Дизайн
#статьи

Что такое мерч

Не кружки и блокноты, а инструмент коммуникации бренда с клиентами: рассказываем простыми словами о вещах с фирменными знаками.

Кадр: фильм «Всегда говори „ДА“»

Знакомое слово. Что это?

Это продукция с символикой бренда. Слово произошло от английского merchandise — «продвигать, продавать».

В середине прошлого века западные музыкальные группы начали выпускать футболки для фанатов со своими названиями — так началась история мерча.

Вслед за музыкантами крупные бренды в разных сферах поняли, что выпускать вещи со своей символикой — это выгодно и полезно для бизнеса. А теперь даже малый бизнес охотно делает фирменные сувениры и одежду.

Мерчем могут быть футболки, толстовки, носки, кружки, термосы, ручки, блокноты, значки, чехлы на телефон — любые вещи с корпоративной символикой. Чаще всего их раздают сотрудникам как униформу, а клиентам как сувениры.

Сумка с логотипом и названием для архитектурной фирмы From Form. В такой могут носить документы сами проектировщики, а ещё в ней можно передавать планы и распечатки подрядчикам и клиентам
Изображение: Marina Kondratenko / Moscow Mule / Behance

И почему компаниям это выгодно?

Человек с мерчем становится живой рекламой! Окружающие видят логотипы на его футболке, кружке или ручке, узнаваемость бренда повышается. Зачастую мерч даже не дарят, а продают, и многие готовы платить за него деньги.

Наклейки — это простой «партизанский» способ распространять айдентику компании силами потребителей: они забрендируют изображениями свои ноутбуки, скейты, ежедневники или чемоданы
Изображение: Lena Davydova / Behance

Зачем люди покупают мерч?

Бренды бывают модными и престижными, и с помощью мерча люди обозначают свою принадлежность к определённому кругу.

Скажем, многие гордятся тем, какие СМИ читают, какую еду выбирают, где проводят досуг, — и с радостью рассказывают об этом окружающим: не только устно, но и покупая брендированные вещи.

Блокнот «С цветной обложкой» из линейки мерча «Яндекса». Ирония в дизайне как атрибут бренда
Изображение: «Яндекс.Маркет»

Объясняем без научных сложностей, что такое атрибуты бренда и ещё восемь полезных понятий из маркетинга для дизайнеров, в этой статье.

Нередко мерч приобретают посетители разных мероприятий — в качестве сувениров. Например, на фестивалях, конференциях, тренингах, выставках, в туристических местах. Если человек хорошо провёл время, ему захочется купить что-то на память.

Наконец, иногда сам мерч круто сделан и обладать им хочется независимо от того, какому бренду он принадлежит. Просто потому, что вещь красивая, стильная и необычная.

Карты Таро — мерч для фестиваля женских сёрф-кинофильмов
Изображение: Shanti Sparrow Design / Behance

Обыкновенные вещи с логотипами могут быть привлекательными?

Могут! Мерч — это отнюдь не всегда мешковатая футболка, на которой по центру напечатано название фирмы. Иногда логотип даже не используют — вместо него работают фирменные цвета, шрифты, иллюстрации. На брендированной продукции может быть напечатан близкий аудитории лозунг или интересная картинка.

Мерч очень многообразный, и часто это полноценные вещи с уникальным дизайном.

Боди для младенцев с надписью и логотипом Tesla
Изображение: Tesla

Чтобы сделать мерч привлекательным для покупателей, бренды стараются креативить, а не просто печатать всюду одинаковый логотип. Оформление носителей фирменного стиля — это полноценная работа дизайнеров.

Подробно рассказываем, что такое фирменный стиль, зачем он нужен и что в него входит, здесь.

Что ещё за носители фирменного стиля? Это синоним мерча?

Нет, это более широкое понятие.

Носители — это все места и предметы, где компания размещает свои знаки и визуальные образы. К ним относятся и сувениры, и вывески, и сайты с соцсетями, и униформа сотрудников, и рекламные баннеры. А мерч — это один из вариантов носителей айдентики: продукция, которую будут продвигать среди целевой аудитории бренда.

Чтобы красиво показать фирменный стиль, нужны специальные шаблоны. Подобрали для вас 9 сервисов с качественными мокапами.

Важно понимать: к мерчу не относится упаковка продукта — того, что продают клиентам. Но у мерча может быть своя брендированная упаковка
Изображение: Red Bull Shop

Получается, дизайн мерча придумывают вместе с разработкой фирстиля бренда?

Как правило, да.

Когда делают фирменный стиль, разрабатывают логотип, дополнительные визуальные элементы и дизайн носителей — в число которых может входить и мерч. Но это не мешает компаниям со временем выпускать новые сувениры: например, к какому-то конкретному мероприятию или выходу нового продукта.

Дизайн всех новых носителей фирменного стиля обязательно разрабатывают на основе брендбука. Что это такое, рассказываем в этом материале.

Дизайн футболки специально для проекта «Авито» «Сам куплю» в коллаборации с брендом молодёжной уличной одежды «Волчок». Её нельзя было купить — только выиграть в конкурсе в социальных сетях
Изображение: Setters Agency
Научитесь: Профессия Графический дизайнер PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована