Дизайн
#подборки

Что такое цветовые профили и как они работают в графическом дизайне

Рассказываем, как дизайнеры добиваются единообразия цветов на всех устройствах.

Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media

У всех устройств разные возможности цветопередачи — цветовой охват. Поэтому дизайнеры стараются делать так, чтобы цвета на них выглядели максимально одинаково. Для этого они используют цветовые профили (или ICC-профили) — файл, в котором записана информация о цветовом охвате того или иного устройства.

В этой статье рассказываем, как работают цветовые профили и где их применяют дизайнеры.

Цветовые профили и пространства

Восприятие цвета субъективно. Для компьютерной графики так не годится, поэтому были созданы цветовые пространства — точные описания цветов. В них каждый цвет представляет собой точку в системе координат. Дизайнеры работают с RGB и CMYK — они являются аппаратно зависимыми.

RGB включает цвета, которые можно воспроизвести на экране, смешав свет от трёх светодиодов: красного, зелёного и синего (Red, Green, Blue). Поэтому код цвета в RGB состоит из трёх цифр. Но яркость и оттенки светодиодов у разных устройств разные. Поэтому одно и то же значение на разных экранах может давать визуально разный цвет.

Цветовая модель CMYK содержит цвета, которые получаются на печати, когда смешиваются голубая, пурпурная, жёлтая и чёрная типографские краски (Cyan, Magenta, Yellow, Black). Код цвета в CMYK — это четыре цифры. Но одна и та же пропорция цветов будет визуально различаться в зависимости от качества краски и типа бумаги.

Благодаря цветовым профилям на мониторе одного и того же компьютера можно увидеть, как будет смотреться картинка на бумаге разных типов или на разных экранах.

Посмотрите на эти фотографии:

Фото: Eiliv Aceron / Unsplash / Skillbox Media

Обе фотографии обрабатывались в модели RGB, но разница цветов очевидна, потому что им были присвоены разные цветовые профили.

На левой картинке оттенки более яркие, на правой — заметно бледнее. Для дизайнеров, работающих с фирменными цветами компаний или фотографиями, эта разница имеет большое значение. Вряд ли вы обрадуетесь, если цвет кожи одного и того же человека на разных мониторах будет выглядеть по-разному.

При смене профилей цвета на картинке меняются только визуально. Их координаты в RGB или CMYK остаются прежними.

Фото: Eiliv Aceron / Unsplash / Skillbox Media

Цвета в обоих кружочках имеют одинаковую координату RGB (226; 128; 29). Но на вид они совершенно разные, потому что были заданы разные цветовые профили.

Цветовые профили нужны, чтобы точно передавать и предсказывать цвет, зависящий от возможностей экранов и принтеров, одинаковым на всех устройствах.

Как работают с цветовыми профилями

Цветовые профили бывают реальные и абстрактные. Реальные описывают охват конкретного устройства, например принтера. Абстрактные — усреднённый охват группы устройств — например, нескольких печатных машин со схожими характеристиками. Обычно дизайнеры работают с абстрактными профилями, потому что это удобнее.

Профиль может быть встроен в файл изображения — чаще всего так и происходит. Если взять несколько разных картинок из интернета и открыть в Photoshop, можно увидеть, что у большинства из них есть свой исходный цветовой профиль.

Цветовой профиль фотографии. Чтобы открыть это окно в Photoshop, перейдите в Edit → Convert to profile
Скриншот: Skillbox Media

Встраивание профиля в файл позволяет сделать цвета аппаратно независимыми: информация о цвете будет оставаться неизменной, на каких бы устройствах ни открывали и ни редактировали изображение.

В графическом редакторе любое созданное изображение можно сохранить с выбранным профилем или же оставить вовсе без него. Если изображение не имеет цветового профиля, на экранах оно будет отображаться согласно возможностям устройства. А если открыть такой файл в графической программе, цвета будут соответствовать профилю рабочей области.

Галочку напротив Embed Color Profile
Скриншот: Skillbox Media

Цветовой профиль изображения всегда можно изменить на любой другой: как временно, для удобства работы, так и для последующего сохранения картинки.

Параметры цветового профиля в Photoshop, который будет автоматически применяться ко всем изображениям. Чтобы открыть это окно, перейдите в Edit → Color Settings
Скриншот: Skillbox Media

Самые популярные профили

Вот несколько конкретных профилей, с которыми чаще всего работают дизайнеры:

  • sRGB — описывает усреднённый охват мониторов ПК. Обычно в работе над сайтами и приложениями используют именно его.
  • Adobe RGB — имеет широкий цветовой охват, перекрывающий возможности всех существующих устройств.
  • Apple RGB — описывает усреднённый охват мониторов макбуков на момент создания профиля, близок к sRGB.
  • ProPhoto RGB — у него ещё более широкий охват, чем у Adobe RGB. Профили с таким охватом применяют для обработки фотографий.

О том, какие цветовые профили используют в печати, читайте в нашем разборе:

Препресс: главное, что нужно знать о подготовке макета к печати

Чем профили полезны в работе

Существует множество цветовых профилей, а производители оборудования постоянно создают новые — как для конкретных, так и для абстрактных устройств. Эта технология решает три практических задачи дизайнеров:

  • Помогает посмотреть на экране с широким цветовым охватом, как будет выглядеть картинка на более слабых устройствах. Это особенно важно для полиграфии. Выбирая разные профили, дизайнер видит на мониторе, как будет меняться картинка в зависимости от возможностей печатной машины и бумаги.
  • Если внедрить профиль в изображение, он будет сохранять настройки цветопередачи. Можно присвоить картинке профиль с широким диапазоном и перенести её на разные устройства с более узким охватом. Когда изображение будут на нём просматривать и редактировать, цвета окажутся визуально бледнее. Но если потом вернуть всё на современный экран, цвета снова станут яркими.
  • Абстрактные профили с широким цветовым охватом в модели RGB бывают полезны для редактирования изображений. Более яркие цвета позволяют лучше рассмотреть детали фотографии и полутона: их используют для цветокоррекции и ретуши.

Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Научитесь: Профессия Графический дизайнер Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована