографика отличается от прежней тем, что она пытается конструировать внешнюю форму, исходя из функций текста. Функции текста — передать смысл сообщения, выделить важные слова и сохранить логическую последовательность содержания».
Ян Чихольд
Это — верхняя часть бланка фирмы, торгующей книгами. Использование гротеска одинаковой жирности при симметричном построении не имеет никакого визуального эффекта и сегодня представляет собой «типографический ноль»:
Очень важно, чтобы типограф знал, как люди будут читать его работу. Это помогает принимать решения в композиции и выбирать те или иные шрифты. Например, чаще всего чтение происходит сверху вниз — в таком же порядке сменяют друг друга смысловые блоки текста.
«Любая часть текста связана с остальным текстом определёнными логическими отношениями, заданными с самого начала. Типограф должен придать им точную визуальную форму при помощи пропорций, размеров и плотности шрифтов, последовательности строк, цвета, фотографий».
Ян Чихольд
Большинство текстов мы читаем сверху вниз и слева направо. Это общий закон. Сначала наше внимание привлекает заголовок, а затем — остальные части текста в зависимости от важности. Если работать над текстом по этим принципам, можно ощутить ритм асимметрии, характерный для новой типографики.
Пригласительный билет и афиша ниже — хорошие примеры того, как типографика направляет взгляд читателя в нужную сторону и помогает быстро считать информацию:
Чихольд уверен, что асимметричные формы более логичны. Их визуальное воздействие гораздо сильнее, чем у симметричных форм. По его мнению, принцип асимметричного построения делает новую типографику бесконечно изменчивой и отражает мобильность современной жизни. Однако и тут важно не перейти в хаос.
Вот примеры того, как делать не стоит:
«Стремление к порядку можно выразить и в асимметричном построении. В нём даже легче достичь естественного порядка, чем в симметричной композиции, которая строится не по собственным внутренним законам, а по навязанным извне».
Ян Чихольд
Ещё одним недостатком старой типографики Чихольд называет орнамент. Это политипажи, комбинации линеек, абстрактные украшения.
Он считает, что орнамент лишь скрывает недостатки текста. В своей книге он цитирует архитектора Адольфа Лооса:
«Искать красоту только в форме, независимой от орнамента, — цель, к которой должно стремиться человечество».
Адольф Лоос
Но для того чтобы получилась логичная форма, недостаточно отказаться от орнамента.
«При чтении взгляд движется. Текст, оформленный в соответствии с новой типографикой, направляет взгляд читателя от одного слова к другому, от одного блока к другому. Поэтому необходимо логичное членение текста с помощью разных размеров, плотности, расположения, цвета».
Ян Чихольд
Чихольд считает, что своеобразие формы проявляется в контрастах. Мы бы не знали, что такое ночь, если бы не было дня. Даже простейшие контрасты, вроде большого и малого, вертикального и горизонтального, создают визуально убедительное оформление.
Чтобы ваши работы соответствовали принципам новой типографики, можно воспользоваться этими советами Чихольда:
- Стоит выбирать не более пяти кеглей шрифта со значительным различием между ними.
- Лучше, если заголовок набран крупно, а остальные строки существенно мельче.
- Важно, чтобы контрасты совпадали. Например, в контрасте «размер — смысл» самое важное на странице должно быть самым большим.
Также он рекомендует считать пустое пространство элементом композиции:
«Новая типографика сознательно использует выразительные возможности белого пространства, раньше считавшегося фоном. Белые участки бумаги — такие же равноценные элементы композиции, как чёрные шрифты и плашки».
Ян Чихольд
Например, стоит отказаться от устаревшей пространственной рамки, которая мешает достижению контраста в тексте. Это, конечно, не означает, что шрифт можно печатать в самом краю листа.
Для небольших печатных изданий, например, необходим отступ от 12 до 24 пунктов. Для плакатов — 48 пунктов.
Цвет и шрифт в новой типографике
Чихольд отмечает, что старая типографика в основном использовала форму и цвет в качестве украшения. Новая типографика применяет цвет функционально — для усиления или ослабления композиции, фотографии.
Например, свойство белого цвета — отражать свет, сиять. Красный выступает вперёд относительно других цветов, потому что кажется ближе. Чёрный, наоборот, самый глубокий цвет, он отступает дальше всех на задний план.
По мнению Чихольда, в моде белый цвет. Однако выбор зависит от вида печатной продукции:
«Предпочтительнее использовать чистые, насыщенные цвета, не смешивая их с чёрным (красный, жёлтый, синий), но и смешанные цвета в некоторых случаях могут применяться.
<…>
Цвет должен соответствовать виду печатной продукции: никто не станет печатать визитную карточку в три цвета, а плакаты очень редко бывают чёрно-белыми».
Ян Чихольд
Из всех шрифтов прошлого Чихольд отмечает только гротеск. Именно он, по мнению типографа, соответствует общим тенденциям нашего времени.
Например, книга «Новая типографика» набрана с помощью гротеска. Правда, и тут есть нюансы — гротеск лишь с оговорками подходит в качестве текстового шрифта. Жирный гротеск плохо читается в сплошном тексте. Обычно он используется как выделительный шрифт, а основной текст набирается хорошей антиквой.
Среди последних типограф отмечает «Сорбонну», северную антикву, французскую антикву.
Такие шрифты, как готический, Чихольд рекомендует использовать, только если требуется привлечь внимание читателя или сделать пародию на старые добрые времена.
«Любое печатное издание, созданное в наше время, должно иметь черты, свойственные нашему времени, а не имитировать старые издания».
Ян Чихольд
Дополнение: работа над ошибками с Яном Чихольдом
Первая ошибка — мнимый конструктивизм. Рекламное объявление ниже — уже не типографика, а картинка буквами, так как в типографской работе не встречаются бездумно заимствованные абстрактные формы.
«Наборщик следовал внешней формальной идее и подчинил ей текст. Форма типографики должна быть органичной, развиваться из содержания текста».
Ян Чихольд
А это — двухцветное приглашение к сотрудничеству. Его форма также придумана заранее. В глаза бросается нарушение логики членения текста. Из-за слабого цветового контраста композиция получается бледной и скучной.
«В середине письма очень трудно разобраться, с какой строчки нужно продолжать чтение. Эта типографская работа подражает некоторым внешним формам абстрактной живописи, но типографика — не живопись».
Ян Чихольд
На этой обложке журнала налицо несоответствие смыслу. При работе с функциональными предметами фантазия должна опираться на реальные задачи. На обложке видна искусственность, желание сделать красиво. Главное при этом упущено.
«Слово „ревю“ (revue — Ред.) набрано плохо читаемым, очень сложным по форме шрифтом. Абстрактные формы и, что ещё хуже, перекрещивающиеся рантовые линейки применяются бездумно, исключительно для украшения. Бумажный фон вообще не участвует в композиции. Принципы новой типографики здесь совершенно не поняты. Типографика должна не играть с декоративными формами, а конструировать их, то есть создавать гармоничное единство из простейших шрифтовых форм».
Ян Чихольд
На этой схеме ещё одна ошибка — излишнее украшательство. Вместо круга здесь также часто встречается квадрат, поставленный на угол. Таким образом типографы хотят придать форме изысканности. Однако, по мнению Чихольда, эта схематическая форма не имеет ничего общего с конструктивной типографикой.
Больше обзоров на книги о дизайне
- «Представление информации»: базовые правила визуализации данных
- «Типографика»: влияние формы и цвета на буквы
- «Модульные системы в графическом дизайне»: основы швейцарской вёрстки
- «О шрифте»: простые принципы хорошей типографики
- «Искусство цвета»: оптические эффекты, которые работают в дизайне
- «Искусство формы»: абстракции, ритм и чувственное осмысление вещей
- «Интерфейс»: основы проектирования удобных систем