Комедия, хоррор и триллер: 5 кинокартин, снятых по комиксам
Рассказываем, как знаменитые режиссёры перенесли графику рисованных новелл на киноэкран.
Иллюстрация: Maska / Maska / Joker / Esquilo / Хранители / Азбука / HolyDemonKnight / Redbubble / Meery Mary для Skillbox Media
2 марта в мире состоялась премьера фильма «Бэтмен» Мэтта Ривза с Робертом Паттинсоном в главной роли. В этом материале мы решили вспомнить, как режиссёры интерпретировали комиксы и работали с графическим материалом рисованных новелл.
Рассказываем про:
- «Маску» Чака Рассела;
- «Олдбоя» Пака Чхан Ука;
- «Хранителей» Зака Снайдера;
- «Необычайные приключения Адель» Люка Бессона;
- «Джокера» Тодда Филлипса.
Комиксы часто воспринимаются как несерьёзный и детский жанр, но это очень поверхностный взгляд. Они стали неотъемлемой частью современной культуры: известные бренды одежды выпускают коллекции, посвящённые супергероям, по комиксам снимают фильмы, выход каждого из которых — ожидаемое событие.
Сегодня наиболее известны и востребованы в массовой культуре издательства Marvel и DC Comics, основанные ещё в тридцатые годы прошлого века. Долгое время лидирующие позиции занимало DC — успех к нему пришёл в сороковые после появления историй про Супермена и Бэтмена. Однако Marvel сделали комиксы популярными по всему миру. Именно они придумали в шестидесятые таких культовых персонажей, как Человек-паук, Халк, Тор. При этом долгое время к рисованным историям не относились как к самостоятельному направлению в искусстве, воспринимая их как низкий жанр.
Стэнли Мартин Либер, главный редактор и арт-директор Marvel Comics, признавался, что на самом деле мечтал написать большой американский роман и потому взял псевдоним — Стэн Ли: он не хотел, чтобы его настоящее имя ассоциировалось с таким несерьёзным занятием, как комиксы. В историю Стэн Ли войдёт именно как культовый сценарист и лицо Marvel, а небольшой эпизод с его участием будет появляться едва ли не в каждом фильме по его комиксам.
Комиксы по своей сути очень похожи на режиссёрскую раскадровку — важный этап подготовительной работы в кино, когда режиссёр и художник буквально кадр за кадром прорисовывают будущий фильм, снабжая эскизы пояснительными комментариями.
Самым первым кинопроектом по супергеройским комиксам стал сериал «Бэтмен» от DC Comics, вышедший на экраны американского телевидения в 1943 году. Его создавали в разгар Второй мировой войны, поэтому сериал был сильно ограничен в бюджете, но это не помешало его коммерческому успеху. Через шесть лет вышло продолжение, а в 1966 году — первая полнометражная кинокартина. Бэтмен — самый экранизируемый супергерой, фильм 2022 года — уже четырнадцатый о нём.
Сегодня супергеройские фильмы неизменно занимают первые строчки по сборам в мировом и отечественном прокате. Так, в 2021 году по кассовым сборам в России десятку фильмов возглавил «Веном-2», а на третьем месте — «Человек-паук: нет пути домой». Оба фильма основаны на комиксах вселенной Marvel.
Несмотря на монополию «большой двойки» — Marvel и DC, — сюжеты комиксов не ограничиваются только американскими блокбастерами. Комиксы — явление многонациональное: во франкоязычных странах, где традиция создания графических романов очень сильна, их называют bande dessinée. Франко-бельгийские комиксы об Астериксе и Обеликсе и истории о Тинтине стали европейской классикой и также были успешно экранизированы. Японские комиксы называются «манга», китайские — «маньхуа», корейские — «манхва». Они часто вдохновляют кинорежиссёров, причём когда восточный колорит переносится на европейскую основу, опознать оригинальное произведение бывает непросто.
В этом материале мы подобрали пять лучших экранизаций комиксов, которые находятся на стыке авторского кино и массового искусства.
