Что такое цветовые профили и как они работают в графическом дизайне
Рассказываем, как дизайнеры добиваются единообразия цветов на всех устройствах.
Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media
У всех устройств разные возможности цветопередачи — цветовой охват. Поэтому дизайнеры стараются делать так, чтобы цвета на них выглядели максимально одинаково. Для этого они используют цветовые профили (или ICC-профили) — файл, в котором записана информация о цветовом охвате того или иного устройства.
В этой статье рассказываем, как работают цветовые профили и где их применяют дизайнеры.
Цветовые профили и пространства
Восприятие цвета субъективно. Для компьютерной графики так не годится, поэтому были созданы цветовые пространства — точные описания цветов. В них каждый цвет представляет собой точку в системе координат. Дизайнеры работают с RGB и CMYK — они являются аппаратно зависимыми.
RGB включает цвета, которые можно воспроизвести на экране, смешав свет от трёх светодиодов: красного, зелёного и синего (Red, Green, Blue). Поэтому код цвета в RGB состоит из трёх цифр. Но яркость и оттенки светодиодов у разных устройств разные. Поэтому одно и то же значение на разных экранах может давать визуально разный цвет.
Цветовая модель CMYK содержит цвета, которые получаются на печати, когда смешиваются голубая, пурпурная, жёлтая и чёрная типографские краски (Cyan, Magenta, Yellow, Black). Код цвета в CMYK — это четыре цифры. Но одна и та же пропорция цветов будет визуально различаться в зависимости от качества краски и типа бумаги.
Благодаря цветовым профилям на мониторе одного и того же компьютера можно увидеть, как будет смотреться картинка на бумаге разных типов или на разных экранах.
Посмотрите на эти фотографии:
Обе фотографии обрабатывались в модели RGB, но разница цветов очевидна, потому что им были присвоены разные цветовые профили.
На левой картинке оттенки более яркие, на правой — заметно бледнее. Для дизайнеров, работающих с фирменными цветами компаний или фотографиями, эта разница имеет большое значение. Вряд ли вы обрадуетесь, если цвет кожи одного и того же человека на разных мониторах будет выглядеть по-разному.
При смене профилей цвета на картинке меняются только визуально. Их координаты в RGB или CMYK остаются прежними.
Цвета в обоих кружочках имеют одинаковую координату RGB (226; 128; 29). Но на вид они совершенно разные, потому что были заданы разные цветовые профили.
Цветовые профили нужны, чтобы точно передавать и предсказывать цвет, зависящий от возможностей экранов и принтеров, одинаковым на всех устройствах.
Как работают с цветовыми профилями
Цветовые профили бывают реальные и абстрактные. Реальные описывают охват конкретного устройства, например принтера. Абстрактные — усреднённый охват группы устройств — например, нескольких печатных машин со схожими характеристиками. Обычно дизайнеры работают с абстрактными профилями, потому что это удобнее.
Профиль может быть встроен в файл изображения — чаще всего так и происходит. Если взять несколько разных картинок из интернета и открыть в Photoshop, можно увидеть, что у большинства из них есть свой исходный цветовой профиль.
Встраивание профиля в файл позволяет сделать цвета аппаратно независимыми: информация о цвете будет оставаться неизменной, на каких бы устройствах ни открывали и ни редактировали изображение.
В графическом редакторе любое созданное изображение можно сохранить с выбранным профилем или же оставить вовсе без него. Если изображение не имеет цветового профиля, на экранах оно будет отображаться согласно возможностям устройства. А если открыть такой файл в графической программе, цвета будут соответствовать профилю рабочей области.
Цветовой профиль изображения всегда можно изменить на любой другой: как временно, для удобства работы, так и для последующего сохранения картинки.
Самые популярные профили
Вот несколько конкретных профилей, с которыми чаще всего работают дизайнеры:
- sRGB — описывает усреднённый охват мониторов ПК. Обычно в работе над сайтами и приложениями используют именно его.
- Adobe RGB — имеет широкий цветовой охват, перекрывающий возможности всех существующих устройств.
- Apple RGB — описывает усреднённый охват мониторов макбуков на момент создания профиля, близок к sRGB.
- ProPhoto RGB — у него ещё более широкий охват, чем у Adobe RGB. Профили с таким охватом применяют для обработки фотографий.
О том, какие цветовые профили используют в печати, читайте в нашем разборе:
Препресс: главное, что нужно знать о подготовке макета к печати
Чем профили полезны в работе
Существует множество цветовых профилей, а производители оборудования постоянно создают новые — как для конкретных, так и для абстрактных устройств. Эта технология решает три практических задачи дизайнеров:
- Помогает посмотреть на экране с широким цветовым охватом, как будет выглядеть картинка на более слабых устройствах. Это особенно важно для полиграфии. Выбирая разные профили, дизайнер видит на мониторе, как будет меняться картинка в зависимости от возможностей печатной машины и бумаги.
- Если внедрить профиль в изображение, он будет сохранять настройки цветопередачи. Можно присвоить картинке профиль с широким диапазоном и перенести её на разные устройства с более узким охватом. Когда изображение будут на нём просматривать и редактировать, цвета окажутся визуально бледнее. Но если потом вернуть всё на современный экран, цвета снова станут яркими.
- Абстрактные профили с широким цветовым охватом в модели RGB бывают полезны для редактирования изображений. Более яркие цвета позволяют лучше рассмотреть детали фотографии и полутона: их используют для цветокоррекции и ретуши.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!