Нейросети и художники: что происходит в 2024 году и как с этим жить
Поговорили с художниками о ценности ИИ-изображений и о том, когда нейросеть может помочь художнику решить свою задачу.
Иллюстрация: Полина Честнова для Skillbox Media
Все популярные нейросети уже научились достаточно хорошо рисовать иллюстрации в любых направлениях: аниме и манга, барокко, классические комиксы, реализм. Например, самый бюджетный вариант — бесплатная Stable Diffusion, которая может сделать что угодно. Или платная Niji на базе Midjourney, которую разработали специально для генерации аниме-изображений.
Хотя нейросети на слуху уже несколько лет, не всегда очевидно, когда их полезно использовать, а когда нет. Чтобы в этом разобраться, мы спросили практикующих художников о том, как они используют ИИ в своих проектах.
Контекст — что происходит с ИИ в 2024 году
Возможности искусственного интеллекта уже достаточно широки — нейросети становятся мощным инструментом, который потенциально полезен и бизнесу, и независимым художникам. Однако большинство крупных компаний избегают «сотрудничества» с искусственным интеллектом — в частности, из-за белых пятен в законодательстве.
Авторское право
На Reddit разработчики игр обсуждают, можно ли использовать нейросети в проектах, и делятся опасениями. Во-первых, нейросети тренировались на авторских работах, и есть риск, что они слишком точно воспроизведут фрагмент чужой работы — тогда есть вероятность оказаться в суде с автором. Во-вторых, на сгенерированную графику нельзя получить авторские права, и её может использовать кто угодно и как угодно.
В 2023 году в США художник Мэттью Аллен выиграл приз на Colorado State Fair с работой, сгенерированной нейросетью, которую он только слегка обработал. Ему отказали в регистрации авторского права, потому что основа изображения сделана ИИ.
Игры
Магазин игр Steam публично заявил о лояльном отношении к сгенерированному контенту. В частности, в 2023 году вышла AI Roguelite — в ней все интерактивные объекты и игровые механики созданы искусственным интеллектом.
Кино
Крупные студии позволяют себе использовать только собственные разработки. Например, у Disney есть собственный ИИ FaceDirector — он берёт выражения лица актёров из разных дублей и создаёт на их основе новые. Так, актёрскую игру можно корректировать во время постпродакшена — технологию использовали в фильме «Мстители: война бесконечности».
Более масштабное использование ИИ в кино встречается нечасто. Однако в апреле 2024 года небольшая новая студия TCLtv+ Studios, частично принадлежащая китайской технологической компании, анонсировала фильм, полностью сгенерированный нейросетью. Трейлер уже выложили, но качество графики пока очень далеко от фильмов и мультфильмов, созданных людьми.
Реклама
В рекламе и брендинге графику от нейросетей могут использовать вместо иллюстраций и фото. Сгенерировать изображение зачастую быстрее, чем искать идеально подходящее на стоках. А также это гораздо дешевле, чем делать собственную съёмку или заказывать иллюстрации. Есть один из свежих примеров от российского агентства Repina Branding: с помощью Midjourney сгенерировали пельмень, размещённый на упаковке товара. Арт-директор канадского агентства Tiller рассказал, как команда иллюстрировала книгу с помощью Midjourney, DALL-E и Photoshop Generative AI.
В иллюстрации и дизайне подобных кейсов довольно много, так как требования к графике здесь не такие строгие, как в фильмах, играх и мультфильмах. Но законодательно такая работа всё ещё никак не регулируется. А также хорошие иллюстрации неизбежно требуют много человеческого внимания: для нейросети нужно подобрать референсы, точно описать желаемый результат и зачастую — доработать результат вручную.
Нейросеть в личных проектах
— Я бы не стала говорить о ценности работ, созданных с помощью ИИ, независимо от целей. Если вы художник и делаете это для себя ― вы в своём роде ремесленник, вам нравится рисовать, создавать, работать руками и получать удовольствие от процесса.
Генерация через промпт ― это другая история. Это желание получить быстрый результат без усилий, минуя всё то, ради чего люди и начинали когда-то творить. Ценности я тут не вижу, я вижу много самообмана. Нажал кнопку — и оп, ты художник. Ты-то умный, пользуешься чужими наработками, ведь пока тебя никто не может за это наказать. А все вокруг тебя, кто учился, кто набирался опыта, ― они дураки. Помимо этического вопроса, далеко не все и не сразу понимают, что врут сами себе.
— Личные проекты обычно затеваются для эксперимента, чтобы попробовать ту или иную идею, поэтому нейросети я пока использую только здесь. Они умеют иногда под другим углом взглянуть на задачу, а временами выдают абсолютно хаотичные (в хорошем смысле) результаты.
Конечно, самое интересное — обучить нейросетку на своих работах: можно сравнить оригинал и копию и в различиях попробовать найти ту самую божественную искру таланта. Ну или понять, что ничего такого в тебе нет. Про себя скажу, что самоуверенности поубавилось: -)
А если серьёзно, то любой осознанный эксперимент важен (неудачный, возможно, даже больше, чем удачный), поэтому и результат, который выдаст ИИ, не должен быть недооценён. Из этих франкенштейнов может получиться живопись, думаю заняться этим в ближайшее время.
— В личных проектах у работ нейросетей ценности практически нет никакой, так как создано это с помощью рандомно сгенерированных картинок по уточняющим запросам. В персональных работах художник в первую очередь учится сам: ищет идею и доводит её до финальной реализации. Если вместо этого генерировать, то самое интересное, а это процесс исследования и придумывания, получает машина и делает всю работу за автора.
Это хорошо для бизнеса, так как результат можно получить быстро, но плохо для самого творца, который пропускает творческий процесс мимо себя. К тому же если художник создаёт исключительно сгенерированную картинку, без значительного оверпейнта, то спешу огорчить: авторского права на эту картинку у него нет.
В России нейросеть пока юридически никак не регулируется, и на Западе ещё нет нормального правового поля. Поэтому всё, что вы генерируете, — это достояние интернета: любой может использовать вашу картинку в коммерческих целях, и вы за это не получите никаких дивидендов.
— В личных проектах я не использую нейросети совсем — гораздо приятнее самому с нуля всё делать. Я пробовал потренировать нейросеть на своих иллюстрациях, но на тот момент она не смогла научиться копировать мой стиль рисования, и я пока отложил эту историю до лучших времён.
— Я не использую ИИ в своих проектах: всегда сама рисую и ищу референсы. Но я знаю человека, который активно использует их, — Алексей Клименко. Очень советую последить за ним для насмотренности. Его работы даже хотел купить Канье Уэст!
Алексей очень хорошо освоил навык промпта и оверпейнта. Поэтому здесь скорее ценна идея и её подача, а не сам инструмент.
Нейросеть в коммерческих проектах
Александра Малыгина
— В тех студиях, в которых работала я, использование ИИ в любом виде строго под запретом. Это юридически опасный, рискованный контент. Никто не может за него ручаться, и неизвестно, от чьей картины ИИ «откусит» кусок, с кем потом надо будет вопросы урегулировать. ИИ использует чужие иллюстрации, чужие фото и арты, все эти вещи кому-то принадлежат.
Возможно, потом когда-то появится ИИ строго в рамках проектов или в рамках компаний, где будут использоваться исключительно материалы, принадлежащие конкретной компании. Тогда да, ситуация, возможно, изменится, но пока я такого не видела.
Олег Буевский
— Если говорить о тех областях, в которых обычно работаю я (эдиториал, немного рекламных картинок и иногда музыкальные постеры), я пока не могу доверить ничего, кроме генерации идей. Хотя даже в этом случае они обычно довольно далеки от того, что мне нужно, мелкие детали я иногда оттуда заимствую.
Я думал о том, что нейросети могли бы отлично справиться с генерированием корпоративной флэт-иллюстрации, которая была популярна совсем недавно, но, кажется, реанимировать её не получится даже у ИИ. Не то чтобы я переживал по этому поводу: -)
Коммерческая и относительно коммерческая иллюстрация — довольно консервативная отрасль, и я не думаю, что нейросети здесь в ближайшее время победят живых художников. Но, возможно, откусят часть рынка, которая мне не слишком интересна: дизайн упаковки, оформление канцелярии, баннеры.
Сергей Дорохин
— В коммерческих проектах нейросеть стали использовать уже очень широко. Она полезна для бизнеса, так как быстро выдаёт результат. С помощью неё, например, дорисовывают 3D-рендеры, чтобы они выглядели живописнее, они могут генерировать концепты различных объектов и персонажей, которые потом переносят в игры.
По факту, скоро появятся игры, полностью созданные в нейронке, где человек будет выступать только как оператор. Но, думаю, продукты, созданные нейросетью, в общей массе будут похожими друг на друга и не будут обладать ярко выраженной индивидуальностью — по крайней мере, первое время. Это наблюдается сейчас в картинках нейросетей — их видно сразу, даже несмотря на качество. Думаю, такое же будет и с играми, но процесс неумолимо идёт вперёд. Хотя я вполне могу и ошибаться.
Олег Герт
— Я на фултайме работаю арт-директором в рекламном агентстве, и вот тут я очень часто пользуюсь нейросетями. В основном, чтобы быстро создать какой-то объект для скетчей кей-вижуала и для оформления презентаций.
Так как в каких-то моментах, например в оформлении идей, когда нет необходимости выкупать изображение и тратить на это время, уровня генерации нейросетями вполне достаточно.
Когда и как использовать
Александра Малыгина
— Из своего опыта могу сказать, что пару раз получала технические задания, где были прикреплены референсы, сгенерированные нейросетью. Так мне показывали общее направление, но не более.
Картинки, сделанные нейросетью и опытными художниками (именно в таком сочетании), могут вдохновлять и будоражить воображение, поэтому я допускаю их использование в качестве референсов. Но не думайте, что там вы сгенерите что-то супероригинальное. Скорее наоборот.
Многие считают, что робот предложит решение лучше, чем они сами. Пока это актуально только для начинающих. Всё же нейросеть не может конкурировать с опытным и профессиональным художником на текущий момент. Но что будет дальше ― никто не знает.
Олег Буевский
— Когда он видит, сколько ему заплатят: -)
Думаю, пока не стоит добавлять ИИ в пайплайн вообще. По крайней мере, на постоянной основе. Если только представить проект, где у вас есть право на эксперимент и время на ошибки. Такие бывают, но это, к сожалению, исключение, а не правило.
Сергей Дорохин
— Скорее всего, художнику стоит применять нейросеть, если ему требуется подходящий референс для фотобаша: какой-то сложный ракурс, или фактура элемента одежды, или что-то, что не несёт серьёзной смысловой нагрузки на арт. Что-то для экономии времени.
Со своей точки зрения я бы это рекомендовал для определённого этапа работы на предпродакшене, когда вам нужно просто показать идею.
Если же вы создаёте иллюстрации или промоматериалы и у вас как у художника есть свой узнаваемый стиль — то лучше не используйте нейросеть, а качайте свою неповторимость, так как это всегда будет востребованно и ценно: -)
Олег Герт
— Тут всё очень будет у всех разниться, думаю, если нейросеть будет закрывать какой-то процесс.
Могу только предположить, что если стиль рисования сопоставим со сгенерированными изображениями, то вполне можно интегрировать фрагменты творчества нейросетей в свои работы.
Алина Печёнкина
— По моему мнению, здесь есть несколько причин, по которым можно или даже нужно делегировать задачи нейросети: горящие сроки, выгорание, отсутствие подходящих референсов.
Больше интересного про дизайн в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Другие материалы для художников и иллюстраторов