Дизайн для музыки: что отражают обложки альбомов
Артистическое высказывание и брендинг: что побеждает? Инди или суперзвёзды: где смелее арт-дирекшен?
Изображение: Максим Тужакаев
Креативный директор и дизайнер Максим Тужакаев делится мнением, стоит ли дизайнерам стараться над оформлением альбомов и синглов, и показывает работы своей студии для «Аигел».
Максим Тужакаев
Креативный директор брендингового агентства DDVB, сооснователь студии WOOF
WOOF создаёт обложки, постеры и мерч для «Аигел», Дельфина, L’One, 3H Company, Uma2rman, Lumen, Therr Maitz, Zoloto, RSAC и других артистов. Отвечает за визуальный стиль фестиваля Summer Sound.
В ламповые винтажные времена обложек вообще не было.
Виниловые пластинки упаковывались в конверты, на которых было написано, что за музыка на пластинке, какая компания её выпустила, сколько минут длится, ну и исполнителей упоминали.
За последние полвека же ситуация с форматом обложек, стилистикой оформления сильно изменилась. Теперь на обложке альбома или сингла уже может быть вообще всё что угодно.
Уже сложно отличить кавер трэш-метал-группы от обложки фонка или Vultures Канье Уэста от Burzum. Даже Егор Крид в последнем анонсе пародирует условный Slipknot.
Обложка Майкла Карни 2012 года для альбома Brothers группы The Black Keys, которая почти воспроизводит первые конверты для винила, замкнула круг, как бы говоря: «Ну уже всё, что могли, нарисовали, давайте вспомним, как было раньше».
В общем, все цитируют всех.
Стриминг уравнял всех
В конце 2000-х — начале 2010-х начинают активно развиваться стриминговые платформы. Это сильно изменило отношение к продукту, который производит музыкант или группа.
Если до развития стриминга музыкальный магазин выглядел для вас примерно так же, как обычный: отделы по жанрам, полки с дисками/пластинками, упаковка, ценники, — то сейчас сценарий выбора и покупки музыки совсем иной. Мы платим довольно небольшую сумму за месяц прослушивания вообще всего. При этом совершенно не важно, что это за музыкант или группа, насколько они популярны, насколько профессиональны, насколько адекватны, в конце концов.
Представьте, что вы приходите в обычный магазин, например за соком. Но цена на все товары на полках одинаковая, и вы платите только за вход. В этой «идеальной» ситуации все соки становятся как будто равны, и выбор будет основываться на прошлом опыте, на упаковке и на рекомендациях.
Примерно то же самое произошло с потреблением музыки на массовых стриминговых платформах: все стали стоить одинаково. Живой концерт оркестра из 50 человек будет стоить столько же, сколько игра одинокого барда. А альбом Юрия Лозы — столько же, сколько альбом Тейлор Свифт.
Конечно, выбор музыки никогда особо не был полностью рациональным. Никто никогда не выбирал «дешёвых» артистов из экономии. Но теперь они просто встали на одну «полку», разделяемую плейлистами: плохие и хорошие, большие и маленькие, нишевые и популярные, с яркими обложками и со сделанными на скорую руку.
Читайте также:
По законам брендинга
Если рассмотреть в комплексе музыку, обложки, промо, мерч, оформление концертов почти любого большого музыкального артиста, у нас, скорее всего, возникнет цельный образ. Начиная с Rolling Stones, заканчивая Aphex Twin, Kanye West или Billie Eilish. И тут дело не только в логотипе, а вообще в цельном подходе к бренду артиста или группы.
Если взглянуть на всю огромную массу обложек, то бренды артистов можно разделить на два лагеря.
- Первые выпускают все продукты под одним брендом.
Это может быть или обыгрывание знака или логотипа в разных скинах, или одного персонажа, или использование одной и той же стилистики.
Например, Justice всегда обыгрывают на обложках крест. У Motorhead был один и тот же персонаж на каждой обложке. Run the Jewels по-разному рисуют «пистолет и кулак». The XX мало того, что делают крест на каждой обложке, так ещё и разбирают его на части для сольных проектов. А обложки Black Flag вообще рисовал один и тот же художник.
В этом лагере, как правило, либо довольно нишевые артисты (в смысле не совсем поп-музыка), либо начинающие.
- Вторые — придумывают каждый раз новое.
Оформление каждого альбома может быть в новой стилистике, в зависимости от чего угодно: стиль альбома, настроения, трендов, вкусов. И таких большинство — это практически все крупные популярные артисты.
Иногда артисты начинают в первой группе, а потом им надоедает или они растут, и они переходят во вторую. Например, Канье Уэст на первых четырёх альбомах использовал фирменного персонажа, а с пятого пошёл в разнос.
И если смотреть на эти группы с позиции классического брендинга, то их можно охарактеризовать как Branded House (бренд-дом) и House of Brands (дом брендов).
- В Branded House всё работает на материнский бренд.
- В House of Brands акцент делается на продвижение каждого бренда (в данном случае альбома).
Как правило, большие мировые артисты (или их менеджмент) подходят к музыке, которую они выпускают, как к продукту. У них есть целевая аудитория, есть позиционирование, есть стратегия выхода на рынок, есть промокампания, агентства. Выпуск любой пластинки продумывается до мелочей. И дизайн часто становится уже конечной точкой в этом процессе.
Майкл Карни, дизайнер и арт-директор обложки Black Keys, сказал: «Не думаю, что хорошей обложки достаточно, чтобы принести артисту продажи. Но я уверен в том, что плохой арт-дирекшен может отразиться на продажах негативным образом».
Позиционирование, согласование, запуск
Если вы делаете айдентику и упаковку, первое правило, которое вам напомнят: «Продукт должен выделяться на полке».
Именно поэтому жанровые артисты часто стараются экспериментировать с образом и пытаются выйти в соседние категории. Как в музыке сейчас может смешиваться всё что угодно, так и в дизайне обложек могут возникнуть странные соседства и визуальные связи.
Как в брендинге, где работа с небольшими марками заметно отличается от работы с корпорациями, так и в музыке: работа с инди-исполнителями отличается от работы с популярными артистами и масс-рынком.
- Во-первых, в работе с инди чаще можно работать в прямой связке с автором альбома и помочь артисту сделать точное высказывание и в рамках обложки тоже.
- Во-вторых, нет прослоек в виде менеджмента, директора, мамы, сестры, мужа, подруги и прочих ЛПР.
- В-третьих, в работе с инди-артистами больше возможностей сделать что-то яркое или необычное, потому что им нужно либо выделяться на той же полке, либо активно занимать свою нишу.
Но при этом есть большая вероятность, что вся работа останется максимум в виде одного джипега 3000×3000 — обложки на стриминговом сервисе.
В работе с большими брендами артистов, конечно, прослоек может быть больше, процесс согласования дольше, а визуальные решения должны будут укладываться в рамки устоявшегося позиционирования. Но и масштаб проекта может быть больше: не только обложка, но и мерч, оформление тура, сцены и вообще сопровождение запуска альбома всеми визуальными коммуникациями.
Мы успели поработать как с первым вариантом, так и со вторым.
«Аигел»-дизайн
Нам, студии WOOF, повезло, потому что мы видели, как группа фактически сформировалась — это были «Аигел». Мы даже успели поучаствовать в выборе финального варианта названия.
В 2017 году у них вышел первый альбом «1190». Название альбома — это количество дней, которые должен был провести в заключении лирический герой — молодой человек Айгель.
Собственно, и все тексты этого альбома описывают её личные переживания, которые, как мы придумали, по сути, являются письмами. Молодому человеку, самой себе, госорганам, обществу. И отсюда взялась первая белая обложка в виде конверта с индексом 1190.
Позже мы также разработали шрифт на основе цифр индекса, которым написали треклист и оформили титры на лайве. Кстати, параллельно снялись в клипе «Татарин», который снял наш друг Илья Соловьёв и который набрал уже около 130 миллионов просмотров (мы с Женей Кузьминым заходим в лифт, и Гоша Бергал, главный герой, бьёт нам лица).
Через год ребята записали второй альбом, который назвали очень просто — «Музыка». Тогда, в 2018 году, слово «музыка» ассоциировалась только с одним сервисом — Apple Music. Но как мы уже знаем, в любом стриминговом сервисе музыки навалом, и она может быть любой.
А у ребят была своя, ни на что не похожая музыка. Как сказал Илья Барамия, «острая лирика и холодная колкая электроника». Мы это, в свою очередь, перевели как «музыка острая как нож» и попросту перерисовали логотип Apple Music с нужным нам характером.
И тут уже, так как первый альбом классно выстрелил, мы наделали мерча с этим знаком, и выпустили кулон, и поучаствовали в оформлении концертов. И даже есть фотодоказательства, что люди делали себе татуировки с этим знаком.
Третий альбом был «Эдем». Это был альбом-воспоминание о родном доме. Когда мы в первый раз услышали название альбома, мы, конечно, начали представлять себе райские сады, безмятежность и яркий божественный свет.
Но оказалось, что Эдемом называлось бюро ритуальных услуг рядом с домом, где жила Айгель. И это полностью изменило подход. Во-первых, мы узнали адрес этого дома и пошли гулять по району на «Яндекс Картах». И, конечно, мы там увидели панельки.
Во-вторых, в тексте песни про это место «Оно выделяло тепло» (кстати, есть правило: всегда надо слушать тот материал, что тебе присылает артист, и читать тексты песен) есть строчки про мужичков, которые грелись у крематорной трубы, в которой сгорали примерно такие же мужики (в тексте это не уточняется, это мы уже додумали).
Наверное, это и родило такой немного безысходный образ многоэтажки с летающими воронами в райском небе. Но, с другой стороны, например, Илья Барамия видит в этой обложке идею, что тот дом, в котором ты вырос, и есть рай на земле, каким бы он ни был.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Читайте также:
- Что в этом такого? О дизайне обложки Joy Division Unknown Pleasures
- 5 легендарных обложек The Beatles, повлиявших на поп‑культуру
- Музыкальные обложки как культ: история дизайн-бюро Hipgnosis
- «ТанецГолосБуквы»: шрифт для спецпроекта HiFi-стриминга «Звук» и группы «Лауд»
- 7 печатных журналов про дизайн: разбираем «бунтарские» идеи