Тренды в дизайне: откуда они возникают и как с ними работать
Дизайнеры-эксперты объясняют, что будет модным в 2024 году и почему.
![](https://248006.selcdn.ru/main/iblock/c94/c94e7b97a762b1d9b5272356304b301e/8a16895bcb7831c466784b84345c6876.jpg)
![](https://248006.selcdn.ru/main/iblock/c94/c94e7b97a762b1d9b5272356304b301e/8a16895bcb7831c466784b84345c6876.jpg)
Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Арт-директор и сооснователь ESH Gruppa Филипп Третьяков и Нина Захарова, глава контента приложения W1D1, автор канала и рассылки curiosity archives, проанализировали глобальные социоэкономические факторы и дали прогноз трендов будущего.
Откуда берутся тренды
Стили в визуальном языке, эстетические направления и вообще красивые картинки не появляются сами по себе. Всё, что делают дизайнеры, — это отражение глобальных процессов и явлений.
Дизайн всегда находится в мировом политическом и экономическом контексте, и на тренды дизайна тоже влияют глобальные предпосылки.
На экономику и дизайн в 2023 году влияли большие факторы, которые останутся в силе на ближайшие пару лет:
Рецессия
Глобальный кризис в экономике сказывается и на дизайне. Рецессия влияет на изменение условий труда; на инструменты, которые мы используем в работе; на уровень ожиданий от нанимаемых специалистов; на перераспределение сокращающихся ресурсов внутри компаний и студий. Так, бизнес больше денег вкладывает в маркетинг и инфлюенсеров и меньше — в креатив.
Эскапизм и ностальгия
Из-за инфляции и неспособности планировать люди ощущают неуверенность в завтрашнем дне — как следствие, обращаются к прошлому, ищут в воспоминаниях покой. Им становится важно найти что-то приятное сердцу в знакомых вещах.
В кино и в поп-культуре мы возвращаемся к визуальным атрибутам прошлого, потому что нам приятно там находиться. Там нет ничего нового, и ничего страшного с нами не произойдёт.
![](/upload/setka_images/11561215022024_6896a8696b8038f4fc8989ab005e4fccc3b90047.jpg)
Кадр: фильм «Air: Большой прыжок» / Amazon Studios
Распространение AI
Новые технологии «взрывают» разные сферы, и это будет продолжаться во всех индустриях, в том числе в дизайне.
![](/upload/setka_images/11561515022024_9f4177150537e15f4549b4114125e7b7fd1ba2c4.gif)
Изображение: Deeplocal
Децентрализация
Этот фактор связан в том числе и с новыми технологиями — например, криптовалютами и прочими негосударственными цифровыми ценностями.
Web3 появился как реакция на то, что современный интернет оказался под властью капитализма, государственной и корпоративной цензуры, и из него практически исчезли свободные и бесплатные пространства для единомышленников. Из этой Web3-философии и запроса на независимость от больших контролирующих институций выросли NFT, блокчейн и криптовалюты: с помощью этих инструментов энтузиасты пытаются снова сделать веб-пространство «своим».
Тренд на децентрализацию вошёл и в дизайн-работу — и с точки зрения проектов, над которыми мы можем работать, и с точки зрения инструментов, которыми мы пользуемся.
Климатический кризис
Из нишевой темы для энтузиастов экология окончательно стала повесткой мейнстримной и обязательной. Теперь о климатических проблемах говорят и думают не только политики и учёные: пока режиссёры снимают об этом кино, а музыканты посвящают природе целые альбомы, дизайнеры и креаторы вынуждены познавать азы устойчивого производства.
![](/upload/setka_images/11560815022024_0ed1686442ac630326a48ddcef43684fa02b904b.jpg)
Фото: Stella McCartney
Человеку нужен человек
В достаточно сложных ситуациях всё более ценными и нужными становятся искренние человеческие отношения, нежность, гуманистичность.
![](/upload/setka_images/11560215022024_b30ff17d14b759c017197570526ff51b33cc83c5.jpg)
Что будет в моде в 2024-м
New age, магия и эзотерика
Чем больше в мире происходит проблем, на которые обычные люди никак не могут повлиять, тем чаще они начинают обращаться к потустороннему — и на это реагирует бизнес.
Бренды всё чаще делают отсылки к эстетике new age, вдохновляются магией и эзотерикой: у Нью-Йорка появляется собственная колода Таро, Spotify выступает в жанре гороскопа во Wrapped, а дизайнеры делают отсылки в айдентике к журналу Whole Earth Сatalogue.
![](/upload/setka_images/11560815022024_fc9956ee2f4201e204a5532c68850c6715ed24e0.jpg)
Изображение: Stora Skuggan / Spotify / Herbar / Elise Rigollet
Тренд на магическое отражает глобальные факторы: ностальгию, стремление к природе и локальным сообществам, эскапизм.
![](/upload/setka_images/11560115022024_073efc852a65b7685aeef7707c1c1bd107b26868.png)
Читайте также:
Throwback-культура
Ностальгия определяет тренды последние несколько лет — меняются лишь периоды прошлого, которыми мы будем вдохновляться завтра. Если в 2023 году это был Y2K и ретрофутуризм, то в 2024-м дизайн движется к midcentury design и ревущим двадцатым.
![](/upload/setka_images/11560215022024_d0e289e355555cb39f9d7f499b6888c389473c54.png)
Читайте также:
Тренд на визуальные стили прошлого отражает глобальные факторы: ностальгию, стремление к сообществу, интерес к DIY.
Середина XX века
Эпоха смелой работы с цветами, болдовой типографикой и простой, но выразительной иллюстрацией. Референсы — работы Сола Басса, Херба Любалина и Элейн Люстиг Коэн.
![](/upload/setka_images/11561215022024_cece785eb92cd643f5e788e5f37e3d933a76f56c.jpg)
Изображение: Netflix is a joke / Porto Rocha
![](/upload/setka_images/11560915022024_2229e417950c39bd1ac90259b6c781a232a40430.jpg)
Изображение: Foxtrot / Perky Bros
Ревущие двадцатые
Ар-деко — классический спутник экономических кризисов и турбулентных исторических периодов. Это визуальный пир во время чумы, символ богатства тех, кто даже в экономические кризисы становится только богаче. Чем роскошнее дизайн, тем проще людям объяснить, за что и почему они должны платить дорого.
А значит, ждём позолоту, вычурную типографику, паттерны и гранёное стекло.
![](/upload/setka_images/11560915022024_71b97f3681cfd481f98f8279e17d064ae63ea66a.jpg)
Изображение: Les paradis artificiels / Horror vacui studio
![](/upload/setka_images/11561315022024_b96f49b701f581862428f9c58e1a46c731d0aa89.jpg)
Изображение: ARCHIVEAT / Plus X Creative Partner / Behance
AI-революция
В 2024 году технологии искусственного интеллекта продолжат широко внедряться в дизайн-индустрию: эйфория от новой технологии спадает, она становится нормой. ИИ внедряют в самые популярные инструменты, а дизайнеры изучают пути утилитарного применения промпт-инжиниринга:
ИИ для абстракции
Нейросети «понимают» даже самые странные брифы. Некоторые визуализации уже сейчас легче, быстрее и качественнее сделать с помощью AI, чем заказывать у специалиста. Например, абстрактные изображения, существующие на границе между фотографией и иллюстрацией.
![](/upload/setka_images/11560815022024_d75dd4921f9f5ca9dc828e1efafbd5a21dfa9c5d.jpg)
Скриншот: W1D1
ИИ для артефактов
Так как AI обучается на огромных массивах данных, он не очень хорошо справляется с детализацией и неизбежно повторяет клише. Чтобы избежать узнаваемой AI-эстетики, нужно активно вмешиваться в рабочий процесс.
Однако дизайнеры могут не скрывать использование AI, а делать эффект зловещей долины главным визуальным решением айдентики и кампаний или вообще инструментом исследования.
![](/upload/setka_images/11561015022024_b76bc71fa80c20942ed01e19c21ead7b69ad6b89.jpg)
Изображение: La Monnaie / Base Design
IKEA и студия Space10 с помощью AI изучали, как могут выглядеть тарелки из локальных материалов по всему миру. Это пример, как ИИ можно использовать в рамках некоторого социологического проекта, где исследуются обобщения и паттерны мышления
![](/upload/setka_images/11561215022024_1c076733da30d01108464d85a8ffad1517acec59.jpg)
Анимация всего
Статичное изображение стремительно теряет актуальность из-за тысячи экранов и сообщений, конкурирующих за внимание зрителей. Всё больше брендов будут использовать моушн-дизайн, чтобы создавать выразительные истории.
Аксиомой становится подход: дизайн должен быть заточен под динамику.
Тренд на динамику без остановки — это глобальное стремление следовать авангарду технологий.
Типографика как инструмент интонации
Шрифт — минималистичный способ настроить интонацию бренда, и компании с помощью типографики стремятся найти новые способы заявить о собственной аутентичности и уникальности.
Нейтральные гротески уходят: усталость от унификации и обезличенности возвращает в дизайн выразительные антиквы и харáктерные акцидентные шрифты.
![](/upload/setka_images/11561015022024_1cc7c7aaff1472b38801633d33e2f9e6221a290f.jpg)
![](/upload/setka_images/11561115022024_62bf1942effdabf0107c530d35221fdf53489254.jpg)
Фото: 4creative / Studio Kiln
Тренд на особенные типографические решения отражает ностальгию и стремление за технологиями.
Ugly-дизайн
Прошлогодний тренд на радостный сюрреализм трансформируется в сюрреализм дистопический. На новую эстетику «некрасивого» влияют и распространение сгенерированных ИИ-картинок, и экономическая рецессия:
- Нейросети пока не способны воспроизводить творческое и не подходящее под алгоритмы, поэтому некрасивость и странность дизайнеры и художники используют в попытке уберечь «человеческую» работу от копирования.
- Бренды и корпорации зачастую работают с небольшими креаторами не только потому, что хотят быть «аутентичнее» и ближе к своим потребителям, но и потому, что это банально дëшево.
Этот тренд распространяется и на брендинг, и на 3D, и на фотографию.
![](/upload/setka_images/11561015022024_ea2b2f998665356b094cbc9e4d99ecdc646b93d5.jpg)
Изображение: Loewe / постер к фильму «Бедные-несчастные» / Searchlight Pictures / The Good Gut Drink / Good Shit Soda
Тренд на неэстетичную эстетику — это стремление к гуманизации, DYI-экспериментам, желание принадлежать к сообществам, ностальгия и эскапизм.
Экоматериалы
В упаковке продуктов всё чаще используют современные «устойчивые» материалы: от грибов и водорослей до переработанного пластика и систем рефиллов. Тактильные текстуры и формы материалов становятся важной частью айдентики.
![](/upload/setka_images/11561115022024_b200d8bc76303a5287d3954213dd40d331052ae4.jpg)
Изображение: Notpla / Don’t touch my skin
Полная запись вебинара о трендах-2024
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!