Дизайн
#статьи

Что такое микровзаимодействия и зачем они нужны

Мы легко понимаем, как на незнакомом сайте заказать пиццу, оплатить подписку или найти службу поддержки. В этом нам помогают микровзаимодействия.

Иллюстрация: Ольга Воротникова для Skillbox

Что это такое?

Микровзаимодействия — небольшие реакции от интерфейса, которые помогают ориентироваться на сайте или в приложении: направляют к нужному действию или подсказывают, что что-то пошло не так.

Обычно это визуальные или звуковые эффекты. Современный интерфейс без них трудно представить — микровзаимодействия используют почти везде.

Не разозли! Отрывок из книги Алана Купера «Психбольница в руках пациентов» о том, как правильно проектировать интерфейсы.

Пока непонятно. Можно привести примеры?

Если навести курсор на кнопку, она может подсветиться, увеличиться или поменять цвет — и таким образом пользователь поймёт, что на неё можно и нужно кликнуть. Это и есть микровзаимодействие.

Это распространённый способ «оживить» элементы сайтов и приложений. Когда вы пользуетесь голосовым набором Google, иконка с микрофоном пульсирует, сообщая, что приложение слышит и распознаёт речь. Когда вводите слишком простой пароль, форма подсвечивается красным — это сигнал, что нужно придумать другой: по мере ввода сложных символов рамка поля поменяет цвет на зелёный.

Форма ввода почты стала светло-красной, потому что система не обнаружила такой адрес
Скриншот: сайт Skillbox / Skillbox Media

Это про визуальные эффекты. А как такое работает со звуком?

Звуки для микровзаимодействий используют реже. Большинству пользователей, кто листает ленту или заказывает товары в транспорте или на работе, не нужно, чтобы каждое действие сопровождалось музыкой.

Но иногда такие эффекты в интерфейсах необходимы. Например, если вы общаетесь с консультантом в чате, сообщения могут приходить со звуковым сигналом — это напоминание вернуться на вкладку. Или при выборе режима «без звука»: на включение этого тумблера телефон реагирует вибрацией, чтобы подтвердить — действие успешно.

Звуковые эффекты подсказывают пользователю, что в чате что-то произошло
Скриншот: приложение «МегаФон» / Skillbox Media

То есть микровзаимодействия — это реакция на действия пользователя?

Да, но не только.

Микровзаимодействия помогают пользователю понять, что именно меняется из-за его действий, — это основная функция. Но они могут служить и для навигации — показывать, что вообще можно сделать в интерфейсе. Например, для этого анимируют значок звонка на лендингах. Обычно он расположен в правом нижнем углу и немного двигается — так человек заметит его и поймёт, куда кликнуть, чтобы связаться с менеджером.

Ещё одна важная задача микровзаимодействий — сообщать пользователю о важных изменениях в системе, которые происходят независимо от него. Например, красная точка под сердечком покажет, что под фотографией появились лайки. Или, когда страница долго загружается, на экране будет крутилка: она показывает, что сайт не завис, интернет не отключился — просто нужно немного подождать.

Благодаря этим сигналам интерфейс словно непрерывно «общается» с пользователем.

Реакция от интерфейса подтверждает, что email-адрес принят и записан
Изображение: Phil Goodwin / Dribbble

Видимо, микровзаимодействия должны быть очень простыми и короткими, чтобы не раздражать пользователей?

Обычно их делают именно такими.

Слишком креативные решения могут отвлекать пользователей от работы с сайтом. Забавная анимация начинает раздражать, когда с ней сталкиваются сотый раз за день. К тому же надо учитывать: у людей есть привычка к стандартным визуальным и звуковым эффектам. Например, они знают, что значит всплывающее окно про cookies и как надо действовать. А непривычные микровзаимодействия — это новый для пользователя опыт: они, возможно, замедлят его реакции или вообще помешают завершить действие.

Топ-8 ошибок в дизайне интерфейсов разбираем в этой статье.

Но это не значит, что микровзаимодействия всегда скучны. Эмоциональная составляющая в интерфейсах — это плюс. Уместные эффекты могут сделать работу пользователей не только быстрой, но и приятной. А значит, люди будут более лояльны к сайту, приложению и продуктам, которые они представляют.

Индикатор загрузки с анимацией, напоминающей о движении бутылок на ленте конвейера
Изображение: Roop Lukka / Behance

А как правильно проектировать креативные и нестандартные микровзаимодействия?

Главное — учитывать, как часто пользователь встречается с конкретным сигналом интерфейса.

Он может десятки раз за день увеличивать фотографии товара: визуальный эффект, сопровождающий это действие, должен быть коротким и едва заметным. А вот оформляют покупки уже не так часто. Поэтому микровзаимодействие, подтверждающее заказ, может быть более длительным и оригинальным — например, с маленьким анимированным фейерверком.

Но и стандартные, привычные эффекты в микровзаимодействиях тоже могут быть нескучными. Например, кликабельные элементы могут реагировать на наведение курсора изменением цвета, подсветкой или лёгкой пульсацией.

Вместо стандартного курсора по экрану двигается чёрный кружок. При наведении на текст, который можно кликнуть, он превращается в крупную и очень заметную стрелку
Изображение: сайт «Лайтшоп»

Получается, микровзаимодействия нужны не только для ускорения работы, но и для развлечения?

В том числе, да.

Люди не роботы: пользователи лучше справляются с задачами, когда это приятно и интересно.

На этом портале собраны кинопостеры без текстов. Названия фильмов появляются только по наведению курсора: если бы подписи были статичными, это бы противоречило концепции сайта
Изображение: сайт Moviemania

А кто проектирует и создаёт микровзаимодействия?

Это задача UX/UI-дизайнеров — специалистов по интерфейсам и формированию пользовательского опыта.

Они продумывают механику: для каких ситуаций требуются микровзаимодействия и какими именно должны быть эффекты. При этом важно, чтобы реакции не только были удобными и симпатичными, но и вписывались в единый дизайн сайта или приложения.

Если оформление сайта минималистичное, то и микровзаимодействия стоит делать лаконичными
Изображение: сайт «ГЭС-2»

Когда концепция готова, к работе могут привлекать и других специалистов: например, моушн-дизайнеров для создания анимации или иллюстраторов для отрисовки сложных элементов.

О UX-анимации и работе моушн-дизайнеров рассказываем в этой статье.

Профессия UX/UI-дизайнер

Учебный курс для глубокого погружения в профессию UX/UI-дизайнера. Вы изучите основы веб-дизайна, UX и работу в Figma, научитесь проектировать интерфейсы, проводить исследования, составлять карту пользователя и презентовать свои работы клиенту.

  • Неограниченный доступ к материалам курса.
  • Обучение на реальных задачах.
  • Карьерные консультации и помощь в трудоустройстве.
Научитесь: Профессия UX/UI-дизайнер Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована