Барокко в шрифтах
Показываем божественное величие в графике и типографике и даём подборку современных барочных шрифтов.
![](https://248006.selcdn.ru/main/iblock/56b/56b9decc2ed97bed71baa09059259f8a/d3688957525b8d494d851c6e44302415.png)
![](https://248006.selcdn.ru/main/iblock/56b/56b9decc2ed97bed71baa09059259f8a/d3688957525b8d494d851c6e44302415.png)
Стиль барокко доминировал в искусстве и визуальной культуре Западной Европы в XVII — начале XVIII веках. Но, конечно, это эстетическое направление не началось в 1600-м, и не закончилось в 1750 году, и не существовало только во Франции и Италии. Мотивы и концепции, которые позже назвали «барокко», можно увидеть и в гравюрах позднего Средневековья, и в колониальной архитектуре XIX века, и в актуальном цифровом дизайне.
Рассказываем о барочной графике: что она выражала в эпоху Контрреформации в Европе и как сейчас шрифтовые дизайнеры переосмысливают старинную каллиграфию и печатный дизайн.
Барокко — тренд в дизайне XVII века
Визуальное отражает социальное. Чтобы понять, что такое барокко и откуда появился этот пугающе-роскошный стиль, стоит обратиться к историческому контексту XVII века в Западной Европе.
- Это в первую очередь Контрреформация — масштабная политика Папского престола в Ватикане, которая должна была вернуть паству в лоно церкви и не позволить протестантскому движению победить и разрушить католицизм.
Большая часть последователей религии были неграмотны, и церковь взяла на вооружение визуальные инструменты. Архитектурные орнаменты, драматичный реализм фресок и ошеломляющее обилие золота должны были поражать зрителей и вызывать у них глубокие эмоции: они были важнее всего, потому что согласно теологическим учениям того времени в основе веры не разум и логика, а чувства.
![](/upload/setka_images/09561218042024_accf102caaa970ce65d217b9ae9a8e9a57caa67c.jpg)
Фото: Filippo Monteforte / AFP / Getty Images
![](/upload/setka_images/09561218042024_08fda0244b5397e030ee401fd2bea5b24f78a72b.jpg)
Изображение: Met Museum
- XVII век — это расцвет абсолютной монархии в Западной Европе. Изобилие, роскошь и высокие контрасты должны были убеждать в мощи и власти аристократии и напоминать людям о том, что неравенство — это моральный, божественный закон.
![](/upload/setka_images/09561218042024_6896a8696b8038f4fc8989ab005e4fccc3b90047.jpg)
Изображение: Museu Nacional d’Art de Catalunya / Michel Ravassard / UNESCO
![](/upload/setka_images/09561318042024_c7c2d6650fe8dd3125b1541cb39af56649bd56fa.jpg)
Фото: Ludovic Marin / AFP / Getty Images
- К XVII веку уже произошли великие географические открытия, и европейцы постепенно колонизировали новые территории. Они узнавали всё больше других культур и привозили домой диковинные образцы китайской, полинезийской, американской этнической эстетики — в то же время неевропейский мир, в свою очередь, перенимал их доминирующий визуальный стиль.
Так барокко стало первым «глобальным» трендом в искусстве, архитектуре, оформлении книг, моде и даже музыке.
![](/upload/setka_images/09561318042024_0ed1686442ac630326a48ddcef43684fa02b904b.jpg)
Фото: Godong / Universal Images Group / Getty Images
- Ещё одна тенденция эпохи барокко — это развитие секулярной науки и знаний о мире и человеке. Люди начали интересоваться физическими явлениями, верить в силу человеческого интеллекта — именно это даст основу европейскому Просвещению XVIII века.
![](/upload/setka_images/09561318042024_fc9956ee2f4201e204a5532c68850c6715ed24e0.jpg)
Фото: Admont Abbey
![](/upload/setka_images/09561218042024_6caf85fa09e0642959e62c753d9a2f18236eb1da.jpg)
Изображение: Museum Boerhaave
Современная интерпретация барокко
Сейчас в графике, промышленности и моде достаточно трудно определить, к какому стилю относится тот или иной образец дизайна. Однако можно найти примеры хотя и осовремененного, но достаточно «чистого» барокко, в том числе в digital-формате.
У такого дизайна есть заметные черты:
- Орнаменты и паттерны с богатыми, даже экзотическими природными мотивами.
- Глубокие контрасты и обилие тёмных оттенков.
- Изобилие деталей.
![](/upload/setka_images/09562018042024_c0c954a3a268bfc515e88839a41a25de5bd1b194.jpg)
Изображения: Steve Eichner / WWD / Penske Media / Getty Images / Versace
![](/upload/setka_images/09561718042024_cece785eb92cd643f5e788e5f37e3d933a76f56c.jpg)
Изображение: James Roper / Behance
![](/upload/setka_images/09561518042024_2229e417950c39bd1ac90259b6c781a232a40430.jpg)
Изображение: Trudon
Типографика эпохи барокко
Графика эпохи барокко визуально рифмовалась с архитектурой, модой, театром, интерьерами. Это касалось и рукописных, и печатных образцов, и гравюр.
- Титульные листы и развороты с иллюстрациями могли быть максимально насыщены деталями, в них было изобилие грандиозных орнаментов — даже в «обычных», не религиозных книгах.
![](/upload/setka_images/09561718042024_71b97f3681cfd481f98f8279e17d064ae63ea66a.jpg)
Изображение: Musée Lorrain / National Gallery of Art
- Оформители документов, даже личных альбомов и визиток развивали искусство каллиграфического письма и экспериментировали с лигатурами, формами букв, размахом засечек и соединяющих штрихов. В печать каллиграфия тоже шла практически с тем же уровнем детализации, которая была возможна пером, благодаря тому что развивалось искусство и качество гравирования.
![](/upload/setka_images/09561218042024_b96f49b701f581862428f9c58e1a46c731d0aa89.jpg)
Изображение: Rijksmuseum / Google Arts and Culture
- Если в период Ренессанса, который обращался к величию античной культуры, в основе шрифтов и в целом типографики были выверенная гармония, баланс и строгая симметрия, то в эпоху барокко в графику пришло стремительное движение, текучесть, кипучий хаос, драма — и одновременно с этим симметрия оставалась важным атрибутом.
В каллиграфии и шрифтах эту динамику выражали размашистые штрихи, очень острые засечки, завитки и скругления на достаточно чётком скелете форм.
![](/upload/setka_images/09561218042024_d75dd4921f9f5ca9dc828e1efafbd5a21dfa9c5d.jpg)
Изображение: The Metropolitan Museum of Art / National Gallery of Art
![](/upload/setka_images/09561618042024_b76bc71fa80c20942ed01e19c21ead7b69ad6b89.jpg)
Изображение: Rijksmuseum
- Тексты на одном листе могли быть набраны несколькими шрифтами одновременно (в случае с гравюрой это не наборные шрифты, а вырезанные от руки буквы с подобной пластикой).
В барочной смеси могли сочетаться курсивы и прямые начертания, антиквы старого стиля и гуманистические венецианские, вариации унциального письма и готические фрактурные мотивы.
![](/upload/setka_images/09561918042024_1c076733da30d01108464d85a8ffad1517acec59.jpg)
Изображение: Rijksmuseum
![](/upload/setka_images/09561318042024_1cc7c7aaff1472b38801633d33e2f9e6221a290f.jpg)
Изображение: University library of Heidelberg
![](/upload/setka_images/09561618042024_5df0b482fb1dc77b26b81c121d5af0d3e5869e14.png)
Читайте также:
Голландские антиквы старого стиля
В эпоху барокко появились и стали распространяться наборные шрифты, которые позднее стали называть голландской антиквой старого стиля. Они развивались на основе ренессансных «гаральдов» — итало-французских антикв, которые создавали парижский словолитчик Клод Гарамон, венецианский мастер Альд Мануций, их ученики и последователи.
Именно «нижние земли» к XVII веку стали лидером в книгопечатании и инновациях в этой сфере. Во многом — благодаря типографии Плантена-Моретюса. В архивах музея хранятся тысячи оригинальных пуансонов голландских «королевских» антикв, и студенты курса шрифтового дизайна Института Плантена создают ревайвалы на основе этих ценных образцов.
Голландские антиквы были контрастнее гаральдов, пропорции букв — уже, а засечки симметричны. Если сильно упрощать, то это было связано с тем, что пуансоны стали изготавливать ювелирнее.
Впрочем, важно понимать: и те, и другие, и третьи разновидности шрифтов существовали в ту эпоху одновременно. А сейчас к барокко могут относить и образцы, из которых родились современные версии Garamond, Caslon, Baskerville — смотря как классифицировать шрифты: по технологиям, по форме, по применению, по историческому контексту или визуальной рифме с заметными течениями в искусстве.
![](/upload/setka_images/09561318042024_ea2b2f998665356b094cbc9e4d99ecdc646b93d5.jpg)
Изображение: The Metropolitan Museum of Art / National Gallery of Art
![](/upload/setka_images/09561318042024_2d42bcd147bbaf6c3e403c3df1bc46190d6f5651.png)
Читайте также:
— Барокко — это красота в мельчайших деталях ради красоты, и в красоте есть поиск смысла жизни, поиск Бога. Барокко влюбляет в себя.
Любая эпоха — это, в первую очередь, набор ценностей, и ценности барокко не такие, как сейчас у нас. Это величие Папского престола, финансов, монарха. Это божественность и мощь человеческого разума вместе: люди той эпохи были очень религиозны, а согласно церковным постулатам человек создан по образу и подобию Бога — значит, наш разум тоже в какой-то степени божественен.
Лучшие современные барочные шрифты долгое время — традиционно — происходили из Нидерландов, но теперь уже и Новой Зеландии. Например, один из лучших — это Epicene от KlimType.
Дмитрий Голуб,
шрифтовой дизайнер, основатель школы и студии Bolditalic
![](/upload/setka_images/09561418042024_178ae943fb180dbd85da113c997e71d410f43eb6.jpg)
Изображение: Hatje Cantz / Berlinische Galerie / Büro Otto Sauhaus
Первая кириллическая антиква — петровский гражданский шрифт — была создана в том числе на основе голландской. Она барочная по эпохе, но за её рисунком стоят иные ценности, иная политика и иная культурная база, чем в наборных шрифтах, которые появлялись в Западной Европе и Новом Свете.
![](/upload/setka_images/09561418042024_acb3891951eada938d821fe8c18ea10c2884033f.jpg)
Изображение: Public Domain
![](/upload/setka_images/09561418042024_a4fda8a8daf91ce2662aa3054d135a8d8c1242a8.png)
Читайте также:
Современные шрифты в стиле барокко
Стиль барокко — это в первую очередь антиквы; качественные «рукописные» барочные буквы скорее создают леттереры под конкретные задачи.
Мы выбрали девять тиражных шрифтов, которые могут подойти для дизайна в стиле барокко.
Антиква Kis
Гарнитура на основе шрифтов венгерского типографа XVII века Миклоша Киша, который стал известен во время работы в Амстердаме.
Где купить: магазин Paratype.
Кириллица: есть.
![](/upload/setka_images/09561418042024_6ed0b04ccb1af0573cd045b2bd21a60938919582.jpg)
Антиква Bannikova
Цифровая версия гарнитуры, которую разработала художник Галина Банникова в середине XX века. Она создала этот оригинальный образец, глубоко изучив русский гражданский шрифт начала и середины XVIII века и добавив к ним антиквы эпохи Возрождения — базу, которой исторически не было в кириллическом письме и наборе.
Где купить: магазин Paratype.
Кириллица: есть.
![](/upload/setka_images/09561318042024_d879e3a09b3d33248cfb9e16b5b5b31c5891b3f5.jpg)
![](/upload/setka_images/09561318042024_1b9538555bc8b6bb16a0625a682661edb953ea1c.jpg)
Фото: Rustam Gabbassov / Schrift Publishing
Антиква Mercury Display
Ревайвал и современная графическая адаптация шрифта немецко-голландского типографа Иоганна Михаэля Флейшмана, который создали для журнала Esquire в середине 1990-х.
Где купить: в магазине студии Hoefler & Co.
Кириллица: отсутствует.
![](/upload/setka_images/09561318042024_5d2552f3c147808bd3c9149b748f69964400c85d.jpg)
![](/upload/setka_images/09561318042024_7b6ae682f40573d2c3c9364d21893c206fdb58bd.jpg)
Антиква Tobias
Семейство шрифтов с чертами барокко и Ренессанса, а также работ знаменитых шрифтовых дизайнеров XVIII века.
Где купить: в магазине Displaay Type Foundry.
Кириллица: отсутствует.
![](/upload/setka_images/09561318042024_3a951572a2150028f8727110976985967433bc44.jpg)
![](/upload/setka_images/09561518042024_3b7708faf9e65ed911a092d713c25e363002f0d0.jpg)
Скриншот: сайт Aficionado Studio / Skillbox Media
Антиква Le Rosart Display
Ревайвал, основанный на пуансонах типографа Жака-Франсуа Розарта, которые хранятся в Музее Плантена — Моретуса в Антверпене.
Где купить: в магазине Revolver Type Foundry.
Кириллица: отсутствует.
![](/upload/setka_images/09561318042024_1f995b601aba92748690c952130d3d6669d3fcca.jpg)
![](/upload/setka_images/09561318042024_174dab7e39076657c683b5ce7334147bbc186e9b.jpg)
Скриншот: сайт Museo Sansevero / Skillbox Media
Антиква Genath
Барочный и эклектичный ревайвал набора 1720 года, в котором есть образцы первого дизайна Иоганна Вильгельма Хааса для словолитни Гената в Базеле.
Позже Хаас станет владельцем этой словолитни. В XX веке в ней создадут Helvetica.
Где купить: в магазине студии Optimo.
Кириллица: отсутствует.
![](/upload/setka_images/09561418042024_f6a03683afb636aed1c2d98a66b99d839599856a.jpg)
![](/upload/setka_images/09561418042024_f1dba46f5eb3018402b190ecf8fd0ee8a8f3b6eb.jpg)
Изображение: Martha Stutteregger Typografie
Декоративный Baroque Pearl
Экспериментальный шрифт-орнамент, будто составленный из барочных инициалов.
Где купить: на сайте MyFonts.
Кириллица: отсутствует.
![](/upload/setka_images/09561418042024_c276ca8d399eee73a1c079a8558d4d7cc1304846.jpg)
Рукописная Dulcinea
Шрифт со сложным декором, вдохновлённый испанской барочной каллиграфией.
Где купить: в магазине студии ReType. Также шрифт можно активировать в библиотеке Adobe Fonts, если есть подписка.
Кириллица: отсутствует.
![](/upload/setka_images/09561518042024_b2d44a98fb0ab389c6e9b7d88859ec7c32c16caa.jpg)
![](/upload/setka_images/09561418042024_aac8ad733053ee9cbb56d28ab610f6284be1959b.jpg)
Изображение: Double Decker / Marcal
Бесплатный Castoro
Гарнитура из прямого начертания и курсива из библиотеки Google Fonts. Создана как сплав голландских шрифтов XVI–XVIII веков.
Кириллица: отсутствует.
![](/upload/setka_images/09561418042024_787cd23beca8deedb64c04891cba8e155a2f0297.jpg)
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!