«Маска»
Год выпуска: 1994.
Режиссёр: Чак Рассел.
Годы публикации комикса: 1989–2000.
Авторы: Джон Аркуди и Даг Мэнки.
Фильм основан на серии комиксов «Маска» издательства Dark Horse Comics.
Сюжет
Комиксы Джона Аркуди и Дага Мэнки рассказывают истории разных владельцев волшебной маски, вплоть до кроссовера, когда она попадает к Джокеру — персонажу комиксов DC Comics. Режиссёр Чак Рассел полностью пересмотрел подачу и сюжет историй. В комиксе маска меняет владельцев — после смерти банковского клерка Стэнли Ипкисса она переходит к его девушке Кэти и лейтенанту полиции Митчу Кэллуэю. Фильм же с хеппи-эндом рассказывает только об одном герое — Ипкисс случайно находит зелёную маску, которая перевоплощает его в супергероя. В то время как в комиксах он становится сумасшедшим маньяком, который безжалостно убивает людей, в фильме маска помогает ему реализовать потаённые желания.
Сходства и различия
Первые концепты персонажа комиксов ещё в 1982 году нарисовал основатель издательства Dark Horse Comics Майк Ричардсон. Сам он назвал их «комбинацией Текса Эйвери и Терминатора». Пара попыток запуска персонажа прошла не слишком успешно, но в 1989 году им занялись Джон Аркуди и Даг Мэгни, в их руках «Маска» обрела законченный образ и стала популярной.
Истории в комиксе довольно жёстко и гиперреалистично изображают преступления Маски: здесь есть место и дракам, и насилию. Но если комиксы сделаны скорее в жанре ужасов, то фильм Чака Рассела с участием Джима Кэрри и Кэмерон Диаз — комедия. Поэтому здесь также много экспрессии, но уже как неотъемлемого элемента комедийного жанра. Подчёркивают гипертрофированность происходящего яркие декорации и одежда героев.
Маска, как и её рисованный прототип, носит брючные костюмы, но эти костюмы яркие, также подчёркивающие утрированность комедийного образа. Визитную карточку героя — жёлтую «двойку» канареечного цвета — добавили в фильм по инициативе Джима Керри: похожий костюм ему сшила мать для первых кинопроб.
В фильме вслед за комиксом режиссёр чётко придерживается концепции «смешения стилей Эйвери и Терминатора». Например, в картине есть анимационные вставки: Ипкисс без ума от мультфильмов, и, надев маску, он начинает пародировать всем известных мультяшных персонажей, созданных компанией Warner Bros., — Багза Банни и Пепе Ле Пью.
Характерная зелёная голова героя комиксов, похожая на зелёный череп, перенесена в фильм практически без изменений. А вот чтобы сохранить мимику, создатели решили отказаться от сложно сконструированного грима — без живой актёрской игры комедии бы не получилось. Огромные зубы персонажа также перекочевали из комикса в фильм, и Кэрри даже научился разговаривать с ними, хотя изначально накладка предназначалась только для сцен без реплик.
«Олдбой»
Год выпуска: 2003.
Режиссёр: Пак Чхан Ук.
Годы публикации комикса: 1996–1998.
Авторы: Нобуаки Минэгиси и Гарон Цутии.
Фильм основан на манге «Олдбой» издательства Futabasha.
Сюжет
Японский художник Нобуаки Минэгиси создал мангу для взрослых «Олдбой» в жанре психологического триллера, и её опубликовали в журнале для мужчин Manga Action. По сюжету молодой человек становится жертвой похищения. Его помещают в одиночную камеру, где на протяжении нескольких лет он может только смотреть телевизор и тренироваться. После освобождения он пытается выяснить, кто стоит за всем этим.
Южнокорейский драматический кинодетектив Пака Чхан Ука «Олдбой» лишь отдалённо напоминает свой прототип. Режиссёр значительно переработал сюжет после того, как исполнительный продюсер фильма купил права на мангу за 11 тысяч евро.
Сходства и различия
Чхан Ук в интервью признавался, что с оригиналом фильм роднит только история перерождения человека в заключении и его стремление отомстить.
Поэтому визуальная составляющая фильма полностью самостоятельна. Мангу и неонуар Чхан Ука объединяет лишь немногословность.
По графическому стилю манга сильно отличается от американских комиксов — больше внимания уделяется линиям рисунка, а не форме, чаще всего манга чёрно-белая, иногда с парой цветных страниц в начале. Расположение кадров и сценарий строятся иначе, ведь читают эти комиксы справа налево из-за особенностей японской письменности.
В то время, как в комиксе динамика сцен передаётся за счёт вёрстки кадров — их может быть от одного до более десятка на одной странице, фильм имеет гораздо более размеренное повествование. При этом здесь можно встретить и полиэкран — с помощью этого приёма режиссёр показывает одновременно жизнь внутри клетки и за её пределами, — и параллельный монтаж, который погружает зрителя в связь прошлого и настоящего.
Ещё один приём — нестандартные ракурсы и движения камеры. А вот уличных съёмок у Пака Чхан Ука не очень много, в то время как Минэгиси уделяет большое внимание городскому пейзажу и любуется видами дикой природы, иногда отдавая им самостоятельные кадры, в которых даже нет персонажей.
В фильме много жестоких сцен, и это принципиально отличает его от прототипа. Самая известная из них — однокадровая съёмка удаления зубов под жизнерадостную музыку Вивальди.
«Хранители»
Год выпуска: 2009.
Режиссёр: Зак Снайдер
Годы публикации комикса: 1986–1987.
Авторы: Алан Мур и Дэйв Гиббонс.
Основан на графическом романе «Хранители» от издательства DC Comics.
Сюжет
DC Comics издавали «Хранителей» в виде серии, состоящей из 12 выпусков. История Алана Мура — одного из самых известных британских писателей и авторов комиксов — во многом отражала кризис в американском обществе того времени.
Действие истории разворачивается в восьмидесятых годах на фоне ядерного кризиса и накаляющегося противостояния между США и СССР. В придуманной альтернативной реальности США благодаря супергероям выиграли войну во Вьетнаме. Теперь обладатели сверхспособностей формально отстранены от дел, но втайне некоторые из них продолжают работать на государственные структуры. В центре повествования — расследование убийства бывшего супергероя, в ходе которого участники узнают об ужасном заговоре. Зак Снайдер пересказывает эту историю, стараясь воспроизвести её максимально точно.
Сходства и различия
У комикса очень яркая визуальная составляющая с насыщенными цветами. Чаще всего на каждой странице скомпоновано по девять кадров, используются повторяющиеся символы — например, окровавленный значок-смайлик. Что интересно, смайлик, ставший символом фильма, появился почти случайно — Гиббонс добавил его Комедианту, сочтя образ в чёрном костюме слишком скучным. Антураж альтернативной реальности Алан Мур создаёт благодаря вымышленным документам, газетным хроникам, названиям ресторанов.
Лица персонажей истории прорисованы очень подробно, что нетипично для комиксов того времени. Жёсткий рисунок чернильной ручки сочетается с контрастирующими цветами, часто — пастельных тонов.
Американский супергеройский фильм Зака Снайдера «Хранители» вышел в 2009 году. Поскольку Алан Мур отказался от работы над экранизацией, так как считал комиксы и кино вещами несовместимыми, в качестве сценариста пригласили Сэма Хэмма, который до этого работал над фильмами о Бэтмене.
Зак Снайдер настолько аккуратно подошёл к воспроизведению истории, что пригласил именно Дэйва Гиббонса сделать постер к фильму. Режиссёр также выдал каждому актёру копию комикса, чтобы на съёмочной площадке группа могла сверяться с ней и импровизировать в диалогах для большей схожести с оригиналом. Неудивительно, что стилистически фильм очень близок к первоисточнику.
Снайдер очень внимательно работает с композиционным решением, и в каждой сцене фильма обязательно есть кадры, дословно цитирующие иллюстрации комикса. Режиссёр старается бережно соблюдать мизансцены, раскадровки, крупность планов в соответствии с первоисточником. Жёлтый смайлик появляется не только в виде жёлтого значка, но и как рисунок на щеке девушки или марсианский кратер. А вот цветовая палитра фильма более тёмная и колеблется от серого до чёрного и тёмно-коричневого.
Отдельно нужно сказать о передаче «комикса в комиксе». В рисованной истории один из героев читает пиратский комикс «Легенды Чёрной шхуны», чей сюжет прерывает и одновременно дополняет основную нить действия нарисованных «Хранителей». Снайдер сумел перенести это параллельное повествование в игровой фильм в виде рисованных аниме-вставок.
«Необычайные приключения Адель»
Год выпуска: 2010.
Режиссёр: Люк Бессон
Годы публикации комикса: 1976–2007.
Автор: Жак Тарди.
Основан на серии комиксов «Необычайные приключения Адель Блан-Сек» издательства Casterman.
Сюжет
История отважной журналистки и писательницы Адель из франко-бельгийского комикса Жака Тарди разворачивается в альтернативной Франции после Первой мировой войны. Адель — независимая женщина новой эпохи. Обладательница острого ума, плохого характера и независимого нрава, её жизнь наполнена приключениями.
В основе комикса лежит злободневная повестка — идеи феминизма и гендерного равенства. Это отличает его от классических сюжетов, ведь традиционно комиксы — очень «мужской» жанр: и создателями, и главными героями этих историй на протяжении многих лет были преимущественно мужчины. Тарди же хотел создать героиню, которая могла бы противостоять всем супергероям-мужчинам, созданным до неё.
В фильме Адель отправляется в опасную экспедицию в Египет, чтобы найти мумию врача фараона Рамзеса II и, оживив её, спасти свою парализованную сестру. Большая часть действия разворачивается на фоне Парижа, охваченного паникой из-за появления в городе большого птеродактиля.
Основываясь на трёх выпусках, Бессон (который впоследствии не раз обращался к эстетике комиксов в своих сюжетах) создаёт собственную историю, вводя в неё персонажей разных лет. Так птеродактиль появляется в первом выпуске 1976 года «Адель и чудовище», мумии позаимствованы из четвёртого выпуска 1978 года «Взбесившиеся мумии», сестра Адель упоминается в восьмом выпуске 1998 года «Тайна глубин».
Сходства и различия
За главной героиней комикса стоит реальный человек — француженка Каролина Реми писала книги в начале ХХ века и была убеждённой феминисткой. Однако внешне нарисованная Адель не очень похожа на свой прототип — у неё вздёрнутый курносый нос, прямые волосы и круглое лицо, на котором практически никогда не бывает улыбки. Объединяет их лишь одежда, характерная для эпохи того времени. Тарди делает акцент на чётко очерченных губах и неизменном прищуре глаз. Внешность Адели Бессона более приближена к эталонам женской красоты и не имеет ничего общего ни с Реми, ни с героиней Тарди.
Вначале комикс был чёрно-белым, ведь он выходил в газете, цвета в него добавили позднее. Раскрашенный комикс выполнен в достаточно аскетичной цветовой гамме — на полосе используется ограниченное количество цветов и похожих оттенков, а яркие цветовые акценты сделаны на сюжетообразующих компонентах. Бессон следует этому цветовому решению: костюмы героев и декорации или часто подобраны в тон, или же единую палитру формирует освещение сцены.
Для комикса характерна игра света и тени, необычные ракурсы и планы, пристальное внимание к деталям. Всё это можно сказать и про визуальные решения Бессона. Характерный карикатурный стиль Тарди он сумел сохранить в экспрессивной манере игры актёров и в гротескной внешности персонажей.
«Джокер»
Год выпуска: 2019.
Режиссёр: Тодд Филлипс.
Год публикации комикса: 1988.
Авторы: Алан Мур и Брайан Болланд.
Фильм основан на комиксе «Бэтмен: Убийственная шутка» издательства DC Comics.
Сюжет
Джокер появляется в первом же выпуске саги Алана Мура и Брайана Болланда о Бэтмэне в 1939 году. Почти полвека у этого антагониста супергероя не было биографии. Лишь из выпуска «Убийственная шутка» читатель узнаёт, что в прошлом Джокер был инженером, а к убийствам в дьявольском обличье его привела череда неудачных совпадений.
Взяв за основу персонажа, режиссёр Тодд Филлипс предлагает собственную версию событий, превращающих обычного человека в Джокера — хладнокровного убийцу. Главный герой фильма — неудавшийся клоун, мечтающий стать стендапером. Со временем, столкнувшись с жестокостью мира, он сходит с ума, сам начинает убивать и становится символом протестного движения. По мере развития сюжета он приобретает характер и внешность своего рисованного прототипа. Действие истории не связано с супергероями, разворачивается в реальном мире и повествует о жизни обычного человека.
Сходства и различия
В работе над образом Джокера создатели комикса вдохновлялись героем Гуинплена из фильма «Человек, который смеётся» 1928 года — персонажа с обезображенным лицом, на котором застыла вынужденная улыбка.
В фильме Джокер носит две маски: клоунский грим подрабатывающего артиста и белое оскаленное лицо психопата Джокера. Обе имеют схожий рисунок — красный рот и синие «тени» у глаз. Что интересно, в варианте грима для работы клоуном все элементы маски симметричны, а в образе Джокера грим нарочито асимметричен, и это придаёт внешности особый трагизм. Зелёные волосы у маски также неслучайны — это цвет волос Джокера из комиксов, и таким образом создатели протягивают ещё одну ниточку между прототипом и собственным персонажем. При этом маски отличают Артура Флека от рисованного героя — в комиксах Джокер не пользуется масками, его лицо гротескно само по себе.
По характеру Джокер из комикса весельчак. У него выразительная мимика и захлёстывающие эмоции, а в качестве оружия он может показать шуточный пистолет с выпрыгивающим флажком. Главный герой киноленты Артур Флек, напротив, флегматичен. Это мужчина за сорок, погрязший в быту и проблемах, в нём нет ни молодости, ни лёгкости. Эмоции в нём проявляются, лишь когда он в гриме, но то, что на страницах рисованных историй выглядит смешным, в декорациях реальной жизни — пугает.
В 2006 году в списке величайших злодеев всех времён по версии журнала Wizard Джокер занял первое место. Герой также попал в списки величайших персонажей комиксов и величайших вымышленных персонажей по версии Empire, IGN и Американского института киноискусства.
Брючный костюм — продолжение амплуа Джокера в комиксе, в таком наряде он совершает преступления. Перевоплощаясь в Джокера, Артур Флек также надевает костюмы, причём их цвет меняется от синего и серого до лилового и красного, становясь интенсивнее по мере приближения к развязке. Визуальное решение фильма намного более тёмное и наполненное духом обречённости по сравнению с комиксами, клоунский образ Джокера — главное яркое пятно.
В 2008 году вышло подарочное издание комикса, которое было раскрашено заново. В этой версии использованы более мрачные и реалистичные, нежели в оригинале, цвета. Некоторые развороты получились практически монохромными, за исключением отдельных ярких выделенных цветом объектов.
Фильм Тодда Филлипса — это социально-психологическая история, далёкая от жанровых особенностей историй про супергероев. Картина стала триумфом DC Comics — до того фильмы по их новеллам никогда не получали такого признания: «Джокер» победил на Венецианском кинофестивале, получил два «Оскара», стал обладателем двух «Золотых глобусов» и трёх наград Британской академии, показав, что вселенная комиксов может стать основой для серьёзного разговора о современной жизни.
Читайте также:
- Приёмы из фильмов, которые пригодятся в работе дизайнера
- Подборка атмосферных фильмов, которые вдохновят визуалов
- Великие картины в кино: как режиссёры цитируют живопись