Дизайн
#Мнения

Спроси эксперта: заказчик не оплатил дизайн, но использовал, что делать?

Основатель содружества дизайнеров «Дело» рассказывает, как правильно реагировать на возможную кражу работы.

Иллюстрация: Polina Vari для Skillbox Media

Вопрос от читателя:

После аванса я отдал клиенту работу, а он не принял и оплатил не полностью. Через три месяца я вижу, что работа использована. Что мне делать?

На этот вопрос ответил Лёша Пушкарёв.

Лёша Пушкарёв


Мультидисциплинарный дизайнер, куратор, наставник.

Основатель и участник содружества графических дизайнеров «DELO».

Основатель, вдохновитель и участник сообщества дизайнеров плаката «СМРГ».


Ссылки


«Представьте — до каких конфликтов могут довести папуаса и исландца споры о море. У одного оно серое, тяжёлое, с чёрным вулканическим песком, с айсбергами и инеем. У другого — не море — тёплое молоко с белоснежными бархатными пляжами, кораллами и акулами. А лёд для этого папуаса понятие несуществующее. Иначе говоря, для успешной коммуникации обе стороны должны прилагать
усилия — взглянуть на мир глазами собеседника. Не просто слушать партнёра, а услышать его — не себя, не свои стереотипы, которыми вы его слова замещаете, а его мысли, что он в свои слова одеть пытается». Франц Вертфоллен, «Не книга. Азбука современного человека».

Первым делом нужно возобновить коммуникацию с клиентом. Часто мы просто недопонимаем друг друга, что приводит к таким ситуациям. Конечно, нередки случаи осознанного мошенничества и недобросовестного отношения клиентов к подрядчикам, но всегда хочется верить в лучшую сторону человека.

Нужно помнить, что у клиента свои внутренние бизнес-процессы, визуальная составляющая для него является всегда одним из этих процессов и очень часто не самым важным. Решения могут приниматься достаточно импульсивно. Сейчас он что-то не принял и решил отложить эту задачу, но потом у него появилась срочная потребность в материалах и он принял решение использовать то, что ему уже разработали. Вполне вероятно, что у него не сохранилось информации о неоплаченной работе, или он мог помнить о том, что нужно оплатить работу, но производственные процессы отложили этот вопрос на потом. Поэтому очень важно связаться с клиентом и в спокойной деловой атмосфере обсудить ситуацию.

Важно помнить, что финансовая грамотность и страховка всегда лежат на плечах дизайнера, а не клиента. Поэтому нужно заботиться о заключении договора перед началом работы. Важно иметь пункт в договоре, что все рабочие материалы передаются на сторону клиента только после полной оплаты работы. В некоторых случаях даже электронная переписка может приниматься в качестве доказательства договорённостей в случае разрешения спорных ситуаций, поэтому общение очень важно.

Я работаю на рынке фриланса около 15 лет, и, конечно, были аналогичные ситуации. И радует то, что часто они разрешались в мою пользу после возобновления общения с клиентом. Часто клиенты просто забывали про оплату оставшегося гонорара.

Подводя итог

Любые спорные ситуации старайтесь разрешить в диалоге.

Старайтесь создавать доверительные отношения с клиентом.

Настаивайте на заключении договора, который полностью составлен вами, или внимательно читайте договор клиента и просите внести нужные вам пункты.

Сохраняйте все переписки в почте и в мессенджерах.

Не стесняйтесь напоминать про выплату гонорара, уточняйте волнующие вас моменты.

В самых крайних случаях можно обращаться за помощью к трудовым юристам (но обычно, на небольших разовых проектах, до этого дело не доходит, клиенту проще оплатить оставшуюся сумму, чем иметь сложности в разбирательствах с юристами и судами).

Научитесь: Профессия Графический дизайнер PRO Узнать больше
Понравилась статья?
Да

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с тем, что мы используем cookies 🍪

Ссылка скопирована